На завершение строительства метро в Челябинске необходимо 75 млрд рублей. Чтобы поддерживать туннели в нормальном состоянии – 200 миллионов, на ремонт проходческого комплекса «Ловат» – еще 130 миллионов, а чтобы продвинуться в строительстве – 5–6 миллиардов ежегодно.
На завершение строительства метро в Челябинске необходимо 75 млрд рублей. Чтобы поддерживать туннели в нормальном состоянии – 200 миллионов, на ремонт проходческого комплекса «Ловат» – еще 130 миллионов, а чтобы продвинуться в строительстве – 5–6 миллиардов ежегодно. На строительство метрополитена каждый год выделяется миллиард рублей, в прошлом году израсходовано 570 миллионов, в текущем запланировано потратить 1,2 млрд рублей. Консервация метро обойдется бюджету в 6–8 млрд рублей, а изъятие из-под земли «Ловата» – в 180 миллионов. Проходчик сломался, средств на масштабную стройку нет, а обеспечение безопасности существующих конструкций стоит немалых денег. В региональном минстрое предлагают сохранить метро и «дождаться лучших времен», специалисты-метростроевцы утверждают, что стройку останавливать нельзя. Разобраться с тем, «куда мы идем и где наш конец с этим метростроительством», призвал председатель комитета по строительной политике заксобрания области Юрий Карликанов. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
Строительство метро в Челябинске – вопрос болезненный не только для депутатов, но и для жителей города, которые ждали открытия первой станции сначала в 2010 году, затем в 2012-м, а потом и вовсе перестали надеяться. По словам бывшего губернатора Михаила Юревича, метро в Челябинске появится лет через 20–30, не раньше. Метрополитен в южноуральской столице строят с 1992 года, за это время было создано всего 18 % подземки.
В 1981 году Совет министров СССР принял решение о создании метро в городах-миллионниках, в 1983 году был разработан план челябинского метрополитена. По данным современного плана, пусковой участок протяженностью 5,7 километра состоит из станций «Комсомольская площадь – площадь Революции – Торговый центр – проспект Победы», двух перегонов, ветки депо, инженерного корпуса и электродепо. При поддержке губернатора Петра Сумина для более эффективного строительства был закуплен канадский тоннелепроходческий комплекс «Ловат», который приступил к работе на станции «Комсомольская площадь» в 2004 году. Финансирование строительства из федерального бюджета прекратилось в 2009 году, что значительно снизило скорость проходки. Теперь метро фактически находится в замороженном состоянии.
Строительство станции «Комсомольская площадь»
Весной 2013 года экс-губернатор Михаил Юревич высказал свою позицию по поводу судьбы метрополитена и признался, что не поддерживал проект, занимая пост мэра. «Еще в 2005 году, будучи мэром Челябинска, я приходил с этим вопросом к тогдашнему губернатору, предлагал все посчитать, подумать над вариантом наземного метро, так называемых скоростных трамваев, но тогда царило шапкозакидательское настроение – «построим любыми путями», никто не считал, сколько это будет стоить. В итоге построили несколько тоннелей, а деньги кончились», – сообщил бывший глава региона.
Комплекс «Ловат» находится в совместной собственности городских и областных властей, что создало проблемы, когда встал вопрос о его ремонте. Как рассказала замгендиректора по производству МУП «Челябметротрансстрой» Зоя Чигина, деньги на ремонт «проходчика», а это 130 млн рублей, планировалось выделить еще в 2013 году. Правда, по словам замминистра строительства Челябинской области Сергея Сихарулидзе, министерство запуталось в юридических вопросах, из-за чего не получилось оперативно закончить с ремонтом. В текущем году будет решаться вопрос о передаче комплекса муниципалитету, сообщила Чигина, и потом можно будет приступить к ремонту. Сейчас «Ловат» находится на глубине 32 метров под проспектом Ленина и улицей Российской. Для того чтобы достать его из-под земли, потребуется 180 миллионов.
По разным оценкам, на строительство метро уже потрачено 12–14 млрд рублей. На его завершение необходимо еще 75 миллиардов, причем ранее озвучивалась цифра в 30–40 миллиардов. «Нужно разобраться с этой цифрой, пока не готов ее прокомментировать, – сообщил Сихарулидзе. – Тут речь идет о полном комплексе метро с вагонами, депо, отделкой станций. Чтобы завершить первую линию, необходимо выделять 4–5 миллиардов ежегодно в течение четырех лет. Это 40 километров туннелей и пять станций. Ежегодно выделяется порядка одного миллиарда, около 200 миллионов уходит на поддержание текущего состояния. Метро – это строительство, которое нельзя остановить».
Один из проектов интерьера станции «Торговый центр»
Проект павильона станции «Площадь революции»
Затраты по консервированию метро, то есть заливке всех станций и тоннелей бетоном, сопоставимы с расходами на продолжение строительства. На консервацию нужно потратить четыре года и 6–8 млрд рублей. «Мнение министерства: на уровне финансирования в один миллиард необходимо поддерживать метро в безопасном состоянии до тех пор, пока не дождемся помощи из федерального центра. Либо выделять по три миллиарда ежегодно, чтобы продвинуться в строительстве», – подытожил Сихарулидзе.
В 2013 году на строительство метро выделялось 1,4 млрд рублей, но к концу года сумма финансирования сократилась до 573 миллионов. Это произошло по причине того, что «Челябметротрансстрой» не получил положительного заключения проектировщика – «Метрогидротранса» на новый этап работ, сообщила замгендиректора по производству Зоя Чигина. Новый комплект документов уже направлен на экспертизу, «Метрогидротранс» уже рассматривает проект челябинцев.
«В 2013 году мы достроили эскалаторный тоннель, усилили свод станции «Торговый центр», предотвратили оседание грунта, разрастание компрессионной воронки. Основные средства были направлены на усиление и исключение чрезвычайных ситуаций», – рассказала Чигина.
Напомним, несколько лет назад в Челябинске активно обсуждались слухи о том, что в районе «Торгового центра» дома могут уйти под землю из-за строительства метро. Специалисты сегодня назвали эти страхи беспочвенными. Зоя Чигина так же, как и замминистра строительства, полагает, что консервировать метрополитен нецелесообразно, нужно его достроить. «Мировая практика метростроения не имеет прецедентов прекращения строительства при степени готовности, характерной для сегодняшнего состояния метрополитена Челябинска, – отметила Зоя Чигина. – Наоборот, если город начал строить метро, он по мере его развития не прекращает его никогда».
Директор Челябинского дорожно-транспортного института Виталий Передерий считает, что Челябинску метро необходимо, так как наземный транспорт уже не справляется с нагрузкой. «Хочу привести в защиту метрополитена некоторые цифры, – сообщил Передерий. – На Северо-Западе у нас в движении находится порядка 400 тысяч человек, это треть города. Утром люди уезжают на работу и вечером возвращаются. Пассажиропоток – 150 тысяч человек в час. Проходная способность всех существующих наземных магистралей – 70 тысяч, то есть дефицит составляет 50 %. И эту брешь перекрывает одна линия метрополитена».
Схема Челябинского метрополитена в полном развитии
Прошлой весной Михаил Юревич назвал создание метро в Челябинске убыточным проектом из-за небольшой протяженности ветки и невостребованного у горожан маршрута. Но сегодня специалисты-метростроевцы и депутаты сходятся во мнении, что городу необходима даже такая короткая ветка («Комсомольская площадь» – «Торговый центр»). По словам Карликанова, минстрой и городская администрация должны согласовать свою позицию по вопросу строительства метро, а затем принимать окончательное решение. Предстоит решить, выделять ли средства на поддержание метрополитена в рабочем состоянии, или перенести вопрос на федеральный уровень – просить на строительство не менее пяти миллиардов ежегодно.
К слову, попытка челябинцев попросить у премьера Дмитрия Медведева 36 миллиардов на строительство метрополитена успехом не увенчалась. Группа местных жителей в августе прошлого года собирала голоса под обращением к председателю правительства., однако к конечному результату это не привело.
Стоит отметить, что расходованием средств, выделенных на строительство метро в Челябинске, периодически интересовались силовые структуры. В ноябре прошлого года полиция изъяла документы компании-подрядчика «Челябметрострой» в ходе расследования дела о растрате бюджетных средств. Вскоре силовики нагрянули и к заказчику строительства – в «Челябинскметротрансстрой». Здесь проходили обыски по факту хищения средств, выделенных из областного бюджета на поставку оборудования для стройплощадок метрополитена.
Несмотря на довольно туманные перспективы, местные власти надеются на поддержку федерального центра. Не исключено, что деньги Москва выделит в 2015 году. Об этом в ноябре прошлого года рассказал замглавы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. Пока завершение строительства, по всей видимости, придется отложить до лучших времен, поддерживая существующие тоннели в безопасном состоянии. Пожалуй, для жителей Челябинска метро уже стало своеобразным символом чего-то несбыточного, и к появлению в городе подземного транспорта южноуральцы относятся с долей иронии. Пока одни считают, «сколько денег было украдено», другие в соцсетях шутят о том, что строительство метро тормозят владельцы маршруток, и оставляют сообщения от имени челябинского метрополитена, которые на протяжении длительного времени оставались неизменными: «Меня вчера не рыли, может, завтра будут рыть», а с середины января обновились на следующие: «При Юревиче меня не рыли, может, новый губернатор начнет?».
Фото: skyscrapercity.com, chelmetro.ru
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях