«Нам скажут отдыхать в России». Все, что надо знать о поездках в Египет

Куда сдавать путевки и с кого требовать деньги

«УралПолит.Ru» собрал ответы на пять главных вопросов туристов, бизнеса и египтян

Четвертые сутки российские туроператоры и агентства работают практически в круглосуточном режиме: после катастрофы с аэробусом А321, разбившемся над Синайским полуостровом, президент России запретил полеты в Египет. Сейчас силами МЧС и авиакомпаний туристов лишь возвращают на Родину. На фоне этого туристические компании пытаются отправить сидящих на чемоданах отпускников в другие страны. Путевки в Египет на сегодняшний день купила сотня тысяч человек, и уже сейчас представители рынка уверены, что если все потребуют вернуть деньги, то к лету страна останется без туристической отрасли и лишь с одним авиаперевозчиком. «УралПолит.Ru» собрал ответы на пять главных вопросов туристов, бизнеса и египтян.

Что будет с теми, кто в Египте?

Власти и туроператоры сейчас занимаются плановым возвращением туристов из Египта в Россию. В стране, по приблизительным данным, находятся около пяти тысяч уральцев. Основная масса туристов летела на отдых на 10–11 дней, поэтому они вернутся на родину в течение двух недель.

По словам главы Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, термин «эвакуация» не приемлем, и все, кто хочет закончить свой отпуск, смогут это сделать. Люди вывозятся из страны теми же чартерными самолетами, на которых они должны были улететь до трагедии с А321. Багаж туристов летит отдельно в полной безопасности на самолетах МЧС и приземляется во Внуково, откуда перераспределяется по направлениям. Прибывший багаж можно забрать в аэропорту или заказать доставку по адресу «Почтой России». Пока прецедентов не было, но в отрасли допускают, что чемоданы могут быть утеряны. В таком случае нужно будет обращаться в Роспотребнадзор.

Туроператоры подчеркивают, что отдыхать в стране по-прежнему безопасно, указ президента касается только перелетов. «Опасность, которая угрожала нашим гражданам во время перевозки из Египта в Россию, она реальная. Реальность и конкретность ее, к сожалению, не осознали ни граждане, ни турсообщество. Есть элемент гостайны, о котором нам не говорят. На сегодня госорганы говорят, что отдыху граждан ничего не угрожает», – отметил директор представительства «Натали Турс Екатеринбург» Олег Хигер,

Что будет с теми, кто купил путевки?

Сейчас туроператоры занимаются в основном теми туристами, которые должны вылететь в Египет в ближайшие дни, то есть они уже приехали в аэропорт, иногда даже из других городов. Их турфирмы пытаются переориентировать и отправить в Турцию и на Кипр, на это согласились примерно 70 % отдыхавших. Остальные собираются вернуть деньги за путевки, поэтому обращаются в Роспотребнадзор. Как отметила юрисконсульт Консультационного пункта для потребителей ведомства в Екатеринбурге Наталия Мызникова, только за сегодняшнее утро к ним пришли около 20 человек.

По возвращению денег мнения юристов двух спорящих сторон разошлись. Специалисты турсообщества утверждают, что прямого запрета на посещение Египта нет, туда по-прежнему можно улететь через Белоруссию, Казахстан и Европу. Компании предлагают решать вопрос компенсации в суде, но пока судебных решений не было, времени после отмены полетов прошло мало. Как юридически трактуется закон, будет понятно только после первых решений суда. Некоторые туроператоры аннулируют путевки без штрафов, но их немного.

Еще сложнее с теми, кто купил путевки на дату через несколько недель или даже на Новый год. По словам президента ГК «ВИСТА» Максима Пузанкова, путевки в Египет приобрело около 150 тысяч человек. По его прогнозам, примерно 30 % туристов согласятся на замену путевки на другую страну, 30 % будут обращаться в суд, чтобы вернуть деньги, и 30 % воспользуются предложением перенести дату поездки на зиму, весну или даже следующее лето.

Представители компаний настоятельно рекомендуют туристам воспользоваться именно последним предложением – то есть оставить деньги на депозите туроператора. По словам Олега Хигера, у компаний просто нет денег, чтобы вернуть их 70 % туристов.

Куда лететь, если не в Египет?

Как ни печально, но на сегодняшний день полной альтернативы Египту нет – все остальные популярные направления значительно дороже. В Египет было самое короткое время полета – пять часов. На остальных дешевых направлениях (Турция, Таиланд, Арабские Эмираты, Индия) либо дольше перелет, что требует доплаты, либо другой уровень отдыха.

Усугубилась ситуация и после банкротства «Трансаэро». По словам Пузанкова, это была единственная авиакомпания, которая обладала самолетами с характеристиками, необходимыми для перевозки пассажиров на дальние расстояния по относительно низким ценам. «Если бы «Трансаэро» остался, мы бы могли наладить перелеты в Таиланд. Сейчас все остальные самолеты без посадки не долетают до Таиланда», – отметил представитель отрасли.

Еще одна проблема – погода. «Египет на сегодняшний день в условиях кризиса не имел альтернативы как массовый бюджетный отдых. Сейчас массового теплого отдыха у моря зимой мы лишились», – заявил Олег Хигер. По его словам, популярными направлениями в этом смысле являются Крым и курорты Кранодарского края:  Сочи, Тамань,  но в холодные месяцы там купаться нельзя, а все остальные замены будут дороже, поэтому только 20–30 % людей, выбиравших Египет, смогут переориентироваться. Остальные отложат отдых до лета либо до появления других путевок по доступным ценам.

Что будет с бизнесом?

В мае, согласно реестру туроператоров, на Урале работали 115 компаний. Сейчас, по словам Михаила Мальцева, их количество резко сократилось на десятки. Турагентства посчитать сложнее, так как единого списка нет. По приблизительным подсчетам главы Уральской ассоциации, их было примерно от 800 до 2,5 тысяч, и количество за последний год в связи с кризисом сократилось в десять раз. «Можем в пару сотен уложиться, больше потребности для рынка не будет», – отметил Мальцев.

По словам главы ассоциации, сейчас основная задача государства – сохранить рынок. До 12 ноября компании собираются разработать совместные предложения для органов власти. Пока все названные цифры по компенсациям игрокам рынка не являются достоверными и официальными.

Сами туроператоры переживают, что в этой ситуации на сегодняшний день только они несут основную финансовую нагрузку. «Как дальше будет развиваться ситуация, сложно сказать. Мы видим, что не первый раз ложится на плечи туроператора вопрос вывоза пассажиров, вопросы безопасности наших граждан за рубежом. Где прописано, что за это должен платить туроператор? Почему каждый раз, когда что-то происходит, берет на себя нагрузку именно он?» – негодовал Максим Пузанков. Президент ГК «ВИСТА» призвал государство к социальной ответственности, так как сокращения в отрасли могут привести к массовым увольнениям сотрудников.

Закрытие Египта может сказаться и на небольших авиакомпаниях, которые активно работали на туристическом рынке и жили за счет чартеров. Эти перевозчики могут не пережить зиму, так как их самолеты находятся в лизинге. «Сейчас государство понимает, что если будет еще один негативный толчок, то мы можем прийти к лету без туристической отрасли и с одним «Аэрофлотом», который всем давно сказал, что летать надо дорого. О том, чтобы развивать сеть для граждан, мы умолчали. Наметился диалог власти и бизнеса, чего не было ранее, мы надеемся на позитивный исход», – заявил Олег Хигер.

Что будет с Египтом?

Действительно ли Египет будет закрыт на годы, как писал сегодня «Коммерсант», в российской туротрасли пока не знают, но допускают, что ситуация может затянуться, так как «за две недели не наступит полная безопасность».

По словам Максима Пузанкова, из-за отсутствия альтернативы необходимо решать вопрос с безопасностью авиасообщения в стране и восстанавливать направление. «Непонятно, что будет дальше. Мы не исключаем, что нам дадут рекомендацию всем отдыхать в России. Наша компания занимается развитием внутреннего туризма. Но мы понимаем, что это не полноценная замена, мы в своем уме пока», – заявил бизнесмен.

Ольга Балюк

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...