Желание стать мэром Магнитки обошлось бывшему главе Озерска в 1,5 млн
Сегодня Советский районный суд, рассматривая дело бывшего вице-губернатора Николая Сандакова о мошенничестве, приступил к допросу ключевого свидетеля – бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова. Последний в подробностях рассказал, когда и как передавал экс-политику деньги, признался, что очень хотел стать мэром Магнитогорска, но тогда этот пост занимал Евгений Тефтелев. Но как отметил Тарасов, эта проблема была решаемой с помощью денег и связей. Защита Сандакова в свою очередь заявила, что сегодняшние показания Тарасова на 80 % расходятся с зафиксированными в документах уголовного дела. К тому же бывший сити-менеджер Озерска, как выяснилось, страдает подозрительной забывчивостью. Подробности – в нашем материале.
Евгений Тарасов, фигурант громкого дела экс-сенатора Константина Цыбко, был не рад присутствию прессы в зале суда. Фотографу, снявшему его на камеру, он посоветовал не сломать фотоаппарат. Тарасов отсел подальше от Сандакова, его защитников и журналистов. Консультант предложила ему передвинуться поближе, ведь ему придется давать показания с трибуны. Свидетель отказался, сославшись на то, что ему и здесь все хорошо видно. Однако судья Александр Зимин все же попросил прессу пересесть на вторую скамью, освободив пространство для взошедшего за трибуну Тарасова. Было заметно, что свидетель нервничал: он крутил в руках шариковую ручку и переминался с ноги на ногу. Возможно, это было связано с тем, что его допрос стороной обвинения длился целых два часа.
В начале заседания адвокат Сергей Колосовский заявил ходатайство. По его словам, при рассмотрении дела экс-сенатора Константина Цыбко была обнародована аудиозапись телефонного разговора 12 февраля 2012 года, как раз тогда, когда якобы были переданы деньги Сандакову. В этом разговоре Тарасов категорически заявляет, что ему хорошо в Озерске и он не хочет в Магнитку. Напомним, что по версии следствия, Сандаков обманом похитил у Евгения Тарасова 1,5 млн рублей, пообещав посодействовать в назначении его на пост главы Магнитогорска. Аналогичную копию аудиозаписи Колосовский попросил затребовать у областного УФСБ, поскольку считает, что эти записи опровергают доводы обвинения. Суд это ходатайство поддержал.
На заседании Тарасов демонстративно отсел подальше от Сандакова
Гособвинителю Екатерине Голубенковой Тарасов рассказал, что до знакомства с Сандаковым он жил и работал в Магнитогорске, был депутатом горсобрания. Изредка посещал Озерск по наставлению Константина Цыбко, с которым был в доверительных отношениях. Тот рассказал ему о Николае Сандакове, который «пригодится по работе». Тарасов не смог вспомнить, был ли на тот момент Цыбко сенатором или нет, но добавил, что Цыбко в 2011 году предложил ему поучаствовать в конкурсе на сити-менеджера, пообещал поддержку и сказал, что курирует ЗАТО. «Со слов Цыбко, Сандаков был знаком с Юревичем, говорили, что он курирует внутреннюю политику, влияет на СМИ и сайты. Говорили, что он вхож к губернатору, и тот прислушивается к нему. Планы у нас с Цыбко были. Говорили о том, чтобы начать карьеру в Озерске, а дальше продвинуться в Магнитогорск, – заявил Тарасов. – Цыбко сказал, что это реально, нужно подключить Николая Сандакова, есть полезные знакомства, создать положительный имидж в СМИ и так далее».
В мае 2011 года Тарасов был избран сити-менеджером Озерска. После этого на одном из мероприятий состоялась очная встреча Тарасова и Сандакова. «Более тесно мы стали общаться на развилке дороги на Увильды в ресторане «Грузинский двор». Константин Цыбко пригласил меня в ресторан, но я не ожидал увидеть там Сандакова, – рассказал свидетель. – Цыбко спросил, как я буду рассчитываться за назначение на пост сити-менеджера и дальнейшее продвижение. Цыбко я сразу обозначил, что готов за продвижение заплатить миллион или больше. Точно не помню. Позже в Челябинске Сандаков озвучил свои намерения вложить средства в продвижение. Они говорили, что деньги за дальнейшее назначение в Магнитогорск нужно платить именно Сандакову. Позже я понял, что с меня просто вымогали деньги».
Тарасов был уверен, что Цыбко и Сандаков имеют большое влияние на губернатора
По словам Тарасова, у него была убежденность в том, что Цыбко и Сандаков помогут ему стать мэром Магнитки, несмотря на то, что недавно на пост избирался Евгений Тефтелев. Свидетель считал, что у обоих есть прямое влияние на Михаила Юревича. Например, Тефтелева могли снять за утрату доверия. К тому же у него перед глазами был пример отстранения от должности главы администрации Озерска, его предшественника Трофимчука.
«Я озвучивал свои опасения, но мне говорили, что все решаемо. Ищи деньги», – пояснил Тарасов. В сентябре 2011 года Сандаков, Цыбко и Тарасов встретились в ресторане гостиницы «Парк-Сити» в Челябинске. Цыбко сказал, что Сандаков поможет, но за работу нужно заплатить 300–500 тысяч рублей. Далее созванивайтесь и договаривайтесь сами, отметил он. Со слов Тарасова, ему обещали создавать положительный имидж в СМИ и среди депутатов Озерска, а далее с этим положительным имиджем уже следовало идти на Магнитку. «Однажды я встретился с Николаем Сандаковым в администрации Озерска, мы отложили телефоны, и он назвал сумму 500 тысяч рублей в месяц», – продолжал Тарасов.
Со слов Тарасова, в конце октября – начале ноября 2011 года состоялась первая передача денег в размере 500 тысяч рублей. Он подчеркнул, что это были его личные средства. «Цыбко позвонил и сказал, что мы с Николаем Сандаковым в Озерске на КПП, сказал привезти документы. О деньгах в открытую по телефону не готовили, об этом предупредил Сандаков, – рассказал Тарасов. – Я приехал к КПП с водителем. Деньги были в пакете, я положил его в карман. Сандаков и Цыбко вышли из машины, Цыбко кивнул в сторону Сандакова, и я передал ему деньги. Еще 70–100 тысяч отдельно доплачивал сайту «Озерск74» за положительный имидж. После передачи денег Сандакову результатов его работы я не заметил. Был занят на посту сити-менеджера».
Вторая передача 500 тысяч состоялась, по словам Тарасова, в декабре 2011 года. Он лично привез деньги домой Сандакову. Купюры также упаковал в пакет, который передал ему лично в руки. «После второй передачи результатов тоже не заметил. Одни слова», – сокрушался Тарасов. Третья передача была в марте 2012 года. Сити-менеджер Озерска не смог дозвониться до Сандакова и уехал в Магнитогорск. В итоге деньги Сандакову передал личный водитель Тарасова Кутиков, объяснил бывший сити-менеджер. В конце апреля 2012 года троица собралась в ресторане «Базилио», где договорились, что Сандакову нужно платить по 300 тысяч рублей. «После разговора в «Базилио» я возмутился, платить было нечем, я и так много потратил. Я понял, что отдаю деньги в никуда», – заметил Тарасов. Тем не менее, по его словам, он получил от Сандакова номер банковской карты, на которую нужно было ежемесячно переводить деньги. Сделать этого он не успел, так как сам был задержан по делу о хищении более 22 млн бюджетных средств. Тарасов добавил, что его заместитель Валентин Гунин (позже также задержанный) знал о том, что тот платит деньги Сандакову.
Тарасов изменил показания на 80%, уверен адвокат Сергей Колосовский
«Эти деньги никак не связаны с выборами, а только с тем, чтобы поставить меня мэром Магнитки, – настаивал Тарасов. – За выборы отвечал глава города Калинин, я отвечал только за городское хозяйство. Повторюсь, что выборы меня вообще не касались». Напомним, что по версии защиты, деньги использовались для других целей и передавались Тарасовым под выборы для формирования фондов. Тарасов упомянул, что похищенными из бюджета деньгами он рассчитывался с Константином Цыбко и последний, третий раз с Сандаковым. Во время заседания Евгений Тарасов часто ссылался на забывчивость. «У меня было несколько телефонов, по которым я связывался. Номера не помню. Как попал в СИЗО, так сразу все забыл», – резюмировал бывший сити-менеджер. Тем не менее Тарасов вспомнил диалог с Николаем Сандаковым и повторил его без запинки: «Жень, мы идем на Магнитогорск, я знаю, как это делается».
Допрос продолжался два часа, и судья Александр Зимин был готов объявить перерыв, но адвокат Сергей Колосовский заявил, что потерпевший на 80 % изменил свои показания и защита готова это доказать. Он попросил время подготовиться до завтра, но суд это предложение отклонил.
«Тарасов изменил свои показания процентов на 80 %, – заявил Колосовский. – Когда прокурор задавала ему прямые наводящие вопросы, которые нас устраивали, мы молчали, но некоторые вопросы я просил снять. Но даже когда прокурор прямо говорила, что она от него хочет, Тарасов не всегда понимал. Фактически он наговорил на совершенно другие обстоятельства, то есть сейчас у нас родилась совершенно новая теория в процессе. Оказывается, Тарасов платил Сандакову за то, что Николай Дмитриевич снимет Тефтелева. Этого не звучало еще никогда. Показания полностью отличаются и от обвинения, и от того, что человек говорил раньше. Соответственно, нам придется долго и нудно оглашать показания. Ну и второе, это то, о чем говорят все: подписывают то, что пишет следователь, а на суде говорят «я ничего не помню, огласите то, что там написано». Его показания полностью отличаются от сказанных на следствии. Во всех показаниях ранее Тарасов говорил, что все, что касается денег, ему озвучивал Цыбко. Сейчас в каждом слове через запятую «они были вместе».
Защитник добавил, что Тарасов всегда говорил, что платил Сандакову за взаимодействие со СМИ для создания положительного имиджа. «Мы обращались к заместителю генпрокурора с просьбой еще раз пересмотреть вопросы обвинения в свете новых сведений о том, что Тарасов 12 февраля 2012 года говорил Цыбко, что не хочет в Магнитогорск, – продолжил Колосовский. – Нам придется вернуться к тому, что было на прошлых заседаниях, описывать всю агитацию, чаепития, мобилизационные мероприятия, кто их оплачивал, как это происходило и какое отношение к этому имели главы муниципалитетов. (речь идет о версии, что полученные Сандаковым деньги должны были пойти на проведение избирательной кампании партии «Единая Россия» – прим. авт.)».
По мнению адвоката, сначала из Сандакова хотели сделать свидетеля, чтобы он дал показания против Цыбко, а из Цыбко делали свидетеля под Юревича. В результате задуманное не вышло, и получилось несколько уголовных дел, которые, по мнению Колосовского, явно взаимосвязаны. «Мне достоверно известно, что явку в этот суд обеспечивают сотрудники УФСБ, – отметил он. – У меня нет сомнений в добросовестности гособвинителя и в том, что она точно не учит свидетелей, какие ответы им давать. ФСБ Челябинской области пытается спасти ситуацию, и вот что из этого получается».
Защитник Сандакова добавил, что допрос Евгения Тарасова, скорее всего, растянется на несколько дней, а резонансный судебный процесс вряд ли завершится до конца текущего года.
© Екатерина Гонова
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях