Сандаков зовет в суд начальника УФСБ. Дело бывшего вице-губернатора пошло по второму кругу

Процесс все больше напоминает реалити-шоу

​Сегодня Советский районный суд приступил к рассмотрению первого дела бывшего вице-губернатора Николая Сандакова. Он обвиняется в мошенничестве и подстрекательстве ко взлому электронной почты

Сегодня Советский районный суд приступил к рассмотрению первого дела бывшего вице-губернатора Николая Сандакова. Он обвиняется в мошенничестве и подстрекательстве ко взлому электронной почты. Это вторая попытка рассмотреть дело. Ранее суд вернул его на доследование. В сентябре материалы снова поступили в райсуд. На заседании бывший вице-губернатор как и прежде не признавал своей вины, а также настаивал на вызове в суд для дачи свидетельских показаний начальника УФСБ области генерала Игоря Ахримеева, бизнесмена Бориса Видгофа, начальника 4-го управления СКР Руслана Ибиева и следователя Игоря Бедерина. Неожиданно для многих потерпевший политолог Александр Подопригора публично простил своего обидчика. Подробности – в нашем материале.

Как только участников заседания и прессу запустили в зал, приставы внесли в помещение несколько сумок с томами уголовного дела. Всего их, по словам адвокатов, 47. Бывший вице-губернатор внешне изменился: на заседание он пришел в строгом костюме с галстуком, сменил прическу, срезав отросшие за время пребывание в СИЗО волосы. Со СМИ он не разговаривал, перекинулся парой слов с женой Ириной и сыном Никитой, которые вскоре после начала заседания покинули зал. Интересно, что за несколько минут до начала суда Николай Сандаков общался с потерпевшим по делу о взломе почты – политологом и блогером Александром Подопригорой. До этого с ним беседовал защитник бывшего вице-губернатора Сергей Колосовский.

По версии обвинения, Сандаков, используя свое положение первого помощника губернатора, в 2011–2012 годах похитил 1,5 млн рублей у сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова, совершив мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Его он якобы ввел в заблуждение, говоря о своем влиянии, и пообещал поспособствовать назначению на должность главы Магнитогорска. Сандаков также обвиняется в подстрекательстве к взлому электронной почты (ст. 272 УК РФ – Неправомерный доступ к компьютерной информации) журналиста Александра Полозова и блогера Александра Подопригоры. Это преступление, по версии следствия, Сандаков совершил с Александром Аброськиным, ранее судимым за компьютерные преступления. ИТ-специалист вскоре скрылся от следствия, покинув родной Екатеринбург. В августе свердловского хакера обнаружили в Болгарии и экстрадировали на родину. Недавно Центральный районный суд Челябинска отпустил его под домашний арест.

Утреннее заседание началось с ходатайств защиты. Колосовский попросил предоставить адвокатам записи разговоров бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова, на которых якобы говорится о передаче денег Сандакову. Накануне и после дня, когда якобы состоялась передача денег, «прослушка» велась, а в ключевой день она почему-то отсутствовала. По мнению Колосовского, в аудиозаписях могут содержаться сведения, оправдывающие Сандакова. Защита бывшего вице-губернатора считает, что дело тесно связано с делом эск-сенатора Константина Цыбко, которое сейчас рассматривает Озерский городской суд. Бывший сенатор обвиняется в получении 28 млн рублей взятки. «Я прошу предоставить мне возможность поехать в Озерск и ознакомиться с делом Цыбко, а также почитать материалы дела Тарасова», – заявил Колосовский.

Помимо этого защитник Сандакова считает нужным запросить информацию ГУФСИН о том, кто посещал вице-губернатора, пока он находился в СИЗО. «В СИЗО-7 сотрудники ФСБ посещали его без адвоката, склоняли к даче нужных показаний, также без адвоката к нему заходил следователь, – продолжал Колосовский. – С целью давления Сандакова содержали в одной камере с судимыми лицами, оказывали давление, говоря о возможных уголовных делах, которые будут возбуждены на членов его семьи». Адвокат также потребовал провести дополнительную судебно-психиатрическую экспертизу Евгения Тарасова и вызвать на допрос главу УФСБ по Челябинской области Игоря Ахримеева.

«В январе 2014 года у него с Сандаковым возник конфликт в связи с желанием Ахримеева ввести угодных ему людей в состав Челябинской городской думы. Если у него был личный конфликт с Сандаковым, то критической оценке подлежат действия и всех его подчиненных», – пояснил Колосовский. По его словам, конфликт был связан с челябинский бизнесменом и бывшим депутатом Борисом Видгофом. По мнению адвоката, его тоже необходимо пригласить в зал суда и поинтересоваться, знаком ли он с Ахримеевым и хотел ли он попасть в думу.

Колосовский считает, что в суд нужно пригласить руководителя Четвертого следственного управления СКР в Екатеринбурге Руслана Ибиева. «В сентябре 2015 года содержавшийся под стражей Сандаков был доставлен в кабинет Ибиева, где он склонял его к признанию вины, обещая переквалифицировать дело, в случае отказа угрожал семье», – подытожил адвокат. Он попросил вызвать в суд IT-специалиста Александра Аброськина и следователя Игоря Бедерина, который вел дело Сандакова «о взятке». Впоследствии оно было переквалифицировано на «мошенничество».

Сам Николай Сандаков в суде настаивал на своей невиновности и заявлял, что дело его сфабриковано: «доказательства, которые меня оправдывают, в дело просто не положили».

Гособвинитель Екатерина Голубенкова заявила, что запрашиваемые записи телефонных разговоров не рассекречены и не могут быть предоставлены адвокатам. Следствие по делу Цыбко не имеет связи с Сандаковым, так же как и Тарасовым, Зюсем и другими фигурантами. Жалобы Сандакова на содержание в СИЗО преждевременны, так как пока он сам не дал показания. Экспертиза вменяемости Тарасова не вызывает сомнений у прокурора. Вызов Ахримеева и Видгофа не имеет отношения к рассматриваемому делу, решать вопрос о вызове Ибиева и Бедерина можно будет после показаний Сандакова. Что касается Аброськина, то его пригласят со стороны обвинения. В итоге судья Александр Зимин ходатайство защиты удовлетворил частично: что касается «прослушки», то в суде будет использоваться конкретный день и конкретных разговор, если он будет рассекречен. В ознакомлении с делами Тарасова и Цыбко Колосовскому отказали. Решение об экспертизе Тарасова примут после его допроса. Зимин решил вызвать в суд следователя Бедерина и опросить его по части допросов Сандакова. Если будут получены сведения о воздействии Ибиева и Ахримеева – вызвать их.

Прокурор Голубенкова зачитала Сандакову обвинение. В нем мало что изменилось. Появились некоторые детали о том, что по просьбе Сандакова в озерских газетах и на сайте с помощью руководителя пресс-службы администрации Озерска Сергея Зюся публиковались статьи якобы для создания положительного имиджа Тарасова, которому Сандаков якобы пообещал помощь в получении поста главы Магнитогорска. Что касается взлома электронной почты Подопригоры и Полозова, флешку с данными Аброськин передал бывшему вице-губернатору прямо в администрации Челябинской области – на Цвиллинга, 27.

«Я не признаю себя виновным, – заявил Николай Сандаков. Он выглядел сосредоточенным, периодически доставал четки (Библию с собой, как это было на прошлых заседаниях, не взял). – Мое дело – не первое, сфабрикованное сообществом СКР и ФСБ. Пример такого дела – дело Цыбко, которое сыпется в суде. Я считаю, что это месть Ахримеева за политическую самостоятельность и необходимость получить несоответствующие действительности показания на Цыбко. Я до последнего верил, что до суда не дойдет это дело, шитое белыми нитками». По словам бывшего вице-губернатора, в будущем регион ждут кадровые перестановки в силовых структурах и, возможно, уголовные дела.

«Я не совершал преступления, – продолжал Сандаков. – Я виноват перед Александром Подопригорой и Александром Полозовым, и я приношу им извинения. Опорочить их я не хотел, я стал заложником обстоятельств и в ходе суда их поясню. Сотрудник ФСБ Костенко заявлял, что гособвинение будет поддерживать подконтрольный прокурор, а рассматривать – подконтрольный судья. Ибиев лично говорил, что все вопросы с судом уже решены: «Иллюзий не питай, срок получишь, только не 12 лет, а пять». (Смягчение приговора предусматривалось за «нужные показания» – прим. авт.). По мнению Колосовского, преследование Сандакова началось из-за того, что тот не хотел давать нужные показания на бывшего сенатора Константина Цыбко. К делу подключили Евгения Тарасова, но он постоянно менял показания, говорил неправду и для «поддержания штанов» следствие создало эпизод со взломом почты.

Сторона обвинения приступила к допросу потерпевшего – блогера и политолога Александра Подопригоры. Второй потерпевший – журналист Полозов в зал суда не явился. Политолог зашел на трибуну, отвечал на вопросы прокурора спокойно, мало жестикулируя. Со слов блогера, с Сандаковым он познакомился в 2010 году в Озерске. В ЗАТО тот приехал с Константином Цыбко и несколькими политтехнологами, назвать имена которых Подопригора не смог. Тогда Подопригора работал на ПО «Маяк» и вел кампанию по выборам в заксобрание гендиректора предприятия Сергея Баранова. Сандаков занимался списком единороссов, главным кандидатом тогда был Цыбко, он избрался в заксобрание, а затем стал сенатором. До 2014 года они не встречались и не контактировали. «Когда во время следствия я узнал о взломе почты, я испытал эмоциональный шок. Сегодня я был бы более тактичен», – добавил Подопригора. Он сообщил, что о подозрительном интересе к его почтовому ящику ему сообщил знакомый из ФСБ. Блогер отвез свой домашний ноутбук в управление, где факт взлома подтвердился. Подопригора добавил, что взломанный ящик был для него и личным, и рабочим. Таким образом, была нарушена тайна переписки и личной жизни.

«Услышав сегодня извинения, я не буду поддерживать иск (компенсация морального вреда порядка миллиона рублей – прим. авт). Извинений достаточно, на возмещение морального вреда я не претендую», – заявил Александр Подопригора. Он предположил, что причиной взлома электронной почты мог стать его жесткий оппозиционный настрой по отношению к действующему на тот момент губернатору Михаилу Юревичу. Блогер напомнил, что критиковал его деятельность еще в бытность того главой Челябинска. «Я считал и считаю, что человек, для которого смысл жизни – коммерческая деятельность, не должен возглавлять регион и принимать решения в интересах своего бизнеса», – объяснил он.

Подопригора добавил, что в 2011 году Сандаков теоретически мог бы считаться человеком, способным оказать какое-либо влияние на выборы, но достоверных фактов этого влияния ему не известно. «Как мне представляется, на мнение Юревича повлиять было сложно. У него происходили какие-то свои процессы с подбором кандидатов», – резюмировал он. Все же в тот момент, когда Сандаков получил должность первого помощника губернатора (именно в этот период ему инкриминируется мошенничество), политические вопросы, по словам Подопригоры, в большей степени решал вице-губернатор Олег Грачев.

После завершения допроса Александр Подопригора добавил, что без особой надобности не хотел бы являться в суд, он также не склонен настаивать на какой-либо мере наказания для Сандакова. Уже выйдя из зала суда после общения политолога с журналистами, бывший вице-губернатор пожал ему руку со словами благодарности. «Благодарю за понимание» – сказал он. Примечательно, что политик, в бытность вице-губернатором отказавшийся на время от вредных привычек, снова закурил.

Напомним, что Николаю Сандакову предстоит еще один сложный судебный процесс. Дело пока не передано в прокуратуру. Но на днях бывшему вице-губернатору предъявили окончательное обвинение по делу о получении взятки, сумма которой увеличилась на 600 тысяч рублей – до 1,9 миллиона.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях