Вчера в России отмечался День местного самоуправления. Между тем, уже почтит месяц назад южноуральские парламентарии сразу в трех чтениях одобрили поправки к закону о МСУ, отменяющие прямые выборы мэров и фиксирующие одноглавую систему власти.
Вчера в России отмечался День местного самоуправления. Между тем, уже почтит месяц назад южноуральские парламентарии сразу в трех чтениях одобрили поправки к закону о МСУ, отменяющие прямые выборы мэров и фиксирующие одноглавую систему власти. Несмотря на праздник, самого местного самоуправления почти не осталось, грустно шутит по этому поводу один из системных критиков реформы, лидер ЛДПР в областном законодательном собрании Андрей Ткаченко. Эксперты на Южном Урале все чаще говорят о том, что в спешке проведенная реформа, курировал которую ныне арестованный вице-губернатор Николай Сандаков, уже скоро будет частично свернута. Пока же главы сельских муниципалитетов пытаются донести до областных властей свое недовольство, бойкотируя изменения уставов, а жители муниципалитетов отстаивают свое право выбирать глав. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Законодательство на Южном Урале менялось вслед за поправками, принятыми на федеральном уровне. Согласно изменениям в 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», наряду с существующим порядком избрания глав муниципальных образований появляется возможность его избрания представительным органом (собрание депутатов района или города) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Необходимость изменений объяснялась «развитием вариативности структуры органов местного самоуправления с учетом особенностей территорий». Предполагалось, что муниципалитеты будут сами выбирать наиболее подходящую для них модель, исходя из сложившихся в регионе традиций.
По словам парламентариев, выбор глав по конкурсу и отмена прямых выборов мэров поможет укрепить вертикаль власти и повысить роль депутатов. Ведь теперь на них возложат ответственную обязанность выбирать глав. При этом население максимально отодвигается от выборного процесса, народу оставляют право выбирать только депутатов, что, по мнению парламентариев, также требует повышения уровня ответственности среди избирателей. На заседании парламента против поправок в закон о МСУ высказались лидер либерал-демократов в заксобрании Андрей Ткаченко и лидер коммунистов Игорь Егоров.
«Местного самоуправления все меньше и меньше, – заявил он, напоминая, что фракция ЛДПР в законодательном собрании области последовательно голосовала против лишения малых муниципалитетов финансовых полномочий, а затем и отмены прямых выборов мэров. – Прошедшая в регионе реформа выкорчевала с корнем едва только наметившиеся ростки МСУ… Я считал и считаю, что отмена прямых выборов глав муниципальных образований – решение конъюнктурное и направлено на дальнейшее усиление контроля над муниципалитетами… Плюсов этой реформы я не вижу. Я не понимаю, почему население, которое имеет право выбирать главу государства и проявляет при этом разумность, на муниципальном уровне эту разумность потеряет».
Одним из первых с критикой реформы МСУ выступил руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений (АСМО и ГП) Юрий Гурман.
В марте в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» Гурман жестко раскритиковал готовящуся к принятию реформу. «Если мы отодвигаем жителей от принятия решения о месте руководителя в системе местного самоуправления, ответственность за все будет нести сама власть. Отодвигая граждан от участия в прямых выборах, мы выхолащиваем сам принцип самоуправления, «само-» тут уже нет, здесь есть только управление сверху», – пояснил эксперт. По мнению главы ассоциации, сама идея поправок, предполагающих возможность выбора, неплоха, однако в ее реализации Гурман увидел нарушение конституционных прав (ст. 131 Конституции), так как структуру органов местного самоуправления население должно выбирать самостоятельно. Согласно статье 12 Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому все попытки вписать МСУ в вертикаль власти незаконны, говорит эксперт.
Уже после принятия поправок, 20 марта, ассоциация провела круглый стол по местному самоуправлению, участники которого приняли ряд решений, критикующих принятые парламентариями поправки. А именно: инициировать суды о признании поправок противоречащими Конституции; обратиться к главам поселений и депутатам с призывом не вносить изменения, отменяющие прямые выборы, в уставы; обратиться в прокуратуру региона с просьбой о защите прав граждан на местное самоуправление и предложить органам местного самоуправления собрать подписи жителей в своих поселениях в поддержку сохранения прямых выборов.
По мнению председателя Собрания депутатов Троицкого района Петра Доютова, действия ассоциации – это саботаж реформы местного самоуправления. Еще 15 апреля спикер отправил председателям Советов депутатов Ключевского, Яснопольского и Родниковского сельских поселений письмо, в котором призвал их отказаться от «саботажа». В тексте Доютов объяснил, что поправки приняты с соблюдением всех требований законодательства, а призывы собирать подписи за возврат прямых выборов некорректны. «Я считаю, что людей попросту вводят в заблуждение и подбивают нарушить закон. Изменения должны быть приняты в определенные сроки, но они срываются. Законодательное собрание не нарушало никаких законов. Если глава работает во благо народа, какая разница, кто будет его выбирать? По-видимому, некоторые главы просто хотят быть всенародно избранными», – пояснил Доютов, добавив, что в районе есть три «смутьяна», выступающих против реформы. Это главы Ключевского, Яснопольского и Родниковского сельских поселений. В целом реформу, по словам спикера Троицкого Собрания, в районе восприняли нормально.
Однако глава Родниковского сельского поселения Николай Гуцуляк не считает, что занимается саботажем. «У нас нет никакого саботажа, депутаты, посоветовавшись с населением, не хотят принимать поправки, повлиять я на них не могу. Население у нас само хочет выбирать глав, за это и собирают подписи. Если главу будут назначать, на селах можно будет поставить крест. Глава живет в селе, знает, что здесь происходит. Назначенного человека проблемы села волновать не будут», – сокрушаются Гуцуляк. По его словам, именно районные власти не хотят вносить изменения в Устав и избегают передачи полномочий. «Район все спихивает на села. При этом финансирование просто смехотворное. В этом году на обработку кладбищ я получил 537 рублей, как я могу содержать кладбища на эти деньги? – продолжает Гуцуляк. – Дорогу зимой должны были чистить районные власти, но чистили все равно мы, потому что людям все равно, чьи это полномочия, главное, чтобы снег убрали. Бюджет у нас на поселение, куда входят шесть деревень, составляет три миллиона. Этих средств на все не хватает. Мне обидно за мое село, в котором я родился и вырос! Обидно, что районные власти его умертвляют!»
О другой стороне реформы МСУ, а именно о распределении полномочий и их передаче в район, говорит глава Тимирязевского сельского поселения Владимир Горев. По его словам, с января 2015 года поселению стало сложнее осуществлять ряд функций из-за разграничения полномочий. Так, благоустройство села оставили на местном уровне, а вывоз ТБО передали в район. Теперь мешки с мусором валяются на улице и ждут, когда их увезут. Затруднена очистка снега, финансирование на содержание кладбищ урезано, рестет социальная напряженность – паспортные столы и ЗАГСы переданы в район. Бюджет поселения, который в 2014 году составлял 16 миллионов рублей, в нынешнем году сократился ровно наполовину – до 8 миллионов. При этом, по словам Горева, поселение не получало никаких дополнительных средств и существовало за счет собственных налогов. Теперь Тимирязевское стало на 60 % дотационным. «С исторических времен в деревне выбирали старосту или атамана – это было местное самоуправление. Теперь главу будут назначать, а депутаты «лояльно» утверждать», – говорит Горев, подчеркивая, что если ситуация не изменится к лучшему, из закона о МСУ можно будет убрать слова «местное самоуправление» за ненадобностью.
Впрочем, законодатели уверены, что реформа местного самоуправления пойдет на пользу Южному Уралу, который, кстати, выступает пионером в ее реализации. По мнению спикера заксобрания Владимира Мякуша, преимуществами новой системы являются экономия средств местных бюджетов за счет сокращения количества выборов; устранение предпосылок возможных конфликтов между главой и сити-менеджером; усиление роли представительных органов власти; укрепление вертикали власти; усиление роли и ответственности губернатора, который будет вносить своих кандидатов. «Решено унифицировать системы муниципальной власти, сделать ее единой на всех уровнях, начиная от муниципального района до сельского поселения. Будет четкое разделение власти на две ветви – представительную (глава представительных органов) и исполнительную (глава муниципального образования). Усилится авторитет и влияние муниципального образования за счет участия в конкурсе представителей губернатора», – заявлял Мякуш ранее.
Впрочем, иного мнения придерживается критик областной власти политолог Александр Подопригора. По его мнению, реформа МСУ, активно продвигаемая ныне арестованным по подозрению в получении взятки вице-губернатором Николаем Сандаковым, скорее всего, будет скорректирована. «Теперь же есть хорошая возможность скорректировать ход этой реформы, не отменяя ее, но приведя, по крайней мере, в соответствие с Конституцией и организовав реальное (а не онлайн) обсуждение и выяснение мнения населения территорий о желательной в каждом конкретном случае модели формирования власти. Незачем Дубровскому платить по счетам Сандакова», – написал Подопригора в своем блоге вскоре после задержания вице-губернатора.
Первые поправки в уже принятую реформу областные законодатели приняли на последнем пленарном заседании, когда они привели в соответствие с федеральным законодательством принципы избрания глав ЗАТО.
© Екатерина Гонова
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях