Андрей Цветков. Непубличный министр с непростым наследством

Андрей Цветков Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Кто принял на себя ответственность за все происходящее в период пандемии коронавируса на Среднем Урале - в еженедельной рубрике УралПолит.Ru «Персона недели».

На Среднем Урале, как и по всей стране, которую неделю бушует пандемия коронавируса. Количество заразившихся, как и количество, вылечившихся, растет каждый день. На этой неделе очагом заболевания стала горбольница Екатеринбурга №1, где коронавирусом заразилось более 80 врачей и пациентов медучреждения. После этого в паблике вновь заговорили о реформе здравоохранения в Свердловской области. Речь идет о передаче медучреждений столицы Среднего Урала в регион, однако, на самом деле, подобные разговоры начались задолго до пандемии, а случай в горбольнице лишь стал удобным поводом, отмечают наблюдатели. Кроме того, на этой неделе стало известно о закрытии единственного в Екатеринбурге хосписа: всех пациентов выпишут, а медучреждение отдадут под размещение пациентов с коронавирусной инфекцией. Стоит отметить, что подобная инициатива не звучала еще ни в одном регионе России. Ввиду этого редакция УралПолит.Ru решила вспомнить, кто же такой министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков, фактически несущий ответственность, за все происходящее в этой сфере. Подробности – в нашей еженедельной рубрике «Персона недели».

Андрей Цветков был назначен на пост министра здравоохранения Свердловской области в декабре 2017 года, сменив на этом посту Игоря Трофимова, назначенного исполняющим обязанности в 2016 году. В министерство Андрей Цветков пришел с должности главврача свердловского противотуберкулезного диспансера. Цветков – коренной свердловчанин, закончил в Екатеринбурге Уральский государственный медицинский университет и здесь же прошел путь от медбрата выездной бригады скорой помощи до главврача диспансера.

Назначение Андрея Цветкова министром тогда восприняли в медицинских кругах неоднозначно, сам факт называли неординарным и неожиданным. По сообщениям СМИ, нового министра медики охарактеризовали, как «смесь [экс-министра Аркадия] Белявского и [экс-министра Михаила] Скляра». В то же эксперты в голос назвали фигуру Цветкова на посту министра, как компромиссную, позволяющую не допустить в руководство областным здравоохранением представителей городской команды (на тот момент отношения городских и областных властей были натянутыми, прим.ред.). Одновременно с этим, ряд источников УралПолит.Ru называли Цветкова – креатурой силовиков. В медицинских кругах тогда также отмечали профессионализм Цветкова как врача и администратора, но уточняли, что для кресла министра он пока слабоват.

Сам Андрей Цветков, комментируя свое назначение на своей первой пресс-конференции отметил, что попал на пост министра благодаря своим деловым качествам и добавил, что «каждый человек на своем месте должен доказывать все делами».

«У нас кадровые решения принимаются руководителем области и не обсуждаются. У руководителя были какие-то поводы. Результаты моей работы и деловые качества сыграли роль», – приводили тогда слова министра 66.RU.

Стоит отметить, что и наследство Андрей Цветков получил непростое. Сфера здравоохранения, как наиболее социальноориентированная, всегда была наиболее чувствительной к любого рода проявлением, будь то смена главврача, закупки оборудования, ремонт медучреждений или их перепрофилирование. Малейшие изменения мгновенно вызывали реакцию, как среди медиков, так и населения. Все это на фоне острейшей нехватки кадров в отрасли, нехватке средств и необходимости решать вопрос доступности медицины в отдаленных территориях.

В день назначения на пост министра с Андреем Цветковым встретился глава региона Евгений Куйвашев, который дал ему первые установки.

«У нас есть серьезная проблема, связанная с удаленностью наших населенных пунктов и оказанием первичной медицинской помощи. Прошу вас особое внимание уделить реализации программы доступности медицинской помощи — строительству и оснащению общеврачебных практик, ФАПов. И самая главная задача — это привлечение специалистов в учреждения здравоохранения. Надеюсь, что мы за пять лет вопрос закрепления медицинских кадров решим», – сказал тогда губернатор.

Позднее, эти же задачи на новом посту Андрей Цветков озвучил на своей первой пресс-конференции. Одновременно с этим министр тогда пообещал, что продолжит работать над увеличением доходов медицинских учреждений и анонсировал кадровые решения, которые будут приниматься по результатам поездок в муниципалитеты. В дальнейшем стало очевидно, что новый министр не был настроен на кадровую революцию и руководители медучреждений, также как и сотрудники министерства сменялись точечно и постепенно. При этом, это также свидетельствовало о том, что команда Цветкова формируется, что называется, «на разных уровнях».

Среди первых отставок и назначений можно вспомнить смену главврача в областной клинической больницы №1 и в свердловском онкодиспансере, а вскоре был сменен главврач госпиталя для ветеранов войн. Примечательно, что впоследствии на новых руководителей и их действия начали поступать жалобы от сотрудников. А в публичную плоскость впоследствии вылился и скандал вокруг возможной смены главврача Уральского института сердца Яна Габинского. Тогда СМИ сообщали, что у Габинского заканчивается контракт и вполне вероятно, что он он может быть не продлен. На защиту Габинского встали сотрудники медучреждения, записавшие видеообращение.

На работу в министерство здравоохранения из противотуберкулезного диспансера вслед за Цветковым тогда перешла Екатерина Есина, заняв пост замминистра. К слову, ряд наблюдателей тогда связывал замену ряда главврачей с реализацией крупных инвестпроектов, поскольку отставки сопровождались заявлениями о будущих дорогостоящих контрактах. Однако, впоследствии у Андрея Цветкова сменились практически все заместители, ранее работавшие в командах прежних министров. Министерство они покидали «по собственному желанию», однако в кулуарах отмечали, что отставки связаны с тем, что «просто не сработались».

«Согласитесь, странно, когда с прошлыми работали, а потом вдруг не смогли?» – отметил в разговоре с УралПолит.Ru собеседник из «белого дома», пожелавший остаться неназванным.

Первый выход в свет у министра Цветкова произошел вскоре после назначения: вместе с замгубернатора Павлом Крековым он принял участие во вручении ключей от новых автомобилей скорой помощи представителям муниципалитетов. Уральские журналисты тогда сразу отметили некоторую стеснительность нового министра и его закрытость от прессы. Это подтвердило и то, что Андрей Цветков не стал участвовать в пресс-подходе и общаться с прессой – «отдуваться» тогда пришлось Павлу Крекову. От журналистов, все-таки пытавшихся задать вопрос новому министру, он тогда отворачивался. В кулуарах власти же тогда отмечали, что новый министр пока якобы волнуется из-за публичных мероприятий и присутствия журналистов.

Любопытно, но спустя два года Андрей Цветков, по всей вероятности, по-прежнему старается избегать журналистов: он редко дает интервью, редко появляется на публике в присутствии СМИ и даже сейчас – в период пандемии коронавируса – ежедневные брифинги для СМИ проводит Павел Креков (вице-губернатор курируют соцсферу, прим.ред.). Андрей Цветков дал брифинг лишь однажды, однако сразу после этого был уличен местными СМИ во вранье. Речь идет о вспышке коронавирусной инфекции в екатеринбургской горбольнице №1.

«В больнице №1 один из медработников, который не выходил на работу, находится под наблюдением, так как является контактным по подъезду. Пока ни у кого из медработников больницы диагноз не подтвердился», — заявил тогда Андрей Цветков.

Чуть позже губернатор Евгений Куйвашев публично заявил, что в ЦГКБ №1 предварительно выявлены 78 случаев заболевания коронавирусом, а источником распространения «стал врач, который заразился от соседки, живущей с ним в одном доме». Из поста губернатора следовало, что врач все же выходил на работу и контактировал как минимум с коллегами. После публикаций в прессе в региональном оперштабе заявили, что основной причиной заражения стало «поведение среднего медицинского персонала, который нарушал санитарно-эпидемиологические требования в ходе осуществления своей повседневной деятельности». Больница была закрыта на карантин. А недавно Евгений Куйвашев во время рабочей встречи с президентом России Владимиром Путиным по видеосвязи заявил, что очаг ликвидирован. Следователи же начали проверку по факту случившегося.

Стоит отметить, что на этой неделе появилась информация, что случаи заболевания коронавирусом зафиксированы в восьми больницах региона. По мнению ряда наблюдателей, это можно рассматривать как следствие неготовности медучреждений к работе в период пандемии.

К слову, это не единственный скандал за время пока Андрей Цветков занимает свой пост. В феврале этого года недовольство в медицинской среде вызвало предложение министра запретить выпускникам медицинских вузов работать в частных клиниках, а если конкретнее – ввести шестилетний мораторий. Эксперты тогда выразили уверенность, что намного проще обеспечить нормальный уровень заработной платы и в целом условия для притока кадров. А Федеральная антимонопольная служба выдала Андрею Цветкову предостережение. По решению ФАС такое предложение противоречит гарантированному конституцией равноправию всех форм собственности.

«Такое публичное заявление должностного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации недопустимо», – отметил тогда замначальника управления контроля социальной сферы и торговли Максим Дегтярев, уточнив, что реализация предложения Цветкова может привести к ограничению конкуренции на рынке.

Незадолго до этого скандал произошел в Богдановичской центральной районной больнице, где работники пожаловались, что получают зарплаты ниже прожиточного минимума и покупают оборудование и спецодежду за свой счет. Также работники пожаловались на прачечную, которая находится в аварийном состоянии: внутри разруха, а окна заклеены целлофаном, из-за чего температура в помещении составляет 9 градусов. В региональном минздраве тогда наличие проблемы отрицали, однако свою проверку провела прокуратура и подтвердила, что ситуация обстоит именно так. Надзорное ведомство тогда вынесло представление об устранении нарушений главврачу больницы и министру здравоохранения. В суд было направлено требованием обязать учреждение сделать ремонт в прачечной. Речь шла и о возбуждении административного дела в отношении главврача больницы по статье «Невыплата заработной платы и иных выплат в установленный законом срок». 

Любопытно, что это не первый «сигнал» о том, что в больнице Богдановича не все так гладко. В прошлом году сотрудники больницы обвинили руководство в подделке документов о премиях. Они даже написали обращение генпрокурору России Юрию Чайке (на тот момент занимавшего данный пост, прим.ред.). Тогда также поднимался вопрос об «ужасающем состоянии» больницы, однако за год ее состояние, по всей вероятности, так и не изменилось. В минздраве тогда заявили, что по данному факту уже проводились проверки и информация не подтвердилась.

Летом прошлого года на всю страну прогремел скандал, связанный с бунтом медиков в Нижнем Тагиле. Тогда все хирурги Центральной городской больнице № 1 написали заявления на увольнение. Ранее аналогичная ситуация произошла в Демидовской больнице Нижнего Тагила. Врачи были недовольны низкими зарплатами при чрезмерно высокой нагрузке. В свердловском минздраве тогда в очередной раз не увидели проблемы и заявили, что по результатам проверки комиссии было установлено, что зарплаты начислялись хирургам без нарушения законодательства. Зато на ситуацию обратили внимание в Кремле: пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что массовые увольнения хирургов в городе требуют реакции со стороны властей и в администрации главы государства следят за ситуацией. В обеих больницах началась проверка комиссиями, в которые входят представители министерства здравоохранения России. К проверке также подключилась прокуратура Свердловской области. Любопытно, что Андрея Цветкова скандал застал в отпуске, откуда министр был тут же отозван главой региона. Примечательно и то, что с прессой тогда контактировал опять же Павел Креков. Заявлений министра здравоохранения не последовало.

Отметим также еще два скандала, связанных со свердловскими больницами. Речь идет о смерти пациентки екатеринбургской горбольницы №23 на ступеньках учреждения. Напомним, женщина страдала от онкологии, у нее был рак тяжелой стадии. В больницу она приехала на медицинские процедуры, а после, когда она вышла на улицу, ей стало плохо. Какое-то время она еще разговаривала с прохожими, но после потеряла сознание. Врачи из приемного покоя больницы отказались выходить к ней, а скорая, которую вызвали прохожие, приехала только через 40 минут, медики констатировали смерть. Следственный комитет тогда возбудил уголовное дело. Однако, главврачу удалось сохранить свое место.

Спустя год, уже в другой екатеринбургской больнице – №20 – в коридоре скончалась пациентка медучреждения. Пациентка была госпитализироваа с панкреатитом. Женщину сначала положили в палату на несколько человек, однако, по словам медиков, ее пришлось «отселить» в коридор, так как она кричала и мешала другим пациентам. По словам супруга погибшей, ей не оказывали медицинскую помощь. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». В настоящее время расследование все еще продолжается.

Любопытно, но в последнем случае реакция властей не заставила себя долго ждать. Городские больницы Екатеринбурга подчиняются горздраву, и в этом случае там было принято решение не продлевать контракт главврачу больницы Семену Хмельникеру. Это решение спровоцировало бунт медиков, которые написали заявления на увольнения вслед за главврачом. Однако, как отмечали инсайдеры УралПолит.Ru, дело было вовсе не в случившейся трагедии, а в готовящейся реформе здравоохранения, к идеи которой вернулись в областном правительстве.

Напомним, идея передачи учреждений здравоохранения Екатеринбурга, которые подчиняются профильному управлению здравоохранения администрации города, серьезно обсуждалась еще в 2011 году. Связано это было с принятыми в ноябре 2010 году поправками к федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Администрация Екатеринбурга тогда выступила резко против такого развития событий. Тогдашний министр здравоохранения Аркадий Белявский предпринял попытку реализации реформы, однако позднее от не отказались.

Здесь стоит отметить, что контроль над городскими больницами – это прежде всего контроль над бюджетниками из этой сферы. В первую очередь – через главврачей. Во времена Владимира Тунгусова потерять такой ресурс было непозволительной роскошью для «серого кардинала». Но и региональные власти не оставляли попыток установить контроль над лакомыми куском. К идее вернулись в 2015, однако что-то вновь пошло не так. Сменялись министры, однако амбициозный проект ждал своего часа. Когда главой регионального минздрава был назначен Андрей Цветков его сразу же охарактеризовали как лоббиста передачи объектов здравоохранения горздрава в область.

Фигура Семена Хмельникера же, по информации УралПолит.Ru, в данной ситуации могла помешать горздраву «сохранить» полномочия, поскольку Хмельникер считается близким к областному минздраву и находится с областными властями в хороших отношениях. При удобном случае на его место хотели поставить человека более лояльного горздраву. Любопытно, что тогда в региональном минздраве заявили, что о реформе здравоохранения речи не идет и инициатива не обсуждается, однако уже спустя месяц – аккурат после вспышки заболевания коронавирусной инфекцией в горбольнице №1 – инициатива была озвучена публично. В настоящее время окончательное решение о реформе пока не принято.

Редакция УралПолит.Ru также пообщалась с несколькими собеседниками из медицинских кругов и попросила охарактеризовать главу минздрава по итогам нескольких лет его работы на этом посту. По словам одного из них, Цветкова можно назвать хорошим организатором и «политически и идеологически выверенным министром». Он также отметил, что считает министра профессионалом в его узкой сфере – борьбы с туберкулезом. Отдельно собеседник отметил, что несмотря на обострившуюся ситуацию с заболеваемостью коронавирусом в регионе организована общедоступная помощь другим категориям больных и «это огромный плюс и заслуга».

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Версия для печати:

Новости партнеров