Как партия выбирает участников предварительного голосования
«Единая Россия» пытается провести первый честный и демократичный отбор кандидатов для участия в выборах депутатов Госдумы и регионального Заксобрания. До конца подачи документов на участие в праймериз перед федеральными выборами остается неделя. Число участников перевалило за 50 человек. Организация предварительного голосования и отбор кандидатов вызывает множество вопросов у наблюдателей и самих партийных функционеров, которые, кажется, не ожидали, что процесс будет таким масштабным. О том, как единороссы на самом деле отбирают кандидатов в кандидаты – в материале «УралПолит.Ru».
В среду «Единая Россия» презентовала специальный меморандум, который предлагается подписать всем участникам предварительного голосования. В нем кандидаты обязуются во время агитации соблюдать этические и моральные нормы, не допускать действия или негативные высказывания, «вызывающие чувство дискриминации других участников», а также с уважением относиться к результатам голосования. Подписание этой бумаги не является обязательным, без нее с праймериз не снимают, но, по мнению членов реготделения, меморандум может стать еще одной моральной причиной для избирателя проголосовать за кандидата. Сегодня подписи поставили 13 участников праймериз.
«На самом деле меморандум не имеет никакого значения, это просто бумажка. Важнее всего регламент. И, кстати, федеральный регламент сильно отличается от регионального. Например, в федеральном регламенте не прописано, что кандидат региональных праймериз должен предоставлять справку о несудимости, а в нашем отделении сделали ее для всех обязательной. И участники часто этому удивляются», – рассказывает корреспонденту «УралПолит.Ru» помощник одного из участников праймериз.
Его внимательно слушает один из кандидатов, заявление которого рассматривают сегодня на комитете. Он молод, в партии пока не состоит, занимается собственным небольшим бизнесом и считает, что праймериз – это хорошо, хоть и наверняка списки уже сформированы, зато можно попробовать свои силы. «Правда, еще непонятно, как вести агитацию, наверняка ведь есть какие-то правила», – говорит он и с удивлением узнает, что на официальном сайте «Кандидат» опубликованы правила агитации.
Помощник потенциального кандидата продолжает рассуждать о том, что на самом деле «Единой России» не нужны праймериз: «Зачем, ведь есть система. Систему надо чинить, когда она умирает, а в России она работает». В это время в конференц-зале отделения проходит видеосовещание под руководством секретаря генсовета партии Сергея Неверова, на которое никого не пускают.
После получения федеральных установок комитет начинает рассматривать поданные заявки из двух толстых папок: сначала в Госдуму, затем в заксобрание. Часто кандидаты дублируются. Схема стандартная: секретарь регионального отделения Виктор Шептий зачитывает имя, место рождения и проживания, данные об образовании, месте работы, наличии или отсутствии судимости, партийной принадлежности и округе, по которому собирается идти участник: «Александр Петрович Петров, живет в Екатеринбурге, диплом с отличием, работает депутатом Госдумы, член «Единой России». – «Декларацию сдал?» – уточняет член комитета. «Нас Яровая их контролировать не просила, она их там всех проконтролирует без нас», – улыбаясь, уточняет Шептий.
В целом рассмотрение кандидатов проходит быстро и практически без обсуждений. Обычно представитель губернатора в заксобрании (и участник праймериз) Виктор Бабенко коротко говорит «одобряем», а затем члены комитета одновременно поднимают руки. В ЕР не раз подчеркивали, что они рассматривают кандидатов. «Это высшая степень демократии. Мы регистрируем не только тех, кто нам нравится, но и тех, кто нам не нравится. У нас есть жесткие рамки регламента. Не каждого кандидата мы зарегистрировали единогласно», – отметила на пресс-конференции депутат заксобрания Елена Чечунова.
Лишь в редких случаях члены комитета делали замечания по поводу рассматриваемых ими кандидатов. «Вот и учитель музыки у нас появился», – отметил Шептий после одобрения кандидатуры Романа Нечкина из Невьянска. «А он точно не ошибся?» – спросил член комитета о Константине Худякове, который живет в Екатеринбурге, работает в Первоуральске, а избираться собрался в Нижнем Тагиле. «Главное, чтобы нас не принимала», – пошутил Шептий, рассматривая заявление заведующей отделением реанимации больницы Каменска-Уральского.
Вопросы у комитета возникли к отсутствию справки о несудимости у действующего депутата заксобрания Анатолия Павлова, который хочет принять участие в праймериз по Белоярскому округу. Справку он по закону имеет право донести позже, чем основной пакет документов. «А его можно будет потом снять, если что?» – уточнил независимый наблюдатель, главный редактор «Областной газеты» Дмитрий Полянин. «Нельзя так не доверять коллегам», – улыбнулся депутат Екатеринбургской гордумы Александр Косинцев.
Среди прочих сегодня рассматривалось заявление коллеги Косинцева по ЕГД Анатолия Шарапова, который решил идти в заксобрание по Сысертскому округу и стал одним из немногих участников, пришедших на заседание. Больше всего вопросов возникло к выходцу из Режа Самвелу Папояну. «Вы когда собираетесь стать сторонником партии?» – спросил Виктор Бабенко. «Я с 2003 года подавал заявление, но ни ответа о том, что приняли, ни отказа не было», – рассказал кандидат. По словам Шептия, проблема была в прошлом составе режевского отделения партии: «Мы поменяли там состав политсовета. Если подождете, мы вам решение огласим и включим в сторонники прямо здесь».
За полчаса были зарегистрированы 10 потенциальных кандидатов в Госдуму (среди них Дмитрий Багаряков – брат скандально известного уральского политика Алексея Багарякова), а также 11 участников региональных праймериз. Комитет не принял заявление только одного участника: причиной стало отсутствие справки о том, что он состоит в общественной организации. Эту информацию партия собирается включать в бюллетень, поэтому документ важен, и кандидата перенесли на следующее заседание.
Кроме рассмотрения новых заявлений комитет обычно решает текущие вопросы. Сейчас все внимание направлено на подготовку к дебатам, которые стартуют уже в субботу, 2 апреля. Партия согласовала 35 сессий, максимум по шесть человек в каждой. Каждый кандидат обязан принять участие в двух дебатах, но теоретически может заявиться хоть на каждые.
Кроме дебатов отделение будет устраивать во всех округах обязательные встречи с избирателями – не менее одной в неделю. Сегодня в партии готовились к ситуациям, когда кандидаты внезапно не пришли на собственную встречу. «Вероятность того, что в округе никто не придет, ничтожно мала, но существует. Если мы понимаем, что встреча не состоится, будем ее отменять. В том случае, если зарегистрировавшиеся кандидаты не пришли, проводим встречу силами партийного отделения», – объяснил глава исполкома отделения Иван Корякин.
В целом понимая, что партия ввязалась в сложный процесс, члены ее готовятся ко всему. Буквально. «У нас, судя по списку, «друзей» много, которые могут заявиться и устроить нам демарш. Давайте будем готовы к любому развитию ситуации, чтобы на нее оперативно реагировать. Люди идут различные и преследуют различные цели. Мы не знаем, какие партии закидывают людей, поэтому должны быть готовы к любым подставам», – сурово заявил Виктор Бабенко.
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях