​«После дорожной революции по Челябинску стало невозможно ходить пешком». Что ждет Южный Урал после транспортной реформы

Александр Егоров Фото: Евгений Поторочин

На полях саммита «Арх Евразия» обсудили развитие общественного транспорта в разных городах России, в том числе, Челябинска. С докладом на эту тему выступил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров. В частности, он рассказал, как в столице Южного Урала реализуется транспортная реформа, о которой много говорят как местные жители, так и чиновники. Уже модернизирован Комсомольский проспект – его раскритиковала даже ГИБДД, отделены трамвайные пути, что вызвало возмущение водителей, а также готовится проект многострадального метротрамвая. О том, чем закончится транспортная реформа через три года, чего еще ждать челябинцам – в материале УралПолит.Ru.

С чем столкнулся Челябинск?

Челябинск – это очень сложный город в плане той улично-дорожной сети, с которой пришлось работать. В свое время, 15 лет назад, была проведена дорожная революция, которая расширила улицы и уничтожила очень много деревьев, очень много тротуаров. Практически невозможно стало ходить пешком по городу, учитывая сорокаградусную жару. С одной стороны - это супернегатив, с другой стороны - это супервозможность, то есть именно эта возможность позволит нам «выстрелить» и обогнать все другие города, прежде всего миллионники. Излишек ширины полос нам позволит как сделать выделенные полосы практически безболезненно для автомобильного трафика, так сделать велодорожки, велополосы, восстановить озеленение, где-то местами восстановить тротуары.

С чего началась «перезагрузка» транспортной инфраструктуры?

В первую очередь начали с «перезагрузки» документов транспортного планирования. У нас был документ разработанный компанией «А+С» – ныне «Симетра». Это очень неоднозначный документ. Многие вещи в нем просто не были предусмотрены, например, обособление трамвайных путей, трамвайные платформы, кольцевые перекрестки и прочие современные вещи. Многие вещи спланированы неправильно, например, кто может сделать 25 километров выделенных полос с нуля за год? Эти мероприятия были заложены за один, 2019, год. В итоге из-за неграмотного планирования эти мероприятия не удались, и Челябинск сделал всего два километра выделенных полос. То же самое получилось с велодорожками. Планировалось сделать 50 километров велодорожек в 2020 году. Мы создали новый документ – комплексную схему организации транспорта Челябинской агломерации.

Что включает в себя транспортная реформа в Челябинске?

Выделили два этапа нашей транспортной реформы. Губернатором поручено провести ее до 2024 года, то есть мы поменяем и маршрутную сеть и практически полностью обновим подвижной состав, а также проведем много фишечек.

Что включает первый этап?

Первый этап – то изменение именно транспортной инфраструктуры. Как вы знаете, многие города столкнулись с транспортной реформой и сели в лужу. Мы знаем опыт и Екатеринбурга, и Кирова, и других городов, где все это схлопнулось и ничего не происходило по факту. <...> Это десятки мероприятий, которые нужно провести для транспортной реформы и, конечно, обеспечить приоритет для общественного транспорта. Проведенный анализ документов транспортного планирования показал, что потенциал Челябинска где-то от 130 до 160 километров выделенных полос в одиночном исчислении.

Что для этого нужно? В первую очередь мы проанализировали транспортные потоки, создали коридоры с максимальным пассажиропотоком, выявили их, провели анализ по ГЛОНАС-трекам, выявили места задержек и сформировали транспортный каркас для автобусного транспорта. В этом году сделали Комсомольский проспект.

Что включает второй этап транспортной реформы?

Это мегапроекты, без которых реализация транспортной реформы была бы невозможна. Метрополитен начал проектироваться еще в 1976 году. За двадцать лет с момента заморозки строительства изменились транспортные потоки. Какой выход? Построить вместо метро метротрамвай. Мы проработали вместе с экспертами новую трассировку линий – решили продлить линию от вокзала и соединить с Ленинским районом, а также раздвоить ее – одну линию пустить на Северо-Запад, а вторую – Металлургический район. Также строим две новых трамвайных линии. Также заключено концессионное соглашение с «Синарой». С 1 января начнется обновляться маршрутная система.

Почему Комсомольский проспект так важен?

Это первая выделенная полоса в протяженном коридоре, который показал какой-то эффект. Был применен обновленный стандарт. Те люди, которые никогда не работали с выделенными полосами и которые не умеют их проектировать, и сторонники и любители ГОСТов, которые говорят, что если в ГОСТе не написан, то этого делать просто нельзя – мы с ними столкнулись.

В чем отличие от, например, выделенных полос Екатеринбурга? В том, что мы стали устанавливать камеры. Насколько я знаю, в Екатеринбурге очень мало их, поэтому они не всегда эффективно работают. На этот участок в 13 километров заложили 13 камер, до конца года планируем их включить. Также в отличие от Екатеринбурга – обилие знаков, информирующих о выделенной полосе. Особенно в зимний период это важно, потому что под снегом «выдленку» практически не видно. Раньше среднее время проезда в утренний пик составляло 37 минут от начала до конца. Замеры производились на примере автобуса №18. Сейчас время сократилось на 12 минут. Если говорить про деньги, то то огромная экономия. Если говорить про один маршрут – это порядка двух автобусов. Один автобус стоит 15 миллионов рублей – только на одном маршруте мы сэкономили 30 миллионов. Но таких маршрутов десятки. Мы также сократили разброс времени – если раньше было 23 минуты, то сейчас – семь. Это, конечно не предел мечтаний, мы планируем еще оптимизировать выделенную полосу в перспективе, что сократить разброс до пяти минут.

Какие планы на следующий год по «выделенкам»?

Проектируется порядка 40 километров выделенных полос. По сути, это главные коридоры, ведущие через весь город, по ним проходят магистральные маршруты, а также идут полчища маршруток, которые мы планируем заменить на большие автобусы. Самое важное – камеры и шлюзы. Об этом часто забывают в других городах. На эти участках будут установлены порядка 30 камер. Сейчас прорабатываем 7 шлюзов на наиболее загруженных перекрестках, где есть проблемные левые повороты общественного транспорта.

Как будет обновляться трамвайная сеть?

Следующий этап – обособление трамвайных путей. В начале года участки на окраинах города были обособлены – они скоростные, а в центре – практически все не обособлены, автомобили мешают движению вагонов. Мы проанализировали количество таких ДТП – ежедневно происходит порядка пяти. Для обособления трамвайных путей за два года мы выбрали стратегию минимального принятия. Часть путей будут обосабливаться бордюрным камнем – порядка 10 километров, часть – обособили разметкой, часть – резиновыми столбиками. Последние хороши тем, что они не вызывают такого негатива как бордюрный камень, их проще демонтировать и переставить на другие проблемные места. Также необходимы знаки. Мы разработали стандарт для обособления путей.

Трамвайные платформы в России умею делать человек пять и сделаны в двух-трех городах. Хочу похвастаться, Челябинск – единственный город в России, который имеет единую программу по строительству трамвайных платформ. Остальные либо не строят, либо строят в минимальном качестве, либо строят неправильно. В следующем году планируем 50 платформ и за четыре года уберем выходы «под колеса».

Помимо камер для контроля выделенных полос также используется приоритет на светофорах. Делаем зеленую волну – устанавливаем петлевые детекторы для того, чтобы когда трамвай подъезжал к перекрестку для него загорался зеленый свет.

Продолжится ли обновление транспорта?

Когда кто-то начинает транспортную реформу, все говорят про обновление подвижного состава. Это не самое главное, главное – инфраструктура, но эти процессы должны идти параллельно. В этом году мы обновили 30 вагонов, сделали ливрею, также к нам пришло 157 автобусов по программе «Чистый воздух». В следующем году будем обновлять троллейбусы и в 2024 году – привет, метротрамвай.

Появятся ли платные парковки в Челябинске?

Пока этого в Челябинске нет, но в следующем году, думаю, уже появится.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях