Южный Урал не оставил мэрам прямых выборов

Авторы реформы МСУ уверены, что она еще больше повысит статус представительной ветви власти

На Южном Урале приняли закон, в корне меняющий схему выборов глав муниципальных образований всех уровней. Соответствующие поправки депутаты заксобрания приняли сразу в трех чтениях.

На Южном Урале приняли закон, в корне меняющий схему выборов глав муниципальных образований всех уровней. Соответствующие поправки депутаты заксобрания приняли сразу в трех чтениях. Градоначальника, который теперь объединит в одних руках полномочия главы муниципалитета и руководителя горосдкой администрации, депутаты будут назначать по конкурсу. Населению предстоит ответственнее отнестись к процедуре выборов, так как теперь свои права по избранию глав муниципалитетов они делегируют депутатам. Это, уверены законодатели, позволит укрепить властную вертикаль и усилит значение представительной ветви власти. С отменой прямых выборов оказались не согласны только малочисленные представители оппозиционных партий в южноуральском парламенте – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Южноуральские парламентарии приняли поправки к закону о местном самоуправлении, приводя региональное законодательство в соответствие с федеральным. Напомним, 7 марта вступили в силу изменения федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно последним изменениям, наряду с существующим порядком избрания глав муниципалитетов появляется возможность избрания главы представительным органом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Таким образом ликвидируется институт сити-менеджеров. Глава администрации становится главой муниципалитета, а председатель совета депутатов будет возглавлять представительный орган и больше не будет называться «мэром» или «главой города».

По словам вице-спикера законодательного собрания, главы комитета по законодательству Семена Мительмана, законопроект устанавливает формирование представительных органов с помощью избрания депутатов на муниципальных выборах. Это касается всех муниципалитетов, кроме Карталинского, Кусинского и Нязепетровского, где представительные органы будут формироваться путем делегирования в соответствии с определенной квотой глав и депутатов представительных органов поселений. Это исключение связано с ликвидацией многомандатных избирательных округов в этих муниципалитетах, пояснил вице-спикер.

Как уточнил Мительман, на уровне района конкурсная комиссия будет формироваться следующим образом: 50 % комиссии составят представители губернатора, вторую половину – депутаты районного совета. В поселениях 50 % комиссии сформируют представители главы района, остальные 50 % – депутаты представительного органа. В ЗАТО треть членов представляют губернатора, треть – «Росатом» и оставшуюся часть – депутаты местного совета.

Владимир Мякуш: поправки позволяют укрепить вертикаль власти

Как стало известно «УралПолит.Ru», в территориях, где поселения являются административными центрами муниципальных районов (к примеру, Саткинский район и Сатка, Каслинский район и Касли) и в которых полномочия администрации поселения возлагаются на районную администрацию, комиссия будет формироваться по иному принципу. Половину конкурсной комиссии сформируют представители губернатора, четверть – депутаты Совета поселения, другую четверть – депутаты районного собрания.

По словам спикера заксобрания Владимира Мякуша, поправки позволят укрепить вертикаль власти; усилить роли депутатов; сэкономить бюджетные средства за счет сокращения количества выборов, а также устранить путаницу у населения, которое не всегда может разобраться, кто такой сити-менеджер и за что он отвечает. Кроме того, такая схема исключает попадание во власть людей, преследующих корыстные интересы, полагает Мякуш. Муниципальная власть унифицируется, будет единой на всех уровнях, начиная от муниципального района до сельского поселения. Власть четко разделится на две ветви – исполнительную (глава муниципального образования) и представительную (глава представительных органов).

Немногочисленные оппоненты «Единой России» в законодательном собрании аргументы Владимира Мякуша и других соавторов реформы предпочли проигнорировать и подвергли законопроект критике.

Так, лидер коммунистов в заксобрании Игорь Егоров заявил, что отмена прямых выборов ведет к застойным явлениям в жизни общества. «Остается только один конституционный выход – возврат к прямым, честным и справедливым выборам! Сегодня, по сути, в области происходит отмена прямых выборов. Я считаю, что это наносит ущерб всем механизмам, связанным с властью, а также включенности граждан в политические процессы, – сообщил Егоров. – В течение нескольких последних лет мы заявляем о том, что у нас формируется гражданское общество, декларируем эту ценность и обсуждаем ее как значимую. Президент называет это приоритетной задачей, однако при этом сейчас происходит фактическое отстранение граждан от участия в выборах. И это последовательное наступление на принцип демократического избрания местной власти, а точнее – отказ гражданам в возможности выбирать глав самим».

Игорь Егоров уверен, что отмена прямых выборов глав городов попирает ценности гражданского общества

По словам лидера КПРФ, конкурсная комиссия будет принимать решения кулуарно, а отказ от прямых выборов несет в себе такие негативные последствия, как «отчуждение между местной властью и населением» и «повышение градуса взаимной раздраженности и озлобленности». «Нельзя отбирать у людей право выбора! Южный Урал – действительно передовой регион по многим направлениям, к тому же – экспериментальная площадка для различных нововведений и инициатив, в том числе идущих сверху. Хочется, чтобы жители нашей области могли свободно проявлять свои лучшие гражданские качества, нести ответственность за себя, за свой выбор и родной край. Жители сами должны решить, каким образом выбирать себе главу! Давайте оставим им это право!», – подытожил Игорь Егоров.

Представитель «Справедливой России» в заксобрании, депутат Марат Новичков считает, что нововведения принизят роль депутата, а конкурсная комиссия будет рекомендовать в главы узкий круг людей.

«Вы невнимательно прочитали закон, – ответил Новичкову Семен Мительман. – Глав будут избирать, только не население, а депутаты. Комиссия будет рекомендовать кандидатуры, но выбирать будут депутаты. Просто повышается ответственность населения за избрание депутатов. Депутаты – это представители населения, и они будут избирать глав. Это нормальный институт выборщиков, который в ряде стран пользуется успехом».

Выпады оппозиции вынудили спикера заксобрания Владимира Мякуша уже не в первый раз разъяснять депутатам истинный смысл инициативы. Владимир Мякуш считает, что роль депутата, напротив, усиливается. «Продолжается политика усиления роли депутатов, так как они выражают мнение народа и избираются народом. Им делегируются полномочия по избранию глав муниципальных образований. У избирателей появляется ответственность за тех, кого они избирают депутатами. Сейчас каждый избиратель задумается, кого избирать, потому что он делегирует свои права по выборам главы депутату», – говорит Мякуш.

Другой представитель оппозиции, лидер ЛДПР в заксобрании Андрей Ткаченко, анонсировавший свой отказ от голосования за поправки в блоге, посчитал, что регулярным реформированием избирателям только забивают голову. «У меня нет длинной заготовленной бумажки, речь короткая. Мы все время чего-то ищем, это, наверное, процесс хороший. Но я уверяю вас, если депутатов спросить, не каждый ответит, как у нас проходят выборы по новой схеме, о которой говорил Семен Аркадьевич (Мительман – прим. авт). А чего уж говорить о простых избирателях?», – сказал Ткаченко.

Избиратели не до конца понимают новую схему назначения глав муниципалитетов, считает лидер ЛДПР в заксобрании Андрей Ткаченко

Зато, по мнению депутата-единоросса Бориса Мурашкина, многие вопросы, возникающие на сегодня у его коллег к законопроекту, способна снять масштабная агитационная кампания в СМИ. Вопросов по принимаемым поправкам у других парламентариев не возникло, и Владимир Мякуш объявил голосование за принятие законопроекта сразу в трех чтениях. Из 56 депутатов 45 проголосовали «за», восемь – «против», двое воздержались и один не голосовал.

Добавим, что на заседании парламента аналогичные поправки были внесены и в закон «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском городском округе». Согласно изменениям, глава города избирается Челябинской городской думой из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет городскую администрацию. Глава внутригородского района (Центрального, Калининского, Курчатовского, Тракторозаводского и т. д.) избирается районным советом из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией и возглавляет местную администрацию.

Владимир Мякуш не исключил возможности того, что «главы Челябинска и внутригородских районов областного центра в ближайшее время напишут заявления о добровольном сложении с себя полномочий глав, предпочтя остаться просто председателями собраний депутатов». В этом случае структура организации местного самоупрвления в Челябинске изменится уже в этом году.

Как пояснил вице-спикер заксобрания Семен Мительман, в случае добровольного сложения полномочий Станиславом Мошаровым и действующими главами семи муниципальных районов Челябинска (на сегодня они же являются председателями районных собраний депутатов) не потребуется проведения досрочных выборов. В Устав Челябинска и его внутригородских районов будут внесены соответствующие изменения. Затем будет сформирована конкурсная комиссия, которая проведет отбор кандидатов, а собрание депутатов выберет главу, срок полномочий которого будет равен сроку полномочий депутатского корпуса.

Екатерина Гонова, Сергей Блиновских

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях