«Развивать скоро будет нечего». Почему туристический бренд Южного Урала рискует не дождаться инвесторов

Кисегач Фото: Полина Зиновьева

О будущих сценариях развития курорта, который уже в скором времени может пройти «точку невозврата» – в материале УралПолит.Ru.

Тлеющий на протяжении нескольких последних лет конфликт вокруг одного из наиболее потенциально привлекательных туристических брендов Челябинской области – озера Кисегач – получил новый импульс. Текущий статус земель курорта не позволяет приступить к его развитию. Часть участков принадлежит структурам Минобороны, а другую несколько лет назад передали в ведение Федерального агентства лесного хозяйства. Примечательно, что на этих территориях располагаются жилые дома, инфраструктурные объекты, а также многочисленные здравницы и дома отдыха, ряд из которых был построен еще во времена СССР. О будущих сценариях развития курорта, который уже в скором времени может пройти «точку невозврата» – в материале УралПолит.Ru.

Администрация Чебаркульского городского округа и группа местных предпринимателей адресовали обращения в Минэкономразвития РФ, федеральный Рослесхоз и бизнес-омбудсмену Борису Титову. Авторы петиции просят согласовать коррективы в генплане и включить территорию курорта в границы города Чебаркуль. Только эти меры, по мнению управленцев и бизнесменов, позволят спасти его от запустения, устранить административные барьеры и создать возможности для инвестирования средств в туристическую отрасль.

Стоит отметить, ситуация, из-за которой вкладывать деньги в развитие потенциала одного из главных отраслевых брендов Южного Урала стало нерентабельным и даже бессмысленным, сложилась еще несколько десятилетий назад, однако обострилась в последнее время. Озерный район Кисегача и без того испытывает серьезные проблемы, связанные с нарушениями экологических норм, загрязнением водных объектов неочищенными стоками и их обмелением. Более того, как ранее, к примеру, указывал интересующийся проблемами чебаркульского каскада озер юрист Михаил Кузьмин, ранее вся система регулярно обследовалась на предмет качества воды, но в последние годы была фактически уничтожена.

К этому перечню нужно причислить и еще одну проблему, которую вполне можно назвать ключевой – статус земель, на которых располагается вся туристическая инфраструктура, но при этом принадлежащих двум федеральным ведомствам. Само собой, что ни Минобороны, ни Рослесхоз никаких инвестиций в развитие здравниц и активного отдыха не планируют.

Импульсом для обращения чиновников и предпринимателей стало поступившее в адрес и.о. главы Чебаркульского ГО Светланы Виноградовой письмо от Главного управления лесами Челябинской области, в котором было предложено внести в генплан города только жилищные поселки, где расположены многоквартирные дома. Остальные участки, занятые здравницами, детскими оздоровительными лагерями и другой сопутствующей инфраструктурой управление рассчитывает оставить в рамках категории земель лесфонда.

Руководство областного ведомства указывает, что у муниципалитета нет препятствий для вложений средств в развитие данной территории, а предпринимателям – инвестировать и развивать их объекты.

«Посмотрите, что в рамках лесного законодательства сделал «Утес»: великолепный участок с великолепными объектами», – привел пример начальник управление Сергей Лавров.

Правда, тут же чиновник заметил, что средства от аренды объектов – здравниц, домов отдыха и других объектов – поступают напрямую в федеральный бюджет, в связи с чем лесники не собираются развивать территорию. По словам Лаврова, управление занимается исключительно развитием лесного хозяйства на этой территории, а остальное находится вне их компетенций и интересов.

«Не вполне понятно, о каком лесном хозяйстве говорит Лавров, если в июле обследование территории курорта «Кисегач», инициированное Минобороны ясно показало, что тут на постоянной основе проживают десятки тысяч человек, расположено целых пять поселков с многоэтажками, гаражные и садовые кооперативы, АЗС и промышленные зоны. А еще около 15 здравниц на озерах Большой Кисегач, Еловое и Малый Сунукуль. Большинство из них построены еще в советское время. Кроме того, на территории есть очистные сооружения, высоковольтные линии, находящиеся в собственности «МРСК Урала» и даже земельный участок областной автодороги общего пользования Чебаркуль – Мисяш федеральной автотрассы М-5 «Урал». Есть еще и военные, которые считают, что она входит в территорию полигона, границы которого до сих пор не установлены. В запретку Минобороны входит и часть поселка Мисяш с домами, некоторым из которых около века», – описывают муниципальные чиновники весь клубок противоречий на территории курорта.

Одновременно проверка Минобороны официально засвидетельствовала, что на обследованной территории в настоящее время нет военных объектов. Документы об итогах ревизии были отправлены в Москву. При этом собеседники издания отмечают, что военное ведомство стало предпринимать шаги к достижению компромисса после обращений губернатора Алексея Текслера и омбудсмена Бориса Титова к руководству Минобороны. Военных просили вывести из границ полигона зону застройки и приступить к точному их определению.

Однако на текущий момент говорить о каком-либо интенсивном и планомерном развитии туристической инфраструктуры не приходится. Об этом, к примеру, сообщил руководитель того самого, упомянутого Сергеем Лавровым, семейного курорта «Утес» Андрей Герасименко. По его словам, отключение электроэнергии в его объектах происходит «стабильно раз в неделю», в том числе такие инциденты были и во время крупных мероприятий с большим количеством участников, что, несомненно, отражается на бизнесе.

К слову, еще в 2016 году занимавший на тот момент пост губернатора Южного Урала Борис Дубровский давал поручение привести в порядок электросетевое хозяйство «Кисегача», которое так и не было исполнено.

«Мы хотим, чтобы в область привлекались инвестиции, развивался внутренний туризм. Именно бизнес может двигать эту территорию в сторону развития. В «Утесе» ежегодно отдыхает 40 тысяч взрослых и около 8 тысяч детей. Ежегодно эти цифры растут. Я мечтаю создать современный семейный санаторий с эффективнейшими методами восстановления здоровья. В частности, сейчас специалисты разрабатывают программу реабилитации и восстановления людей, перенесших COVID-19. Для того чтобы перейти на уровень лечебной организации, мне требуется повышение надежности и категории электроснабжения. Обычно инфраструктурные проблемы решает власть. На курорте жизненно необходима кольцевая запитка объектов энергоснабжения. Технически это возможно, притом, что у «МРСК-Урала» есть деньги из инвестпрограммы в тарифе, утверждаемом Министерством тарифного регулирования, и они могли эту линию с 2016 года четыре раза включить в планы и построить», – говорит Андрей Герасименко.

Предприниматели уверены, что Минобороны также не имеет никакого интереса к развитию территории, поскольку не несет финансовой нагрузки. Ведомство не платит ни налог на землю, ни арендные платежи. Но при этом текущий статус территории не позволяет им вкладывать деньги в будущее курорта, к примеру, строительство новых корпусов здравниц на месте старых домов и выработавших свой ресурс объектов. С бизнесом солидарны и представители администрации Чебаркульского горокруга. По мнению чиновников, вдохнуть новую жизнь в курорт и избежать его фактического исчезновения в обозримом будущем может только изменение статуса территории.

«Организацией развития современного курорта должны заниматься органы власти, на территории которого расположен курорт. Но в соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации, развитием населенных пунктов органы местного самоуправления вправе заниматься только на землях, входящих в их границы. На землях лесного фонда делать этого они не вправе, так как это разграниченные земли, находящиеся в федеральной собственности», – пояснил председатель комитета архитектуры и градостроительства Чебаркульского городского округа Сергей Шацкий.

В петиции, адресованной в Минэкономразвития, Рослесхоз и Борису Титову, указано, что развивать территорию органы местного самоуправления могут лишь при наличии финансовых возможностей в бюджете. Однако на сегодняшний день таких возможностей у города нет, поскольку арендные платежи от многочисленных домов отдыха, пансионатов, санаториев и прочих объектов в муниципальную казну не поступают.

«В этой связи в целях создания экономической основы для развития курорта «Кисегач» и улучшения инвестиционного климата на территории курорта, просим согласовать проект внесения изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки Чебаркульского городского округа и поддержать формирование туристко-рекреационного кластера на территории Челябинской области», – настаивают авторы обращения к федеральным ведомствам.

Как отмечает Сергей Шацкий, исторически территория курорта «Кисегач» является «гражданской». Соответственно, военное ведомство по определению не может заниматься гражданским населением, среди которого наблюдается рост социального напряжения. Снять его, как и привлечь серьезные инвестиции, сможет лишь передача земель в ведение городского округа.

Такого же мнения придерживается челябинский общественник и предприниматель Андрей Самокатов. Он напомнил о событиях годичной давности, когда из-за коммунальной аварии в местном городке ДОС без тепла и горячей воды осталось более 1,6 тыс. человек. Тогда ЧП потребовало личного вмешательства Алексея Текслера и представителей Центрального военного округа. Кроме того, несколько лет назад в результате прорыва на напорном коллекторе, находящемся в ведении структур Минобороны, фекалиями были затоплены целые гектары лесфонда. Муниципалитет же не имел возможности ввиду отсутствия полномочий устранять последствия инцидентов. На проблемное состояние коммунальной инфраструктуры обращают внимание и южноуральские экологи.

«Если на базах курорта теплятся какие-то стройки, то состояние инфраструктуры, в частности, очистных сооружений, существенно отстает. И, несмотря на то, что загруженность очистных намного меньше, чем в советское время из-за снижения уровня отдыхающих, игнорировать этот факт никак нельзя, оно деградирует быстрее. Я профессиональный эколог, а в экологии есть понятие как «точка невозврата». И наши опасения, что эта точка близко. После нее развивать будет попросту нечего. Вопреки доводам регионального министерства экологии, у которых все хорошо, мы видим, что там «конь не валялся», – констатирует председатель группы по экологии Общественной палаты Копейска Виталий Полторанский.

Так или иначе, разрешить длящийся годами конфликт могут только федеральные ведомства. Чиновники и предприниматели Челябинской области рассчитывают, что их доводы будут учтены и регион получит современный туристический бренд.

УралПолит.Ru будет следить за ситуацией вокруг курорта «Кисегач»

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров