О размере платежей за коммуналку для жителей федерального округа, конфликтах властей и предпринимателей, а также нежелании чиновников искать компромиссы – в материале УралПолит.Ru.
На прошлой неделе губернатора Курганской области Вадима Шумкова уличили в «жонглировании цифрами». Итоги федерального рейтинга оплаты жилищно-коммунальных услуг резко диссонируют с неоднократными заявлениями главы Зауралья об одних из самых высоких в УрФО тарифах, по которым вынуждены оплачивать поставки энергоресурсов жители депрессивного региона. О размере платежей за коммуналку для жителей федерального округа, конфликтах властей и предпринимателей, а также нежелании чиновников искать компромиссы – в материале УралПолит.Ru.
На прошлой неделе РИА «Новости» обнародовало рейтинг регионов Российской Федерации по доле расходов населения за жилищно-коммунальные услуги, основанный на данных Росстата. Его итоги, как выяснилось, заметно отличаются от публичных заявлений, не раз озвученных представителями властей Курганской области. Это обстоятельство уже вызвало активные обсуждения среди экспертов рынка ЖКХ, депутатов и чиновников. Стоит отметить, что мнения собеседников издания совпадали далеко не всегда.
Что касается самих результатов исследования, то в Уральском федеральном округе по итогам отраженного в рейтинге периода наблюдается достаточно большой разброс, что, среди прочего, объясняется труднодоступностью многих территорий. Больше всех – 11% – доля потребительских расходов среднестатистической семьи на коммуналку составляла в минувшем году в Тюменской области (61-е место в общем рейтинге). Жители региона в среднем платили 4,2 тыс. рублей, причем за год выплаты снизились на 1,1%. В 2018 году тюменцы направляли на эти цели более 4,31 тыс. рублей ежемесячно.
Далее следуют Свердловская (53-е) и Челябинская (52-е) области, население которых в среднем на оплату услуг жилкомхоза, направляло по 10,6% своих ежемесячных доходов (чуть более 4,52 тыс. и около 4,12 тыс. рублей, соответственно). Жители ХМАО-Югры (50-е место) выплачивали по 10,5%, или около 6,85 тыс. рублей ежемесячно. Семьи ЯНАО (25-е) в прошлом году отдавали за коммунальные услуги по 9% доходов, или чуть более 7,5 тыс. рублей. Наконец, наименьший процент своих доходов в 2019 году на оплату ЖКХ направляли жители Курганской области – 7,9%. Это позволило занять 11-е место в федеральном рейтинге. При этом по сравнению с предыдущим годом платежи снизились на 1%. Тогда Зауралье находилось на 25-м месте. В 2019 году семьи Курганской области в среднем на эти цели ежемесячно выделяли менее 2,6 тыс. рублей, что является одним из самых низких показателей по всей России.
Стоит, тем не менее, заметить, что губернатор Зауралья Вадим Шумков неоднократно заявлял о более высоких платежах местного населения на фоне соседей по УрФО, в первую очередь, за тепло- и электроэнергию, и низком уровне доходов. В частности, об этом глава региона рассуждал на мартовском форуме Общественной палаты. Лейтмотивом выступления губернатора тогда стали тезисы, касающиеся «19% бедного населения» и «сбалансированной тарифной политики».
«Нельзя забирать последнее», – настаивал Вадим Шумков.
Поправить состояние инфраструктуры Зауралья, которое в экспертных кругах оценивают как «близкое к катастрофическому», власти региона рассчитывают за счет федеральной поддержки, избегая рассмотрения вопросов о совместной работе с бизнесом. Губернатора в этом стремлении ранее поддержали и ряд экспертов отрасли, в частности, председатель комиссии ЖКХ Общественной палаты Игорь Шпектор, проинспектировавший ряд объектов в столице региона.
«Бюджет Курганской области – один из самых низких в России, и говорить о необходимости финансирования губернатору – нереально. Реконструкция – это не менее 200 миллионов», – заметил эксперт, осмотрев очистные и станцию водоподготовки в Кургане.
А еще один отраслевой специалист, Игорь Шафиров, предложил обратиться к федеральному центру с просьбой о финансировании для тех регионов, где тарифы превышают средние по стране. Но, как свидетельствуют итоги нового рейтинга, среднероссийские платежи за коммуналку составляют заметно больше, нежели фиксируемые в Зауралье. Следуя этой логике, на федеральную поддержку Курган рассчитывать не сможет.
Отметим, на территории УрФО заметные конфликты, связанные с ценообразованием в сфере ЖКХ, отмечались не только в Курганской и Свердловской областях, но и в Тюменской, а также ХМАО-Югре. Однако в большинстве случаев властям их удавалось нивелировать либо «заморозить». Нельзя не отметить и интенсивность протестов. Так, в той же Тюмени, на пике конфликта, связанного с «мусорной реформой», на митинги выходило максимум несколько сотен человек, зачастую представлявших политические силы, стремящиеся «набрать очки» на острой теме. Такое количество митингующих для города с населением более 800 тыс., выглядит неубедительным.
«Если взять Свердловскую область, напомню, что уже второй год идут разбирательства между федеральной ФАС и региональной энергетической комиссией на тему завышенных тарифов. Но, к сожалению, мы здесь не видим позицию представителей областной власти, почему этот вопрос затягивается. Напомню, что еще осенью 2018 года ФАС объявила о выявлении нарушений, связанных с завышением тарифов. Была проведена масштабная проверка, но на сегодня все увязло в судах. Федерация и регион не могут разобраться. Поставщикам, конечно, это на руку, и, думаю, они этим положением довольны», – отметил в беседе с УралПолит.Ru депутат Государственной думы Дмитрий Ионин.
По словам федерального парламентария, «было бы желательно услышать мнение свердловских чиновников» относительно споров с антимонопольщиками.
«Тарифы устанавливаем не мы, поэтому говорить, что мы требуем какие-то немыслимые деньги с населения или теплоснабжающих организаций, нельзя. Мы не благотворительная организация, газ мы покупаем у «Газпрома» не для того, чтобы потом раздавать. Мы просим лишь те суммы, которые установлены региональными тарифами. Но у нас на протяжении многих лет уже выработана система взаимодействия, в том числе, благодаря позиции губернаторов, которые понимают эту ситуацию. Как правило, если возникают проблемы в муниципалитетах, как, например, в Советском районе ХМАО или Пыть-Яхе, они решаются. Именно на районном уровне чаще всего сложности и бывают. Конечно, неплатежи есть всегда, без этого не бывает, но и поддержка есть», – в свою очередь поделился с УралПолит.Ru собственными оценками собеседник в структурах «Газпром межрегионгаз Север».
Роль глав регионов, как гарантов соблюдения взаимных интересов потребителей услуг и бизнес-структур, отмечают и другие собеседники УралПолит.Ru.
«И господин Шумков, и Наталья Комарова, и другие губернаторы должны прекрасно осознавать, что стоимость услуг в коммунальной сфере, в конечном счете, регулируют они. Федералы устанавливают определенный порог с учетом инфляции, и так далее. А уже региональные комиссии, курируемые главами субъектов, и принимают решение. И ссылки «на дядю» несостоятельны. Недовольство населения вызывают даже не решения центра, а именно региональные тарифы, которые устанавливаются на основании ходатайств, просьб и обоснований со стороны муниципалитетов. А им, конечно, свои условия пытаются навязать предприятия, оказывающие эти услуги, в зависимости от своих аппетитов. Возникает целая цепочка, у каждого звена которой свои интересы. И тут важна персональная ответственность», – рассуждает источник издания, близкий к правительству ХМАО.
По словам управленца, важными являются два фактора. С одной стороны, высокие тарифы позволяют инвестировать в модернизацию инфраструктуры, во многих муниципалитетах изношенной на 70-90%. С другой, они же вызывают недовольство населения и создают условия для роста социального напряжения. Рассчитывать, как в администрации Вадима Шумкова, на поддержку со стороны федерального центра, по мнению собеседника издания, в настоящий момент «самонадеянно», поскольку «у Москвы сейчас, в связи с кризисом и последствиями пандемии, есть много других целей и задач, на которые нужны деньги».
«Важна компетентность людей на местах, умеющих просчитывать все возможные риски и последствия. Кроме того, если речь идет о модернизации инфраструктуры, обязательно должна быть обоснованная, доступная для всех программа, которая позволяла бы плательщикам понимать, за что именно с них желают получить больше денег. Нужны не какие-то стратегические концепции на 50 лет вперед, а четкие, конкретные, плановые установки с датами и суммами, и персонально ответственными лицами, как во власти, так и в бизнесе, желающем взять инфраструктуру в концессию. Да, тогда окажется, что 50% чиновников в сфере некомпетентны. Но иного пути преодолеть декаданс, переходящий в деградацию, нет. И это касается большинства регионов. Если это будет, то и люди начнут понимать, что за свои деньги они получат качественные услуги, а не будут просто удовлетворять аппетиты чиновников и коммерсантов», – уверен собеседник УралПолит.Ru.
Тему продолжает эксперт Агентства стратегических инициатив Сергей Завьялов. По его словам, региональные особенности Зауралья и негативные процессы, сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий, повлияли на критическую ситуацию.
«Конечно, я слышал о расхождениях в высказываниях губернатора Курганской области и данных федерального рейтинга. Следует понимать, что коммунальная инфраструктура Зауралья – ТЭЦ, сети, очистные и так далее – в основном достались нам в наследство еще от Советского Союза. Степень изношенности ее высока, притом, что мощности были заложены высокие. Существует рыночный механизм. Чем больше потребителей пользуется этой инфраструктурой, тем больше возможностей держать цену для каждого потребителя на достаточно низком уровне. За счет объемов потребления можно содержать эти объекты, проводить плановые ремонты и инвестировать в развитие, получая прибыль. Но население Зауралья неуклонно снижается и, соответственно, повышается нагрузка на каждую семью просто для поддержания инфраструктуры в жизнеспособном состоянии. Прожив в Москве некоторое время, я увидел, что там платежи за ту же двухкомнатную квартиру значительно меньше. Пусть, конечно, не исключено и субсидирование со стороны властей, как, возможно, и на Севере. Но там есть деньги в бюджетах», – рассуждает аналитик.
В итоге, получается дилемма – либо платить больше, но получать качественную услугу, либо меньше, но в этом случае государство должно компенсировать убытки, которые несут ресурсники.
«Пример с курганским водоканалом тут просто классический. И сами не можем обслуживать, и бизнесу не даем ни денег, ни возможности поднять тариф. Получаем стопроцентную изношенность сетей, постоянные порывы и аварии. И это вода, а если зимой появятся проблемы с теплоснабжением. И ситуация практически революционная. Верхи не могут, низы не хотят. Затягивать решение вопроса смерти подобно. Понятно, что Шумкову досталось это наследство, но пересидеть не получится», – считает эксперт АСИ.
Полагая, что декларируемое нежелание повышать тарифы для бедного населения, озвучиваемое властями Зауралья, «безусловно, благое», источник УралПолит.Ru одновременно подчеркивает, что тогда необходимо полностью взять на себя ответственность за содержание инфраструктуры ЖКХ.
«На то и даны полномочия. Недофинансирование приведет к коллапсу, а коммунальный коллапс моментально перечеркнет все временные заботы о населении Зауралья», – констатирует эксперт АСИ.
© Ирина Гордеева
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях