За что боролись, на то и напоролись? Как «парковые протесты», вышли боком «Атомстройкомплексу»

Атомстройкомплекс Фото: Евгений Поторочин

В какой стадии сегодня находится «тлеющий» конфликт вокруг Березовой рощи, чего добились за это время общественники и чем это обернулось для застройщика – в материале УралПолит.Ru.

Уже больше двух лет в Екатеринбурге продолжается противостояние общественников и компании «Атомстройкомплекс» в борьбе за Березовую рощу в Краснолесье. Застройщик хочет застроить территорию, общественники – сохранить. В этом противостоянии стороны прошли уже акции протесты, митинги, всевозможные ведомства, а недавно и суды. Тем не менее точка в этом конфликте до сих пор не поставлена. Любопытно, что «парковое противостояние» проходит на фоне множества других аналогичных баталий, в которых наблюдатели с завидной регулярностью видят «уши» строителей, заигравшихся в политику. В какой стадии сегодня находится «тлеющий» конфликт вокруг Березовой рощи, чего добились за это время общественники и чем это обернулось для застройщика – в материале УралПолит.Ru.

«Прикуйте себя цепями к дереву»

В конце июня свердловский облсуд, казалось бы, поставил точку в очередном витке конфликта общественников с застройщиками. Облсуд отклонил апелляцию одного из защитников Березовой рощи на решение Ленинского райсуда Екатеринбурга, вынесенное еще в прошлом году. Известно об этом стало сравнительно недавно – после того, как была опубликована мотивировочная часть решения.

Напомним, общественник просил суд признать недействующим решение гордумы в части отнесения земельного участка Березовой рощи к территориальной зоне ЦС-2 (зона объектов среднего и высшего профессионального образования и научных комплексов, прим.ред.). В частности, по его мнению, оспариваемый правовой акт принят с нарушениями Градостроительного кодекса РФ, поскольку в соответствии с ним генплан первичен перед правилами землепользования и застройки. Данный земельный участок же расположен в нескольких функциональных зонах, в том числе в «зоне озелененных территорий интенсивного общественного пользования», т.е. по сути является парком. В связи с этим, по мнению активиста, застройка его невозможна из-за вероятной вырубки.

Если опустить перечисление различных градостроительных норм и правовых актов, то согласно мотивировочной части решения, облсуд, рассматривая апелляцию, пришел к выводу, что правила землепользования и застройки не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Не усмотрел суд противоречия и в том, что участок находится в нескольких функциональных зонах.

«С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд не находит оснований для признания нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части, следовательно, и для удовлетворения административного иска», – говорится в решении суда, имеющимся в распоряжении редакции УралПолит.Ru.

Там также уточняется, что решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца.

Отметим, что в суд в качестве третьих лиц были привлечены помимо прочих: представители застройщика – ООО «Специализированный застройщик «Краснолесье» (входит в корпорацию «Атомстройкомплекс», прим.ред.), а также представитель администрации Екатеринбурга – им стал Константин Мазеев.

Будут ли защитники рощи оспаривать решение облсуда пока неизвестно, однако сам процесс уже вызвал недоумение у ряда активистов. Например, в частных беседах с корреспондентом УралПолит.Ru они отмечают поведение в суде Константина Мазаева, который на одном из заседаний на полном серьезе предложил общественникам «приковать себя цепями к дереву» и «перекрыть дорогу».

«Заявил он это под протокол, абсолютно серьезно. Вот так у нас в Екатеринбурге чиновники предлагают отстаивать свои права. Достойный продолжатель дела «государство вас рожать не просило» и «макарошки везде стоят одинаково», – поделились защитники Березовой рощи.

Впрочем, если опустить лирическую часть, в рамках судебного разбирательства выяснилась и еще одна интересная деталь. В частности, представители застройщика заявили, что в настоящее время идет работа по подготовке документации по планировке данного земельного участка о комплексном освоении территории. Что на ней будет построено – не сообщалось.

В пресс-службе компании «Атомстройкомплекс» УралПолит.Ru также не стали раскрывать нюансы будущей стройки, отметив лишь, что работа над проектом продолжается.

История длиной в несколько лет

Наблюдатели отмечают, что не припомнят такого длинного затяжного противостояния между застройщиками и защитниками общественных пространств. Напомним, конфликт разгорелся еще в апреле 2018 года(!), когда местные жители заявили о проведение первого митинга против вырубки Березовой рощи. Тогда на акцию протеста собрались более 700 неравнодушных человек.

«Вырубка деревьев является нарушением генерального плана Екатеринбурга! Это беспредел! Не дайте вырубить уважение к себе, мы должны встать и победить! Максимальный репост в соцсетях! Распространяйте объявление везде, где сможете! Приходите сами и приводите друзей», – призывали активисты.

Из наиболее ярких и запоминающихся акция протеста против вырубки Березовой рощи можно вспомнить вывешивание в рощи сигнального колокола от «нападения «Атомстройкомплекса». Тогда же на заборе, огораживающим территорию, появлялись фотографии самой рощи.

Также защитники рощи запускали в Сети хэштэг #СпасемБерезовуюРощу. А на одну из сходок против вырубки парка активисты принесли мертвую белку. А позднее и вовсе принесли к забору стройплощадки гроб.

Защитники рощи также выходили на субботники, перегораживали въезд в рощу противотанковыми ежами и писали бесконечные обращения во все инстанции, в том числе, в федеральные ведомства, администрацию президента и даже самому главе государства Владимиру Путину.

Добавим, что наиболее эффективным можно считать обращение защитников рощи в Минприроды России, когда активисты попросили присвоить парку особый природный статус. В Минприроды тогда отреагировали достаточно оперативно: в адресадминистрации Екатеринбурга тогда было направлено обращение от федерального ведомства с просьбой перевести категорию земель Березовой рощи в статус особо охраняемой природной территории.

Также общественники привлекли экспертов УрОРАН, которые провели экспертизу в результате которой было доказано, что роща является полноценным лесом. Именно тогда появилась информация, что Березовую рощу могут присоединить к Юго-Западному лесопарку.

Отметим, что тогда же впервые на историю с Березовой рощей отреагировал глава «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев, который в августе прошлого года во время своей традиционной пресс-конференции заявил, что компания пока решила воздержаться от строительства.

«Устраивать противостояние с жителями не входит в планы, мы решили пока воздержаться от строительства, мы хотели бы дождаться решения суда, если суд признает аукцион законным, то будем отстаивать наше право на застройку. Мы против скандалов и конфликтов, при любом решении суда будет найден компромисс, если что, уйдем с этой площадки, есть масса ветхого жилья, заводских территорий, которым надо давать новую жизнь. Есть где работать еще, но эта роща будет застроена в любом случае, так как земля предназначена для этого», – заявил он.

Также Ананьев тогда отметил, что «мы против любой войны в городе и считаем, что победителей в такой войне не бывает».

«Не должно быть противостояния между строителями и горожанами», – сказал он.

Уже в конце прошлого года на региональном уровне была создана рабочая группа по проблеме Березовой рощи. После первого заседания участникам группы было предложено подумать о компромиссах.

За что боролись?

Особой пикантности ситуации вокруг Березовой рощи придает тот факт, что ранее наблюдатели не раз уличали «Атомстройкомплекс» в участии в парковых протестах. Так, например, в прошлому году название компании также часто мелькало в контексте протестов в сквере у драмтеатра против строительства там храма Святой Екатерины. Ряд СМИ заявили о возможном финансировании компанией акций в сквере. Поводом для домыслов стало то, что одним изх лидеров протеста стала представитель общественного движения «Парки и скверы» Анна Балтина. Масла в огонь тогда подлил один из лидеров протеста Андрей Фирсов, заявив в интервью одному из уральских СМИ: «Я знаю, кто давал деньги [группе «ВКонтакте», которая стала местом виртуального общения противников строительства храма в сквере] «Паркам и скверам Екатеринбурга» – это, в частности, «Атомстройкомплекс».

Представитель «Парков и Скверов» Анна Балтина, к слову, подтверждала, что у Центра прикладной урбанистики, с которым она сотрудничает на Урале, были проекты, оплаченные «Атомстройкомплексом». Также активисты «Парков и скверов» описывали деревья в сквере, которые будут вырублены при постройке храма и презентовали проект на «Ночи городских сообществ», где проект выиграл грант «Атомстройкомплекса» – 27 тыс. рублей. Любопытно, почему активисты решили посчитать деревья в сквере, но не сделали этого в той же Березовой роще в Академическом.

Одновременно с этим в Сети тогда появился и анонимный видеоролик, разоблачающий «Атомстройкомплекс». В компании тогда заявили, что не имеют никакого отношения к протестам.

Еще одним активным участников «скверных протестов» стал депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселев, по мнению ряда наблюдателей, считающийся близким к компании «Атомстройкомплекс». Киселева со строительной компанией связывает многое. Например, то, что бывшая жена депутата – Надежда Абакумова работает в «Атомстройкомплексе» заместителем директора по девелопменту. Или тот факт, что в 2018 году во время противостояния защитников телебашни и УГМК Константин Киселев оплатил часть аренды помещения для пресс-конференции, посвященной сносу башни, а в качестве спикера был приглашен руководитель проектов компании «Атомстройкомплекс» Александр Шилков. После «скверных протестов» Константин Киселев принимал активное участие в работе рабочей группы по вопросу места строительства храма Святой Екатерины от имени все той же общественной группы «Парки и скверы».

Еще одна история, где, по мнению наблюдателей, может быть замешан уральский застройщик – парк УрГУПСа. Земельный участок находится в федеральной собственности, но его передали вузу в пользование для осуществления образовательной деятельности. История протеста началась с того, что руководство университета вырубило часть деревьев для строительства бассейна. «Парки и скверы» тогда приняли участие в спорной акции с высадкой новых деревьев в парке и потребовали у мэрии и гордумы инициировать передачу участка земли УрГУПС в муниципальную собственность. Мэрия такое требование не поддержала.

По странному стечению обстоятельств Константин Киселев тогда также выступил в качестве одного из ярких участников протеста.

Кто выступит застройщиком парка УрГУПСа пока неизвестно. По некоторой информации, контракт на реализацию проекта выиграло ООО «Строительно-монтажная компания «Электромонтаж» из Ярославля. Однако, по информации инсайдеров УралПолит.Ru, в будущей стройке может быть заинтересован как-раз «Атомстройкомплекс», который в настоящее время уже строит Дворец игровых видов спорта с бассейном в районе «Екатеринбург-Экспо».

Еще один парк, который не остался без внимания Константина Киселева и активистов «Парков и скверов» – парк XX Партсъезда. В начале июня более 40 жителей Екатеринбурга вышли в парк, который находится у Дворца молодежи, и потребовали пересмотреть проект его благоустройства с учетом их мнений. Константин Киселев и активистка сообщества «Парки и скверы» Екатерина Лахтикова выступили представителями инициативной группы в переговорах с чиновниками администрации Екатеринбурга.

Любопытно, что протесты в парке у Дворца молодежи активизировались одновременно с появившейся в СМИ информацией о продаже заброшенной больницы Скорой помощи в Зеленой роще. Ранее на объект претендовал именно «Атомстройкомплекс», однако по последней информации, с инициативой восстановить здание за счет собственных средств выступили УГМК и РМК.

Добавим, что проекты «Атомстройкомплекса» начали буксовать как только в администрации Екатеринбурга поменялось управленческая команда. В частности, гордуму покинул сын основателя «Атомстройкомплекса» Виктор Ананьев, а также Александр Смолин, который с 2000-х годов занимал различные руководящие должности в компаниях, связанных с «Атомстройкомплексом». Новый глава Екатеринбурга Александр Высокинский, придя в администрацию, «зачистил» практически всю старую команду мэрии, связанную с земельными вопросами, строительством и муниципальным имуществом. А именно с ней у «Атомстройкомплекса» сложились наиболее теплые отношения. Тогда же начался процесс «остановки стройки»: земля под строительство в Екатеринбурге была расторгована прежней командой на много лет вперед, однако без доброй воли администрации начать работы все равно невозможно. Тогла же «Атомстройкомплекс» не смог начать реализацию нескольких проектов, как планировал ранее. В компании это объяснили тем, что город не утвердил отправленные проекты планировок территорий.

«Это уже не тот «Атомстройкомплекс»

По мнению директора центра Европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, игры «Атомстройкомплекса» в политику – это своеобразная модель ведения бизнеса. При этом, после того, как «правила игры» для застройщика изменились, быстро перестроиться на новые он не смог, таким образом и возникло противостояние подобное конфликту вокруг Березовой рощи и другие «парковые протесты».

«Атомстройкомплекс», как проект вырос при политической поддержке администрации города. И откровенно говоря с такими рисками как сейчас не сталкивался. Их бизнес-модель была заточена на относительно чистое освоение территорий, в отличии от других. Они имели сильную политическую зависимость. По большому счету, компетенций решать проблемы с жителями или общественные конфликты у них просто нет. Именно поэтому история с Березовой рощей так долго тянется. Я полагаю, потому что при существовании того бизнес-проекта никто и никто и никогда не учитывал общественные настроения. «Атомстройкомплекс» оказался просто не готов. Если бы они были к этому готовы, то сначала проработали общественное мнение, подготовили проект, и убедили, что проект пойдет на благо жителям. Они в свое время успешно сделали бизнес-модель, интегрировав в политики и бизнес, но сейчас, когда политическая составляющая ушла, идут сбои», – поделился мнением с корреспондентом УралПолит.Ru эксперт.

Он также уточнил, что однозначно можно сказать, что серьезные репутационные риски компания уже понесла.

«Репутационно это не та компания, которая была еще несколько лет назад. И этому поспособствовала не только Березовая роща. Компания не умрет, но это уже не тот «Атомстройкомплекс», – подчеркнул директор центра Европейско-азиатских исследований.

Социолог Дмитрий Руденкин, в свою очередь, отмечает, что рано или поздно конфликт вокруг Березовой рощи все равно разрешится, однако, не факт, что в пользу простых горожан.

«Застройщик и городская администрация привыкли действовать очень по-барски и не спрашивать мнения людей. Очень многие протестные акции на этой почве и возникают – потому что людям это не нравится. История с Березовой роще когда-нибудь закончится. Либо тем, что от ее отстанут, либо, что более вероятно – ее реконструируют так, как это задумано», – поделился мнением эксперт. 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров