Энерготеррор: как это будет со всеми регионами, где есть Бобров и Биков

Пример Курганской области не вдохновляет: по сути, люди, которые контролируют энергетику, могут забрать себе любое предприятие, которое им понравится

В Зауралье складывается парадоксальная ситуация. Здесь самые высокие тарифы на электроэнергию, конкуренции нет даже в сбытовом секторе, а энергетики могут забрать за долги любое предприятие! Частная монополия энергетиков Артема Бикова и Алексея Боброва наносит огромный вред экономике Курганской области, предприятия скованы по рукам и ногам.

В Зауралье складывается парадоксальная ситуация. Здесь самые высокие тарифы на электроэнергию, конкуренции нет даже в сбытовом секторе, а энергетики могут забрать за долги любое предприятие. Частная монополия энергетиков Артема Бикова и Алексея Боброва наносит огромный вред экономике Курганской области, предприятия скованы по рукам и ногам. Из региона выкачиваются огромные средства, в его развитие ничего не вкладывается – в этом убедился корреспондент «УралПолит.Ru».

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 7 сентября  решил приостановить финансовую поддержку Курганской области. Как пояснили в управлении по связям с общественностью фонда, – в связи с тем, что Шадринск не обеспечил с 1 июля присутствие в коммунальном комплексе города не менее 80 % коммерческих организаций. Это означает, что область лишится миллиардов на капремонт домов. Отметим, что по состоянию на 1 сентября доля коммерческих организаций в ЖКХ Курганской области составляет 73 %.

Большая часть предприятий, которые заняты в коммунальном комплексе (а в энергетике это 100 % компаний), принадлежат, через сеть аффилированных фирм, скандально известным энергетикам Артему Бикову и Алексею Боброву. И случай с потерей миллиардов из государственного фонда – не первый случай потерь в экономике области от их действий. Еще на слуху громкое банкротство завода колесных тягачей «Русич». Сейчас в арбитражах рассматривается сразу несколько дел по искам энергетиков к компаниям, которые производят стройматериалы, – то есть в одном из самых прибыльных секторов экономики! Причина все та же – системные неплатежи за электроэнергию.

Сами компании уверяют, что им постоянно давали отсрочки по платежам, они выплачивали задолженность небольшими суммами. Но в один прекрасный день к ним пришли из энергокомпании и потребовали погасить задолженность сразу. «А буквально на следующий день подали заявление в арбитражный суд! Не дали ни дня, чтобы как-то исправить ситуацию», – негодует один из представителей строительной компании, которая сейчас находится в состоянии банкротства.

Все по-кургански

«В области, по сути, развернут энерготеррор, – возмущается Дмитрий Ивашов, собеседник «УралПолит.Ru», предприниматель из Зауралья. У него здесь небольшой бизнес по выращиванию зерновых. – Нас просто душат энерготарифами! Они растут такими темпами, что мы просто не успеваем брать кредиты, чтобы заплатить! В последний раз, чтобы расплатиться, я продал два трактора из четырех – все равно урожая мало. Совершенно точно, в этом году мое хозяйство будет банкротом, тарифы на электроэнергию меня просто съедят».

И действительно, тарифы в Курганской области – самые высокие в УрФО. Например, тариф на электроэнергию для населения в Тюмени к концу года составит 1,36 рубля за кВт, в Екатеринбурге – 2,68 рубля, в Кургане – 3 рубля за кВт. Такая же ситуация и по теплу: тюменцы платят 758 рублей за гигакалорию, жители Екатеринбурга – 1103, курганцы – 1376 рублей.

Любой тариф, как любил говаривать один известный председатель региональной энергокомиссии, – это предмет торга сторон. Любой тариф сейчас – это целый слоеный пирог. В него входит все – от цены за киловатт-час, причем она зависит даже от времени покупки, до платы за аварийное восстановление ключевых объектов энергетики. И в случае с ценой только что выработанного киловатт-часа поделать что-либо трудно. Априори киловатт-час с относительно новой Сургутской ГРЭС-1, выработанный на попутном газе с нефтяных месторождений, будет дешевле, чем киловатт-час, произведенный на старенькой Курганской ТЭЦ с использованием покупного природного газа. Цену на этот слоеный пирог – предельные минимальные и максимальные уровни тарифов для населения – назначает Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае с Зауральем – это департамент  госрегулирования цен и тарифов) устанавливает тарифы на электрическую энергию в рамках установленных ФСТ предельных уровней. То есть тариф в общем регулируется властью.
 
Другое дело – его составляющие. Например, сбытовые надбавки – те, что устанавливаются предприятиями, которые работают в самом конкурентном секторе энергетики, исходя из собственных нужд. На Южном Урале гарантирующий поставщик, Челябэнергосбыт, работает со сбытовой надбавкой 84,73 рубля за Мватт-час, и это одна из самых высоких надбавок в области. В Курганской области тариф – 89 рублей. Примерно такая же ситуация и с ценами на технологическое присоединение – в Курганской области они тоже одни из самых высоких в регионе.

Удержаться любой ценой

Вроде бы, с киловатт-часа – копейки. Но сколько их набегает ежегодно и постоянно? И в той же Челябинской области работает восемь энергосбытовых компаний, и значит, предприятие всегда может уйти от одной компании к другой. В Свердловской области – девять, из них четыре в статусе гарантирующего поставщика (то есть того, кто должен поставлять электричество компаниям, передающим его населению в любом уголке региона). И каждое предприятие хоть завтра может уйти от одного поставщика к другому, выйти на оптовый рынок самостоятельно.

В Курганской области это в принципе исключено – тут рынком почти полностью (более чем на 98 %) владеет «Энергосбыт». Он же, разумеется, и единственный в регионе гарантирующий поставщик. ОАО входит в энергосбытовую компанию «Восток», которая, через сеть аффилированных лиц, принадлежит, как и сети, и генерация области, Бикову и Боброву. При этом в Зауралье растет спрос на электроэнергию, а к сетям присоединяются все новые потребители: если в 2008 году таких было 498, то в 2011-м – уже 851 новый потребитель. То есть рынок расширяется. Причем компания может особо ничего не делать, а только сидеть и думать, как бы не пустить к себе конкурентов.

«Если компания единственная на энергосбытовом рынке, то у нее нет совершенно никаких стимулов экономить на своих собственных издержках или пытаться купить электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощностей подешевле. Ее главная задача  – удержать свое доминирующее положение в регионе, используя  административный ресурс», – отмечает собеседник «УралПолит.Ru», знакомый с ситуацией в регионе.
 
Понятно, что сбытовые и сетевые компании, контролируемые одним человеком, могут вступать в альянсы и выступать единым фронтом, обеспечивая себе именно те тарифы, которые не заставляют экономить. И по которым все равно заплатит потребитель. Ну а то, что экономика области от таких тарифов стонет и трещит, – так что ж. Ничего личного, просто бизнес. Тем более что энергоактивы Курганской области приносят хозяевам совсем неплохие деньги. Один только курганский «Энергосбыт» в 2011 году в рамках так называемого обратного выкупа акций перечислил Бикову более 3,7 млн рублей. Еще более пяти миллионов перечислили своему единственному акционеру «Востоку» в виде дивидентов только за 2011 год. А из крупных инвестпроектов в 2011 году это ОАО реализовало только строительство офисов в четырех райцентрах Курганской области, на которое потратило более 17 млрд рублей.

Мы такие одни!

Принцип ведения бизнеса – «мы должны быть одни» – Биков и Бобров проповедуют во всех регионах. Сейчас это происходит на Ямале, где Ямалкоммунэнерго подминает под себя небольшие компании. Этого же развития событий боятся и в Свердловской области, где Биков и Бобров, по некоторым данным, оплатившие назначение Куйвашева на должность губернатора, теперь пытаются отбить свои затраты. Пока им отдали Облкоммунэнерго – актив, где наряду с хроническими неплательщиками вроде Артемовского есть стабильно работающее подразделение, обслуживающие новые сети платежеспособного Академического – нового района Екатеринбурга.

«Чтобы отбить свои затраты, которые будут в Артемовском, там точно начнется серия банкротств тех немногих предприятий, что там еще работают, причем в пользу Облкоммунэнерго», – уверены наши собеседники, знакомые с ситуацией в городе. Не удивимся, если после приватизации этого актива в пользу любой из структур Бикова или Боброва акции этих предприятий окажутся на балансе многочисленных аффилированных с ними фирм. Другое дело – почему же еще никто не остановил нашего губернатора, который беззастенчиво отдает своим «кошелькам» первые же свободные энергоактивы? Мы что, хотим, чтобы все предприятия Свердловской области были отданы в энергетическую кабалу? Чтобы на территории области теперь уже из-за высоких тарифов банкротились все новые и новые предприятия? Неужели нам мало на территории горячих точек, где люди голодают?

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров