«Популистские лозунги вместо внятной экономической политики». Что не так с здравоохранением Зауралья

Врачи Фото: ФедералПресс

О текущем положении дел в медицине Курганской области, оптимизации учреждений и рисках для населения – в материале УралПолит.Ru.

В Зауралье назревает очередная проблема, грозящая обернуться катастрофой. На этот раз речь идет о системе здравоохранения Курганской области. Как следует из данных Росстата, Зауралье с каждым годом теряет квалифицированных медиков, стремящихся при первой возможности перебраться в более благополучные регионы, а замены им попросту не находится. По оценкам экспертов сферы, отток кадров напрямую связан с ухудшением ситуации с различными инфекционными заболеваниями, что также иллюстрируют сводки ведомства. О текущем положении дел в медицине Курганской области, оптимизации учреждений и рисках для населения – в материале УралПолит.Ru.

По данным Свердловскстата (деятельность ведомства охватывает Свердловскую и Курганскую области, прим.ред.), ситуация со здравоохранением в Зауралье с каждым годом ухудшается практически по всем позициям.

Исходя из сводок за последние пять лет, в регионе ежегодно сокращается охват населения медицинским обслуживанием. На протяжении 2015-2018 годов в Зауралье работало 2,5 тыс. врачей, а к 2019 году их число упало сразу до 2,4 тыс. Численность среднего медперсонала и вовсе стабильно убывает с каждым годом: 2015 – 10,2 тыс. человек, 2016 – 9,9 тыс., 2017 – 9,8 тыс., 2018 – 9,6 тыс. А по итогам 2019 года их число упало до самого низкого за последние 5 лет уровня – 9,4 тыс. По оценкам самих медиков, нет никаких оснований предполагать, что тенденция измениться в текущем году. Медики продолжают покидать регион.

Весьма показательными на фоне сокращения кадрового потенциала выглядит статистика заболеваемости населения Курганской области различными инфекционными заболеваниями. Так, к примеру, в 2019 году по сравнению с предыдущим, наметился рост заражений острыми кишечными инфекциями (2874 и 2727 случаев, соответственно, прим.ред.). С 2017 года растет заболеваемость сальмонеллезом. Тогда инфекция была обнаружена у 113 курганцев, в 2018 – у 137, а в прошлом году – у 149 человек. Взрывной рост по итогам прошлого года продемонстрировал коклюш – 20 случаев против всего шести в 2018.

Впечатляет и рост заболеваемости гриппом. Если по итогам 2018 года медики могли говорить о снижении – 175 случаев против 278 годом ранее, то в 2019 инфекция была выявлена сразу у 433 жителей Зауралья. Отмечено в статистике и увеличение заболеваемости острыми и хроническими гепатитами, и даже такой инфекцией как педикулез (2017 год – 703 случая, 2018 – 713, 2019 – 796). Заболеваемость, по данным подразделения Росстата, растет не только в конкретных цифрах, но и в пересчете числа зараженных на 100 тыс. населения.

Не менее примечательным на этом фоне выглядит и сокращение числа аспирантов, которые в будущем, как планируется, должны пополнять штат учреждений здравоохранения. Если в 2015 году (на конец года, прим.ред.) их в Зауралье насчитывалось 208 человек, то уже в 2016 – 158. Затем последовал некоторый рост – 171 аспирант в 2017 году. Но это оказалось лишь эпизодом. В конце 2018 году в аспирантуре обучалось 166 человек, а в прошлом их число оказалось минимальным за пять лет – 142. Соответственно, ежегодно сокращается и выпуск, а начиная с 2017 года, из общего потока не вышло ни одного человека с защитой диссертации.

Текущий год, проходящий на фоне коронавирусной пандемии, для здравоохранения Зауралья не обошелся без конфликтов. И хотя Зауралье не входило в число регионов с наибольшим числом зараженных, общее состояние медицины вызывало серьезные опасения. Так, к числу территорий с наименее доступной медпомощью собеседники издания в медицинском сообществе называли Звериноголовский и Петуховский районы, а в селе Затеченское Далматовского района пришлось и вовсе ограничивать передвижение из-за вспышки заболевания.

Между тем, большинство фельдшерско-акушерских пунктов, где населению могут оказать первичную помощь, в Зауралье находятся в аварийном состоянии. Немалая часть из них открыта еще в 50-70-е годы прошлого века. Выездные бригады попросту не справляются с охватом территории, а нехватка медтранспорта еще более усугубляет проблемы. Всего же, по словам источников УралПолит.Ru, региону «недостает нескольких сотен фельдшеров, не говоря уже о квалифицированных врачах различных специальностей».

В июне в Кургане вспыхнул конфликт между сотрудниками местной больницы скорой помощи и региональным депздравом. Медики протестовали из-за отсутствия выплат, предназначенных для работающих с ковидными пациентами. Чиновники отказывались признавать таковыми сотрудников больницы, и конфликт в итоге дошел до федерального Минздрава и Генпрокуратуры.

Стоит отметить, что нацпроект «Здравоохранение», с которым связывают надежды на изменение ситуации к лучшему, вряд ли их оправдает. Как сообщили накануне представители Счетной палаты, проект провален на 40%, а по итогам 2019 года (заметим, доковидного) не достигнуты плановые значения по шести из 15 показателей.

«При этом исполнение расходов федерального бюджета в прошлом году отмечается на уровне 96,4%. Что это значит, коллеги? Объясним простыми словами. Цели проекта были не достигнуты, деньги на них были потрачены почти полностью. Кстати, еще месяц назад Мурашко (министр здравоохранения РФ – прим. ред.) заявлял, что нацпроект «Здравоохранение» будет реализован в срок. Аудиторы же предупреждают, что текущее положение дел грозит риском не достигнуть целей нацпроекта в необходимые сроки», – анализируют ситуацию авторы телеграм-канала «Ракова позвонит».

В свою очередь, в медицинском сообществе Зауралья данные Счетной палаты прокомментировали лаконично: «Если провал нацпроекта признают на федеральном уровне, то на нашем местном он вообще присутствует только в бумагах чиновников. В отдельных муниципалитетах медпомощь чисто условная, фактически же ее нет».

Издание рассчитывало узнать мнение главы Департамента здравоохранения Курганской области Ларисы Кокориной относительно текущей ситуации в сфере, однако в секретариате сообщили, что «руководителя нет на рабочем месте». Впрочем, реалии курганской медицины охотно описывают отраслевые эксперты, а также, правда, на анонимных основаниях, чиновники.

Так, руководитель проекта «Здравоохранение» ОПП «Народ против коррупции» Сергей Дроздков в беседе с изданием рассказал о, по всей вероятности, фиктивной работе «базовой кафедры ИНПР Тюменского государственного медицинского университета в Кургане». Информация о ней на сайте самого вуза, к слову, изложена предельно скупо. Возглавляет эту кафедру, которая, судя по всему, должна готовить специалистов для Зауралья, Ольга Фролова, постоянно проживающая в Тюмени, а в столице Зауралья, по наблюдениям активистов и медиков, «бывающая лишь изредка». Аспирантов на кафедре также замечено не было. Более того, по словам Сергея Дроздкова, в Курган из Тюмени ежегодно командируются студенты, прикрепляемые к местным учреждениям, но фактически практику не проходят, занимаясь самообразованием, поскольку у местных врачей «нет ни времени, ни соответствующих навыков преподавания».

К слову, в марте текущего года по решению Рособрнадзора в отношении самого ТюмГМУ были применены санкции. Была приостановлена госаккредитация по 51 образовательной программе, включая актуальные эпидемиологию и социальную гигиену. Учитывая, что вуз готовит специалистов не только для Тюменской, но и Курганской области, Сергей Дроздков адресовал обращение в региональный депздрав с просьбой прокомментировать ситуацию, из-за которой около месяца преподавание официально не велось. Однако представители департамента предпочли не заострять внимание на болезненных темах подготовки, а их коллеги из ТюмГМУ, в свою очередь, уклонялись от ответов на тему работы «базовой кафедры».

«Департамент здравоохранения Курганской области и ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» на протяжении ряда лет конструктивно сотрудничают по вопросам подготовки квалифицированных медицинских кадров для нужд Курганской области. В настоящее время в ТюмГМУ проходят обучение более 400 целевиков Курганской области. В марте 2020 года государственная аккредитация в отношении отдельных программ ординатуры и аспирантуры ФГБОУ «Тюменский государственный медицинский университет» была приостановлена. Со 2 апреля <…> действие государственной аккредитации восстановлено», – извещала руководителя проекта первый замдиректора депздрава Зауралья Тамара Иванова, не упомянув, впрочем, о конкретном эффекте такого сотрудничества, деятельности «базовой кафедры» вуза в Кургане и причинах, по которым сотни «целевиков» в дальнейшем не связывают свою жизнь с Зауральем.

О текущем положении дел в здравоохранении рассуждают и собеседники УралПолит.Ru, близкие к правительству региона. Их выводы от оптимизма весьма далеки.

«Впечатление, что Курганскую область целенаправленно доводят до расформирования, складывается не на пустом месте. Схожая картина наблюдается не только в здравоохранении, но и в образовании, и в других бюджетных сферах. Количество специалистов неуклонно сокращается, а происходит это потому, что молодые либо опытные и квалифицированные кадры, не имея возможности найти достойную работу, устремляются в другие регионы. В 700 километрах от нас Югра. Казалось бы, недалеко по нашим меркам. Но уровень жизни, льготы и зарплаты врачей там и у нас – это небо и земля. Кто тогда поедет в Звериноголовский район или Петухово? Ответ очевиден. А если падает количество врачей, то сокращается и число медучреждений, в первую очередь, первичного звена. Но, соответственно, появляется рост заболеваемости, в том числе, такими болезнями, как педикулез, который вообще лучше на стадии профилактики не допускать. Все это от недостатка бюджетного финансирования», – полагает управленец.

По словам собеседника издания, нехватка средств тесно связана с малым источником доходов. А этот негативный фактор, в свою очередь, по словам источника УралПолит.Ru, напрямую связан с нежеланием властей региона самостоятельно заниматься их поиском и привлечением в доходные сферы экономики.

«У нас нет возможностей получать отчисления от ресурсной базы. Только одни популистские лозунги и фразы вместо внятной экономической политики, и цель – пересидеть и уехать», – констатирует специалист.

Еще один собеседник УралПолит.Ru, председатель Наблюдательного совета столичного Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт Московского экономического форума Юрий Крупнов. Аналитик называет ситуацию в Зауралье «крайне тяжелой», при этом замечая, что группа депрессивных регионов России составляет не менее трети от общего числа.

«Негативные явления в курганском здравоохранении, о которых мы с вами говорим, и демография – вещи, безусловно, взаимосвязанные. Полагаю, не менее условной четверти влияния это оказывает на демографические показатели. Это очень существенный фактор, прежде всего, к примеру, в сфере репродуктивного здоровья и его сохранения. Я бы отметил, что Курганская область находится в тяжелейшем социально-экономическом положении, но таких регионов, к сожалению, наверное, треть от 85. А еще 30 чуть более благополучные, но тоже проблемные. Это системный вопрос», – заключил федеральный эксперт.

УралПолит.Ru продолжит следить за темой здравоохранения в Курганской области.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров