Ни для кого ни секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Розница пока «не заходит»
В Челябинской области «Новатэк» открыл малотоннажный СПГ-завод и уже тогда было понятно, что компания определила для себя рынки сбыта. Но, разумеется, изначально и не планировалась, что «газомоторизация» обойдется без бюджетных денег – в Челябинской области уже начали выдавать субсидии по программе перевода транспорта на газ. В частности, четыре пункта переоборудования транспорта получили первые субсидии в размере 2,4 млн рублей на компенсацию скидки для клиентов.
Как заявил заместитель губернатора Челябинской области Егор Ковальчук, в этом году на подобные выплаты в региональном бюджете заложено 14,5 млн рублей. Немного, да и объемы тоже небольшие – деньги получили всего девять ИП и юрлиц, а до конца года должно быть переоборудовано более 150 единиц транспорта. Кстати, из тех компаний, что получили субсидии, только две – в Магнитогорске (собственно, там, где и завод), другие семь – в Челябинске. Видимо, пока рядовые потребители в других городах и сельской местности региона не торопиться переходить на газ. Есть подозрение, что если вдруг розница «не зайдет» (а пока повального перехода на метан среди физлиц не наблюдается) обязательно сыграет другой вариант – «газомоторизация» коммерческого и муниципального транспорта. Рычагов давления в этих сегментах намного больше. Да и переоборудование или изначальная закупка техники, работающей на ГМТ, обойдется явно не в 14,5 млн рублей.
Конечно, никто не спорит, что ездить на метане и дешевле, и экологичнее, да и двигатель меньше изнашивается. Если бы не пару «но»: до сих пор висит вопрос с развитием сети заправочных станций по всем регионам, а не только по некоторым окружным центрам. Кроме того, на переоборудование транспорта или закупки нового, уже работающего на метане, как уже было сказано, явно понадобятся не маленькие деньги. Естественно, бюджетные. А если не справятся регионы, то федеральная казна наверняка поможет. Вместе с тем отметим, что в июне правительство РФ приняло постановление, предусматривающее возможность перевода техники на природный газ за 1/3 от стоимости. Судя по тому, что не так давно Леонид Михельсон заявлял о перспективах внутреннего рынка, то скорее вопросы так или иначе решатся – за пустыми расходами Леонид Викторович замечен еще не был.
Очередной удар
Министр энергетики РФ Александр Новак выступил с заявлением, согласно которому «снижение рынка нефтесервисных услуг в 2020-2021 годах может составить почти половину от уровня 2019 года». По мнению министра, снижение объемов заказов неизбежно обострит конкуренцию на рынке, что в свою очередь, может повлечь необратимые экономические последствия для ряда компаний. Соответственно, помимо экономических последствий ожидаются и социальные: например, месяц назад аналитическая компания Rystad Energy опубликовала исследование, согласно которому численность персонала нефтесервисных компаний в 2020 году сократится на 150 тыс. человек из-за пандемии коронавируса и потрясений на нефтяном рынке.
На фоне таких прогнозов уже появляются вести с полей ХМАО и ЯНАО. Как говорят сами нефтесервисные компании и профильные ассоциации Тюменской области, около 70% работ по выигранным тендерам начали отменять еще летом. Некоторые нефтегазовые компании переносят работы на следующих год, а некоторые даже заявляют, что «собираются самостоятельно проводить нефтесервисные работы».
Понятно, что в данной ситуации выживут только крупные нефтесервисы со значительной финансовой подушкой, которая с одной стороны, позволит выплачивать работникам зарплату, с другой, демпинговать и бороться даже за самые мелкие заказы. Интересно здесь выглядит желание некоторых нефтяников самостоятельно проводить нефтесервисные работы. Как известно, нефтесервис ведущих компаний в ХМАО и ЯНАО был отпущен на вольные хлеба еще в 90-ые и «двухтысячные» годы. Кстати, дольше всех держался «Сургутнефтегаз», но потом сдался и он. Вопрос в следующем: смогут ли сами нефтяники полностью заменить сторонние организации, не имея достаточного количества оборудования и работников? Будут закупать? Тогда выйдет дороже. Хотя пофантазировать на тему «возрождение собственного нефтесервиса» и приятно, но в нынешних реалиях вероятность такого развития событий крайне мала. Ясно одно: пока ситуация на нефтяном рынке не стабилизируется ждать крупных заказов нефтесервису Западной Сибири не придется. Как следствие – изменение официальной статистики по безработице не в лучшую сторону и очередные недополученные налоги.
«Что-то крупное нефтегазохимическое» и прачечная
Недавно на территории Арктической зоны РФ заработал закон, касающийся льгот и преференций, которые, по мнению авторов законопроекта, должны стимулировать бизнес идти в Арктику. То, что малый бизнес крайне неохотно идет в Арктику, понятно уже давно: дорогая логистика, необходимость платить более высокие, по сравнению с другими регионами, зарплаты и не всегда привлекательный рынок сбыта – не все арктические регионы могут похвастаться финансовым благосостоянием граждан. Еще три месяца назад даже замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков говорил, что «за последние три года количество предприятий малого и среднего предпринимательства в арктических регионах сократилось на 11 тысяч, а число занятых в предпринимательстве – на 14%.
Учитывая вышесказанное, очевидно, что арктические регионы (в частности, один из регионов УрФО – Ямал) – это по большей части прерогатива «крупняка» и нефтегазовых проектов. И поддерживать их тоже нужно. Недавно на встрече с губернатором Ямала Дмитрием Артюховым глава Минвостокразвития Александр Козлов подчеркивал, что целый ряд льгот связан с развитием производства СПГ и газохимии: НДПИ обнулен на 12 лет, а регионам дано право снижать до ноля региональную часть налога на прибыль. Если будут стабильные рынки сбыта и спрос на продукцию – вполне себе стимул. В этом контексте интересно выглядит недавнее высказывание Дмитрия Артюхова в интервью местным СМИ о «мощнейшем нефтегазохимическом проекте в масштабах страны и даже всего мира». Правда детали глава региона раскрывать не стал, отметив, что «на начальной стадии все только формируется».
Первое, что здесь приходит на ум – это Новоуренгойский газохимический комплекс, который запускают уже 30 лет. Еще в 90 и «двухтысячных» эксперты посчитали, что из-за дорогой логистики и высокой северной надбавки сотрудникам (по большому счету, те же проблемы, что и у малого бизнеса) дешевле просто поставлять сырье с Ямала в более южные регионы России для его дальнейшей переработки. Новый нефтегазохимический комплекс? Ресурсная база, конечно, есть, но за чей счет, какова рентабельность и, опять же – будет ли сбыт? Остается только дожидаться следующего официального заявления Дмитрия Артюхова на эту тему.
И напоследок – о веселом. Стало известно, что через сайт arctic-russia.ru на предоставление статуса резидента Арктической зоны поступило обращение от предпринимателя из Салехарда. Бизнесмен планирует вложить 17 млн рублей в создание прачечного производства. Если учесть, что нефтегазовых и вообще крупных промышленных предприятий, которые могли бы стать корпоративными клиентами этого прачечного комбината (когда речь идет о 17 млн, то это явно не мелкая компания с тремя стиральными машинами) нет, то догадаться кого будет обстирывать предприниматель, если получит статус резидента Арктической зоны, труда не составляет.
Автор: Александр Жезлов
© Ирина Гордеева