Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Богатый сосед? Поделится
Радостная для жителей и промышленников Курганской области, и одновременно не очень радостная для Тюменской «матрешки» новость. Вице-премьер Юрий Борисов направил письмо президенту Владимиру Путину с предложением перевести на единый тариф за передачу электроэнергии часть регионов России; это необходимо для «снижения стоимости электроэнергии в регионах, требующих поддержки». По его мнению, среди прочих, в поддержке нуждается и Курганская области. По плану Юрия Борисова «отстающие» регионы нужно объединить (на уровне энерготарифов, конечно, а не в административно-политическом плане) с более успешными соседями. То есть тарифы в экономически слабых регионах нужно снизить за счет повышения сильных. В частности, в результате предполагаемой реформы, тариф в Курганской области может упасть на 34%, а для остальных потребителей новой зоны (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО) – вырасти на 1%. Отметим, что ранее такое предложение звучало и от ПАО «Россети».
По замыслу сторонников подобного подхода, снижение цен на электроэнергию в депрессивных регионах привлечет энергоемкие производства, а также стимулирует существующие предприятия не переходить собственную генерацию. Цели благородные, но относительно Курганской области (да и большинства других заявленных получателей новых «плюшек») вряд ли сработает. Во-первых, в данном случае в выигрыше окажутся только жители и немногочисленные промышленные компании, уже присутствующие на территории «слабого» региона. Повышение тарифов в Тюменской «матрешке», пусть только на 1%, в текущей экономической ситуации даже у относительно благополучных нефтегазовых соседей так или иначе заденет все сектора: от крупной промышленности до малого бизнеса и населения. Во-вторых, у нас уже есть показательный опыт федерального масштаба – не первый год все потребители России оплачивают низкие тарифы на электроэнергию на Дальнем Востоке. Изначально планировалось, что это тоже повысит инвестиционную привлекательность региона, однако очереди из желающих вложить деньги в создание предприятий в ДФО по-прежнему не наблюдается. Что поделать, ну не хотят инвесторы, даже при заниженных энерготарифах, заходить в депрессивные регионы со стремительно стареющим населением, отсутствием квалифицированной рабочей силы (миграция), плохой логистикой и удаленными рынками сбыта.
Эксперты отрасли уже высказались по поводу инициативы и в очередной раз указали на то, что такие решения только усугубят и без того плачевное положение с перекрестным субсидированием. Только теперь оно будет еще в региональном масштабе, на территориальном уровне в отдельных субъектах. Кроме того, повышается вероятность конфликтов между регионами. Почему-то многие до сих пор думают, что метод Шарикова «взять все – и поделить» будет работать, хотя, как показывает практика, эффектов, по крайне мере положительных, от такого метода не было никогда.
Отличились премией
В ООО «Газпром трансгаз Сургут» заявили о премировании вахтовиков за ухудшение условий труда из-за ситуации с коронавирусом. Речь идет о сумме, составляющей 75% от оклада. Генеральный директор компании Олег Ваховский также сообщил, что работникам вахтовым методом перешли на трехмесячный график работы.
В условиях экономического кризиса, снижения спроса на углеводороды и как следствие – снижение прибыли нефтегазовых компаний, жест выглядит вполне благородно. Хотя, согласно официальным отчетам, выручка от продажи услуг по транспортировке газа по всей группе «Газпрома» за первые шесть месяцев этого года по отношению к аналогичному периоду 2019 года сократилась всего на несколько процентов, приятного мало. Примечательно, что об увеличении вахтовых смен ранее сообщали и другие подразделения «Газпрома» в ХМАО и ЯНАО. Однако то ли премию не выписывали, то ли не захотели выносить этот инфоповод на всеобщее обозрение. Может быть и зря – обязательной обсервацией, обеспечением лекарств и другими «мерами по защите здоровья вахтовых работников» сегодня уже никого не удивишь.
Первым делом самолеты
Уже никого не удивляет то, что начиная с весны этого года в целом по России каждый месяц снижается цена на авиакеросин. С мая по октябрь ежемесячно стоимость авиатоплива ежемесячно снижалась в среднем на 11-12%. В октябре падение составило 11,62% по отношению к ценам начала года. Вроде ничего необычного: снижение спроса на авиаперелеты из-за «ковидных» ограничений и падения реальных доходов населения. Но на общем фоне резко выделились регионы УрФО. Только в октябре цена на авиакеросин в ключевых аэропортах выросла в среднем на 3-5%: Тюмень – 3,5%, Нижневартовск – 3,6%, Сургут – 3,5%, Надым – 9,7%, Екатеринбург – 5% и 5,8% (в зависимости от поставщика), Челябинск – 3,5%.
Как известно, спрос определяет предложение: из статистики Росавиации следует, что объемы перевозок в аэропортах УрФО в последние месяцы растут. К примеру, через екатеринбургский аэропорт Кольцово в самый жесткий «коронавирусный» апрель прошло только около 29 тыс. пассажиров, однако уже в июле этот показатель равнялся 368,5 тысячам, а в сентябре вырос до 472,5 тыс. В крупных городах ЯНАО (Новый Уренгой, Ноябрьск) вообще решили не ждать июля и сразу после «ковидных» апреля и мая отправились в отпуска – там динамика пассажиропотока особо ограничениями не корректировалась. Примерно так же дела обстоят и в ХМАО. Кстати последствия видны до сих пор – ХМАО и ЯНАО, находятся в антилидерах по заболеваемости COVID-19. В Екатеринбурге ситуация тоже не радужная.
Наверное, обвинять суровых уральцев и сибиряков было бы не совсем правильно. Отпуска для них – святое, да и должен же кто-то обеспечивать налоговые поступления в федеральный бюджет. Но в данной ситуации, бесспорно, такая активность явно сыграла на руку поставщикам авиакеросина, а заодно и авиакомпаниям.
Автор: Александр Жезлов
© Вероника Борзова