Одна из главных задач – системная организация транспорта, возможность подключения искусственного интеллекта к управлению транспортом. Уже сегодня транспорт интернетизирован. Например, есть приложения такси, которые видят, где находится каждая машина. Современные автобусы имеют выход в интернет, и городские системы управления общественного транспорта знают, как они передвигаются. Это сильно облегчает жизнь. Но новый план развития транспорта лучше построит и оптимизирует искусственный интеллект.
Вторая задача – это увеличение скорости движения транспорта. Она решается разными подходами – это и новые транспортные средства, и беспилотный транспорт. На сегодня ограничения 60 километров в час или 40 километров в час в городах связана не с человеческим фактором – человек безопасно может ездить и с большей скоростью.
Беспилотный транспорт появится в 30-е годы – тогда я ожидаю выхода беспилотников пятого поколения, который будет лучше человека. До этого момента человек их превосходит. Беспилотники пятого поколения смогут различать и реагировать на любые движущиеся объекты. Не будет возникать вопроса о скорости, потому что беспилотник будет двигаться так, как ему позволяют технические возможности и насколько позволяет безопасность, в том числе окружающая среда – то, что видит, чувствует, распознает и понимает. Пока мы работаем с беспилотниками поколения 2.5.
Транспорт станет значительно экологичнее, появится много решений, связанных с электротранспортом, с водородным транспортом – он массово внедрится в область, которая сегодня занята автомобилями с дизельными и бензиновыми двигателями. Однако в основном он станет электрическим. Почему? Потому что электрозарядка – это не дорогостоящие инвестиции, заряжаться можно даже в движении, бесконтатно – это очень важно. Для того, чтобы заправить автомобиль бензином, водородом или чем-то еще, требуется брутальное, тяжелое, дорогостоящее сооружение – условно нужно вложить миллион евро, чтобы поставить заправку. Электричеству достаточно розетки, а иногда и она не нужна, если это бесконтактная зарядка. Электричество в этом смысле выиграет. Коме того, люди прекратили инвестировать в совершенствование бензиновых и дизельных двигателей – они никогда уже не получат пробега больше существующего сегодня, а вот электродвигатели с каждым годом улучшают свои характеристики, аккумуляторы тоже улучшаются.
Уже в этом году я ожидаю первой сертификации в мире пассажирских дронов. Они будут распространятся достаточно медленно. Надо понимать, что дроны будут сначала использоваться для фиксированных маршрутов. Например, на следующей олимпиаде планируется испытать дроны в качестве транспортного средства по одному фиксированному маршруту. Думаю, именно в этом будет заключаться будущее беспилотных дронов, которые будут перевозить людей из точки А в точку Б. Хочу напомнить, что дроны сильно шумят. Эта проблема пока не решена, поэтому дроны не будут использоваться в повседневной жизни, как в фантастических фильмах до тех пор, пока не станут бесшумными и безопасными. Это еще несколько десятков лет совершенствования этой технологии. Однако проблема шума в дальних перевозках уже решается.
В ближайшие годы мы увидим релиз самолетов, которые преодолевают порог сверхзвуковой скорости и летят на скорости две тысячи километров в час и больше с невысоким шумом. Эта технология существует, мы это скоро увидим. Если раньше «Конкорду» запрещалось летать над землей на этой скорости – только над океаном он мог лететь со скоростью две тысячи километров в час в силу большой шумности. В будущем такие самолеты смогут летать над городами. Это значит, что межконтинентальный транспорт станет гораздо более быстрым и доступным, а в перспективе еще и сместится в ближний космос. Тогда уже расстояние в один час между континентами будет совершенно иным. Когда появятся космолеты в ближнем космосе, которые смогут брать на борт десятки человек – они заменят дальнюю магистральную авиацию, в том числе и грузовую.
Наконец, более дальнее будущее – это магнитный транспорт. Я считаю, что магнитные технологии будут везде – это и метро будущего, и городской транспорт. Думаю, что к концу века мы отправим колесо на свалку и в музей истории. Персональный транспорт также станет магнитным, низколетающим, а покрытие будет не асфальтобетонным, а специализированным. Сейчас такие поезда есть в Китае и Японии. Магнитный транспорт, который заменит железнодорожный, сможет ехать со скоростью выше 400 километров в час, может даже 500. Но эта история не только о поездах, в перспективе – магнитомобили заменят автомобили. Это приведет к увеличению скорости, комфорта, стабильности, снижению потребления энергии. Что для этого нужно? Необходимо применение эффекта сверхпроводимости при комнатной температуре – это экспериментально достигнуто, но пока это еще не технология и в бизнес не зашло.
© Полина Бородина