Вроде мелочь, но мелочь неприятная

Вечный огонь
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Ни для кого ни секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

Энергетика – это всегда про экономику, но зачастую тема подается под политическим и социальным углом. С одной стороны, экономика без политики не существует, хотя первая определяет вторую. С другой стороны, мух от котлет нужно отделять.

Наше всё

На прошлой неделе столкнулись два национальных достояния. ОНФ направил письмо председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру с просьбой рассмотреть возможность поставлять газ для мемориалов «Вечный огонь» бесплатно. Очередным поводом для откровенно политического письма и его тиражирования в СМИ послужила ситуация в Рыбинске (Ярославская область), где ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» потребовал у местной администрации погасить долг более 130 тыс. рублей за газ, который использовался на местном мемориале «Огонь славы». Позже пресс-служба городской администрации, не раскрывая подробностей, сообщила, что «были достигнуты договоренности по вопросу поставки газа». Со своей стороны газовики официально заявили, что «были вынуждены обратиться с прямым письмом к главе Рыбинска в связи с отсутствием договора на поставку газа на мемориале, а также, что «согласно правилам поставки газа бездоговорное потребление ресурса незаконно». Само ПАО «Газпром» ситуацию пока не комментирует. К слову, дискуссия о снабжении газом «вечных огней» периодически всплывала на протяжении последних десяти лет, хотя больше на уровне регионов.

Для начала напомним: несколько лет назад Министерство культуры, Министерство обороны и ОНФ проводили учет подобных мемориалов. Выяснилось, что в России существует около 3,6 тыс «огней» (например, в Свердловской области их 83, а в Челябинской – 88), однако постоянно горят 22%, а остальные зажигают только по праздникам. По разным оценкам, ежедневно на памятниках может сжигаться от 15 до 30 кубометров топлива, то есть примерно от 5 до 10 тыс кубометров в год. Теперь представим, что «Газпром» согласиться бесплатно поддерживать огонь на всех мемориалах – 18 млн кубометров минимум. В первом полугодии цена на газ на внутреннем рынке составляла 60$ за 1 тыс. кубометров. Таким образом можно сжигать более 1 млн долларов в год. Вроде для «Газпрома» мелочь, но учитывая колоссальный спад спроса на внешних рынках в этом году, а также то, что еще весной цена на внутреннем рынке превышала спотовые цены на внешнем – мелочь неприятная. При этом «Газпром» – это один из основных налогоплательщиков и в нынешней ситуации такая мелочь неприятна и для бюджета.

Кстати, уже давно некоторые региональные активисты, ни в коем случае не желая оскорбить память о подвиге ветеранов, предлагали перевести «вечные огни» на более дешевую энергию. К примеру, оснастить мемориалы светодиодами, а освободившийся газ направить на обогрев частных домов для социально незащищенных слоев населения по льготным ценам – все-таки для суточного обогрева даже большого дома нужно как минимум в пять раз меньше «голубого топлива». Не самая глупая мысль.

Традиционная история

На директора департамента госрегулирования цен и тарифов Курганской области Ирину Гагарину завели административное дело за невыполнение в срок законного предписания. В управлении регионального тарифного регулирования ФАС России сообщили о нарушениях в сфере тарифного регулирования со стороны правительства Курганской области. ФАС уже рассматривала ситуацию АО «СУЭНКО» (является «дочкой» единственного крупного генератора энергии в Курганской области – «Корпорации СТС», прим.ред.) и департаментом: зауральский департамент установил тарифы ниже, чем определило антимонопольное ведомство. ФАС потребовала ввести новые тарифы, однако департамент этого не сделал.

Конфликт между правительством Курганской области и СТС, длится уже не первый год. В 2018 году Вадим Шумков, являясь еще и.о.главы региона, заявил о необоснованно высоких тарифах, утвержденных для всех структур «Корпорации СТС». Со своей стороны энергетики объясняли завышенные цены отсутствием крупных платежеспособных потребителей электроэнергии в регионе, а также «необходимостью модернизации электросетевого хозяйства за счет инвестсоставляющей, заложенной в тариф». Уже летом этого года Вадим Шумков в своем Instagram заявил о «массовой медиа-атаке» в адрес своей команды и себя самого. Многие СМИ и политологи тут же предположили, что наиболее вероятными авторами атаки являются бенефициары СТС. Конечно, любители конспирологии могут рассматривать инцидент с Гагариной как логичное продолжение атаки, если бы не одно «но». Никто не спорит, что владельцы больше беспокоятся о своей прибыли, нежели о заявленной модернизации, но ряд факторов пока играют за «Корпорацию СТС: в Курганской области действительно отсутствуют крупные платежеспособные потребители, а сама энергосистема, мягко скажем, не в идеальном состоянии и требует весьма затратного содержания. Может быть ФАС и согласилась с этими доводами. Шумкова понять тоже можно: новый губернатор ратует за снижение тарифов для населения, ведь нужно оправдывать доверие избирателей. Но потеснить СТС с позиций в Курганской области достаточно сложно, ибо больше генераторов там нет. Есть подозрение, что история закончится вполне традиционно – вне зависимости от исхода борьбы население существенно меньше платить не станет. Ну а что, обоснование тарифов, по крайне мере формальное, есть.

Карнавала и не было

6 сентября все причастные праздновали День работника нефтяной и газовой промышленности. Собственно, праздника с традиционном размахом не получилось – многие города ХМАО и ЯНАО отказались от массовых мероприятий, а нефтегазовые предприятия подтвердили, что в этом году в связи с пандемией не будут привозить артистов и устраивать массовые шоу.

На фоне этого произошло достаточное интересное событие. Почти 76 тыс. жителей ХМАО подписали петицию, в которой они отказывались от праздника: сэкономленные деньги городских бюджетов и нефтегазовых компаний (в основном, все-таки, средства выделяют они) на приглашенных артистов, салют и другие праздничные атрибуты предлагалось направить на лечение маленькой девочки из Нефтеюганска, которой был поставлен диагноз «Спинально-мышечная атрофия второго типа». Для лечения требовалась нешуточная сумма – 180 млн рублей (стоимость одного укола). Уже 1 сентября организаторы акции поблагодарили всех участников акции и сообщили: сбор закрыт, нужная сумма собрана. При этом было отмечено, что «в последние дни на счета благотворительных фондов поступили несколько крупных анонимных переводов».

Конечно, планы по проведению праздника в городах ХМАО были скорректированы из-за пандемии и можно только предполагать, что нужную сумму собрали те самые нефтяники и газовики. Даже с учетом значительного падения выручки всех предприятий отрасли в первом полугодии. Значит, не все так плохо. И здесь «не все так плохо» относится по больше части не к экономике.

Автор: Александр Жезлов

© Ирина Гордеева