Ни для кого ни секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Поможет ли уборка?
Руководитель Центрального аппарат российского Росприроднадзора Светлана Радионова подвела промежуточные итоги комплексной проверки Северо-Уральского территориального подразделения ведомства. На своей странице в Instagram глава Роспророднадзора указала, что «картина пока грустная», а также, что «претензии не только и не столько к работникам территориального органа, сколько к самим «привычкам» – как в области надзора, так и со стороны самих природопользователей». «В регионах, прославившихся, к примеру, добычей углеводородов, в которую вкладывают огромные средства, нет единообразия по вопросам экологии. Часто они решаются «персонально», - поясняет чиновник.
Публикации о конкретных нарушениях и должностных лицах, решающих вопросы «персонально», видимо, следует ждать после окончания проверки, хотя некоторые уже говорят о том, что мероприятие «отчетно-выборное» и укладывается в рамки всероссийского тренда «Норильский след». Но дело даже не в этом. В сообщении Светланы Радионовой явно читается неудовольствие, относящееся, в первую очередь, даже не к экологическому состоянию регионов, а к деятельности местных эко-чиновников.
Еще до того, как экологические проверки после катастрофы в Норильске стали чуть ли не ежемесячными, из ХМАО, ЯНАО и отчасти Тюменской области (то есть там, где добывается и транспортируется нефть, а следовательно – присутствуют определенные экологический риски) периодически приходили вести о том, что «надзорные органы выявили нарушения и оштрафовали». Под раздачу попадали как мелкие компании (например, недавняя новость из Надымского района ЯНАО о разливе нефти «дочкой» ЛУКОЙЛа компанией РИТЭК), так и федералы. Учитывая как масштабы компаний, так и масштабы их производства, нечастые новости о том, что кто-то из нефтяников разлил несколько тонн нефти и беспощадно оштрафован на пару миллионов рублей, действительно выглядят, скорее, как отчет о проделанной работе. Однако каково реальное количество тех же разливов и других нарушений, наносящих урон окружающей среде в нефтегазовых субъектах – мало кто знает. К примеру, как отмечал полгода назад руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России Алексей Книжников, являющийся, кстати, не политическим «экологом-горлопаном», а вполне авторитетным экспертом, знающим нефтегазовую отрасль, сами нефтяные компании публикуют информацию только о 2% разливов.
Заявление госпожи Радионовой выглядит как сигнал для ответственных лиц, возможно, имеющих свои договоренности с нефтегазовыми стейкхолдерами. Может быть, после проверки и последует ряд оргвыводов со всеми вытекающими. Правда не факт, что обновленный состав подразделений Роспотребнадзора не пойдет по тому же пути «персональной договоренности» с компаниями ТЭК. У нефтегазовых компаний ведь тоже есть свои кнуты и пряники.
Одобряют и утверждают
Главгосэкспертиза одобрила проектно-сметную документацию на первый этап строительства железнодорожной магистрали «Обская – Салехард – Надым». Постоянно откладывающаяся стройка, огромные деньги, требующиеся для строительства Северного широтного хода – это, безусловно, важные темы. Однако традиционно возникают вопросы целесообразности и окупаемости моста через Обь и СШХ, особенно в современных реалиях, в том числе, с точки зрения нефтяников и газовиков.
При этом Главгосэкспертиза посчитала, что «расчетный объем перевозок, или грузонапряженность мостового перехода – 23,9 млн тонн промышленных грузов в год». Было бы небезынтересно взглянуть на методику расчетов. То, что месторождения, в районе которых будет (если будет) проходить СШХ, уже зрелые и давно вступили в стадию падения добычи – факт общеизвестный. Поэтому вопрос номер один – что по этой железной дороге на эти месторождения возить, и в каких объемах?
Что касается новых месторождений: в 2010-ых, когда на Ямале только начинали развиваться крупные «удаленные» нефтегазовые проекты, например, Новый Порт и Мессояха «Газпром нефти» или же Сабетта «Новатэка», компаниям уже было все понятно – рассчитывать можно только на себя. И справедливости ради можно отметить, что нефтяники и газовики свою задачу сами же и решили – месторождения обустроены, необходимая инфраструктура создана, углеводородное сырье добывается. Без СШХ. Правда логистика недешевая, но ждать каких-либо дорог или самим полностью оплачивать их строительство вышло бы гораздо дороже. Вопрос номер два – что по предполагаемой железной дороге вывозить с Ямала? Все крупные нефтяные и газовые месторождения региона сегодня уже либо связаны с магистральными нефте- и газопроводами, либо, имеют выход к морю и давно используют танкеры. Все работает.
И саму стратегию СШХ, и строительство железной дороги с мостом через Обь в районе Салехарда уже утверждали и одобряли все кому не лень – от региональных чиновников до главы государства, при этом подкрепляя свои выступления мнениями различных экспертов. Только реальных дел, кстати, как и реально выделенных на реализацию проекта денег, пока не наблюдается. Все на уровне планов, проектов, документов. С точки зрения политики объяснить можно – невыгодно отказываться от своих обещаний. С точки зрения нефтегазовых компаний – видимо, когда мост и СШХ будет построен, они уже вряд ли пригодятся. По крайне мере, есть большая вероятность, что не окупятся.
«Обогатиться обоснованно»
В Свердловской области снова спорят интернет-провайдеры и ресурсоснабжающая организация. На этот раз АО «Облкоммунэнерго», которому на правах аренды принадлежат опоры освещения в Нижнем Тагиле, грозят массовым отключением телекоммунальных услуг. Энергетики повысили провайдерам стоимость аренды в семь раз с 57 до 413 рублей в месяц. «Операторы связи поставлены в безвыходное положение, когда других вариантов размещения ВОЛС нет, и компания-арендатор опор освещения пользуется своим положением. Любопытно, чем руководствовались в «Облкоммунэнерго», повышая тариф в семь раз? Почему сразу не в 10, не в 20? Почему, предлагая нам заведомо необоснованные тарифы на размещение, не учитывались аналогичные расценки в прилегающих населенных пунктах, где тариф кратно ниже?» – выразил свою позицию председатель Уральской ассоциации операторов связи Леонид Блинов.
По информации операторов, в случае отказа от заключения нового договора ресурсники грозят в ближайшее время демонтировать ВОЛС с опор освещения. В свою очередь в «Облкоммунэнерго» заявили, что «в соответствии с действующими в компании регламентами и положением о договорной работе на все одинаковые по виду и характеру осуществляемые по обращению потребителей работы заключаются типовые договоры с едиными расценками». Кроме того, в компании оставляют за собой право взыскать с провайдеров стоимость потребленных ранее и неоплаченных услуг: «Участники рынка годами бесплатно пользовались имуществом, что фактически является необоснованным обогащением», – добавили в пресс-службе «Облкоммунэнерго».
Отметим, что ситуация не уникальная: например, весной ЕМУП «Гортранс» в Екатеринбурге также увеличил тарифы для провайдеров с 163,49 до 422 рублей. Тогда федеральные и местные операторы связи написали письмо на имя главы города, однако тарифы все равно выросли. При этом в конце прошлого года тарифная комиссия мэрии утвердила уровень ежемесячной аренды в размере 820,66 рубля, однако операторы выиграли дело в суде. Позже энергетики снова решили взяться за операторов связи.
Особенность конфликта заключается в новых условиях, связанных с ковидными ограничениями. Как уже предупреждают провайдеры, Нижний Тагил рискует остаться без интернета, что может существенно подорвать «удаленку» во многих сферах – от экономики до образования. В какие убытки это может вылиться пока сложно даже представить. В современных условиях интернет стал стратегическим направлением. Без шуток.
Судя по всему, в АО «Облкоммунэнерго» хотят «обогатиться обоснованно»: еще до «коронакризиса» чистая прибыль компании за 2019 год составила 148,2 млн рублей. Для сравнения: в 2018 году этот показатель был равен 373,5 млн рублей. Нужно повышать маржинальность. И может быть у энергетиков все получится. Только если пользователям Нижнего Тагила отключат интернет (подчеркнем, речь не только о массовом, но и о бизнес, административном и социальном сегментах), то пострадают все. С кого будут спрашивать в этой ситуации, пока непонятно.
Автор: Александр Жезлов
© Ирина Гордеева