Тамара Эйдельман: «Если учитель просто поговорил по интернету, а потом все остальное задал делать дома – это неправильно»

Тамара Эйдельман Фото: Полина Зиновьева

Знаменитый педагог, заслуженный учитель России, автор Telegram-канала «Уроки истории», популярный учитель истории на Youtube Тамара Эйдельман – в интервью УралПолит.Ru рассказала об «уроках» первой волны COVID-19, так ли страшна дистанционка и выживет ли традиционное образование.

В России каждый день обновляет рекорды статистика по заболевшим COVID-19. В сентябре чиновники от образования на высшем уровне говорили о том, что дистанционки не будет. Но все повторяется, как при первой волне коронавируса: каникулы уже продлили, среди родителей нарастает паника по поводу очередного онлайн обучения, в ряде регионов вузы и школы возвращаются к дистанционному обучению. Знаменитый педагог, заслуженный учитель России, автор Telegram-канала «Уроки истории», популярный учитель истории на Youtube Тамара Эйдельман – в интервью УралПолит.Ru рассказала об «уроках» первой волны COVID-19, так ли страшна дистанционка и выживет ли традиционное образование.

Тамара Натановна, в прошлый раз в интервью на вопрос, может ли дистанционка стать будущим современного образования, вы ответили, что «это просто разговоры и пыль в глаза» и что это технически невозможно. И вот это стало реальностью. Насколько дурной?

– Я думаю, это сильно зависит от конкретной школы, от конкретных детей. Боюсь, что в большинстве случаев, здесь есть ряд проблем. Первая – техническая. У нас огромное количество семей, у которых нет компьютеров и в которых нет смартфонов. Как это должно решаться в семье, в которой трое детей и один компьютер? Где-то школы выдают ноутбуки, но я совершенно не уверена, что у школ где-нибудь в регионах есть такие возможности, да даже и в Москве не у всех.

Вторая – организационная. Не случайно власти Москвы приняли решение, что дети с 1 по 5 класс учатся очно, а старшие сидят на дистанте. Это, конечно, половинчатая мера – дети до 6 класса могут точно также заразиться. Мало того, в этом возрасте большинство из них еще возят родители в школу, а это тоже выход в общение, контакты. Учителя продолжают ходить в школы. Приведу пример: прочитала жуткое сообщение про школу, где сначала восемь учителей заразились, а потом практически все. То есть там школа на какое-то время оказалась парализована. Понятно, что это странное решение.

С другой стороны, никто не понимает, как отправлять на дистанционку маленьких. Маленького невозможно оставить одного. Если нет бабушек, дедушек, это должно как-то решаться. Значит, кто-то из родителей должен иметь право сидеть с ребенком без потери зарплаты.

Много говорят о проблемах чисто методических и психологических, что дети не могут долго сосредоточиться, что непонятно, как устанавливать с ними контакт. У меня нет такой проблемы. У меня сейчас уже только один класс, 11- ый, мотивированный, гуманитарный. И мне даже в какой-то мере удобно заниматься дистанционно, да и им тоже удобно.

Как вы организовали уроки со своими учениками? Что было самым сложным? Как ученики перестроились на новый формат?

– Мой пример не типичен. У меня мотивированные дети. И кстати, очень привычные к онлайн-общению. Мы собираемся, есть, конечно, технические проблемы – кто-то вылетел, вернулся снова. Я, конечно, хочу видеть их лица, но у многих из них это съедает слишком много трафика, поэтому кто-то мне открывает личико, а кто-то остается за своими изображениями котиков и собачек. Я не вижу, что они делают, и это плохо, но в принципе я могу им доверять. И дальше мы разговариваем, мы обсуждаем какие-то темы. Скажем, если мне надо, чтобы они прочитали текст, я быстро отправляю по почте одной девочке, она всем рассылает, бросает в их группу «ВКонтакте». Или я могу просто вывести текст на экран, и мы читаем вместе.

Я очень люблю, чтобы они работали в группах. Они помнят, как они сидели в классе, и они у меня сами уже сидят по группам. Я говорю: «А вот сейчас вы обсуждаете то, то, то по столикам». Мы отключаемся, они сами между собой создают группы, я даже не знаю, в Zoom или в «ВКонтакте» они это делают. Они там что-то обсуждают. Я говорю, что через 15 минут мы снова собираемся и обсуждаем все вместе. Я не вижу здесь никакой большой проблемы.

Какие плюсы и минусы дистанционного образования заметили? Что стало открытием со знаком плюс, а что со знаком минус в таком формате образования?

– Со знаком плюс – это то, что это создает новые формы общения. Мы можем много говорить о том, что хорошо посидеть дружеской компанией, и точно также хорошо в классе пообщаться с детьми. Безусловно. С другой стороны, я сижу, передо мной экран компьютера, и в какой-то мере ученики ближе мне, чем в классе, потому что мы лицом к лицу с ними сидим. Я не ощущаю какого-то страшного отделения от них. Это другая форма, но в ней тоже есть свои плюсы.

Еще один плюс – это облегчение жизни. Например, у нас в восемь утра начинаются уроки. Детям не надо ехать в школу, они могут сразу «выйти» на урок. Кто-то идет в поликлинику и по дороге «выходит» на урок. Меня это совершенно не шокирует. Это такое качество нашей жизни.

Конечно, в такой форме образования есть проблемы. Я понимаю, что компьютер всегда отвлекает, и кончено можно закрыться картинкой и пойти в какой-нибудь чат. Когда работает группа в классе, если кто-то отвлекся, я это вижу, а что там у них происходит в онлайне – это сложный вопрос.

Лично у меня усложнилась проверка. Но для меня лично плюсы дистанционки преодолевают минусы. Хотя я знаю, что много учителей находятся в других обстоятельствах.

Насколько технически сложно было реализовать онлайн обучение? Решили ли эти сложности в технических вопросах? Готовы ли выйти на дистанционку в очередной раз после осенних каникул?

– К этому были приложены усилия, все как-то постарались, но усилий здесь явно мало. В начале сентября было ясно, что будет что-то в этом роде. Наверное, надо было раньше начать. Я совершенно возмущена тем, что московское правительство требует от всех учителей работать на одной платформе электронного журнала. В первый день там естественно все рухнуло, потому что этот журнал и так «висит». В конце четверти очень трудно выставлять отметки, потому что все кидаются выставлять, и он зависает. Конечно, когда все учителя Москвы вышли давать уроки через него, там все обрушилось. Потом вроде бы стало лучше, но сам факт возмутителен. Московскому руководству надо все держать под контролем. Они все запихивают в этот МЭШ! Кто-то из детей не может зайти. Для этого надо какие-то хитрости, другую учетную запись… Я не хочу на это тратить время. Если у нас не получается туда зайти, мы сразу уходим в Zoom. Я считаю, что это мое право. Чем больше свободы преподавания – тем лучше. Поэтому если кому-то удобна одна платформа – прекрасно, удобней Zoom – хорошо. Мне кажется, учителя имеют право работать на разных платформах – там, где им удобней. Я думаю, что это какие-то интересы тех, кто стоит за этой платформой – денежные интересы. Мне все это совершенно не нравится.

Вы настаиваете, что «школа – это еще и человеческое общение». Каким-то образом удалось его восполнить? Может быть, вы придумали какой-то интересный формат?

– Нам всем не хватает сейчас личного общения. Конечно, это очень сложно восполнить, но такая у нас сейчас жизнь. С другой стороны, народ приспособился: люди в обычной жизни устраивают Zoom-вечеринки, онлайн-концерты, вместе смотрят кино в Zoom. Можно огромное количество всего делать вместе онлайн.

Для меня общение в Zoom – это возможность ощутить своих учеников в какой-то мере ближе к себе: я сижу за столом, и вот они прямо передо мной, а не на другом конце класса. Жалко, что нельзя вместе сходить на экскурсию или в походы отправиться. Да, это не может заменить личную встречу людей. Но, давайте, наши минусы в онлайн превратим в плюсы. Нам просто ничего другого не остается.

Какая обратная связь от детей: удобно им?

– По-моему, мои ученики довольны. Я не слышу вздохов. Для них это вообще какое-то облегчение. Но они старшеклассники.

Какова роль родителей в таком обучении детей и как они с ней справились?

– На самом деле, это все те же проблемы, которые были и до дистанционки. Родители не должны учиться вместе с детьми и вместо детей. К сожалению, это у нас происходит все время. В первом классе поделки клеят вместо ребенка, в шестом классе задают такие задания, которые дети никогда в жизни сами не сделают, а в десятом стоят с палкой и говорят: «Готовься, готовься, готовься». Это все неправильно. Увы, я очень сочувствую родителям, которые вынуждены поступать таким образом.

В данном случае, и это мне кажется, касается не только онлайн обучения, если ты сумел мотивировать ребенка так, что он занимается, то он будет заниматься и в школе, и онлайн. Не сумел – сочувствую. Это не зависит от онлайн или оффлайн формы обучения, это зависит он отношений родителей и детей, от желания ребенка учиться, от того насколько он заинтересован в школе.

Есть ли разница между началкой, средним и старшим звеном в обучении онлайн?

– Необходимость дистанционного образования диктуется не тем, кого как лучше учить, она диктуется ситуацией с пандемией. Теоретически, как мне кажется, лучше было бы всех перевести в онлайн, чтобы уменьшить контакты, потому что заразиться может и одиннадцатиклассник, и пятиклассник, и первоклассник. Проблема заключается в том, что маленьких учить дистанционно невероятно сложно, и их нельзя оставить дома без родителей. Это не вопрос обучения, это вопрос организации.

Я сейчас очень много читаю лекций онлайн детям из разных частей мира, в том числе пятых, шестых и так далее классов. Эти детки прекрасно слушают час, где-то даже полтора, и вопросы задают, и мы с ними обсуждаем. В большинстве родители силком сажают и заставляют учиться, но есть и мотивированные дети. Я учу мотивированных детей.

Какие выводы можно сделать по итогам дистанционки в первую волну ковида?

– Дистанционка – это очень сложно и очень тяжело.

Кому сложнее: учителям, детям или родителям?

– Не знаю, как измерить, кому тяжелее. Многое зависит от конкретной школы. Мне, как учителю, не было сложно. Я знаю много детей, которым было ужасно сложно. Родители моих учеников не жалуются. От других родителей я слышу просто рыдания, но в основном от родителей маленьких детей о том, что приходиться полностью учиться с детьми. Если учитель просто поговорил по интернету, а потом все остальное задал делать дома – это неправильно. Родители тоже не должны делать эти задания за детей. Не надо все переваливать просто по типу «а теперь вы сами все сделаете и мне пришлете». Так не может быть. Учителя должны искать совершенно новые методы.

Конечно, учителя в огромном количестве недовольны: проверка заданий занимает огромное количество времени, подготовка к онлайн урокам новая, непривычная, уходит большое количество времени педагога. А кто это у нас учитывает, сколько учитель готовится к уроку? Что-то я не слышала предложений о том, чтобы доплачивать учителям. Если у нас работникам «скорой помощи» и врачам, которые с ковидными больными работают, не всем доплачивают, кто будет доплачивать учителям?

Как отразился этот период дистанционки на качестве образования? Можно ли уже сделать какие-то выводы?

– Это очень сложно понять. Пока очень рано делать выводы по качеству образования на дистанте. Сейчас начинается уже стенания, что это будет поколение недоученных людей. Знаете, это смешно. Есть куча школ, вузов, которые давно ведут дистанционные курсы и очень хорошо это делают. Вопрос в том, как это организованно, насколько учителя готовы, насколько они мотивированы. Кембридж полностью перешел на дистанционное обучение, Гарвард полностью перешел на дистанционное обучение. Мне почему-то кажется, что это не приведет к страшному падению качества. Вопрос в том, как это делать.

Как прошли ОГЭ и ЕГЭ? И чего ждать в этом году?

– Я считаю, что единый экзамен тоже нужно переводить в онлайн формат, свести количество экзаменов к минимуму, ОГЭ отменить. Ну а как его не переводить, если сказали, что на ЕГЭ заразилось 460 учеников? А сколько учителей, а сколько из этих учеников заразили своих родителей, друзей или бабушек и дедушек? Конечно, если мы отменяем массовые мероприятия, то экзамены тоже должны быть отменены.

Никто не понимает, что будет. Наверное, имеет смысл сейчас сказать чиновникам от образования: «Граждане, мы не знаем, что будет летом. Поэтому мы вам честно хотим сказать, если будет идти рост, то будут такие варианты. Если останется на этом уровне, то будут такие варианты».

Имеет ли смысл уходить на дистант из-за пандемии и почему? ВОЗ, например, не рекомендует переводить школы на дистанционное обучение.

– ВОЗ вообще очень странные вещи все это время говорит. Не рекомендует, потому что это влияет на качество образования. Я как учитель не хочу в этих обстоятельствах ходить в школу. А в школах дети и взрослые сконцентрированы в закрытых помещениях: сколько ни проветривай, все равно ты 45 минут будешь с детьми в замкнутой комнате, а иногда уже и вполне со здоровенными подростками. Очень быстро забылись разговоры о том, что в школе будет соблюдаться социальная дистанция. Каким образом ее соблюдать? Как посадить детей на расстоянии полутора метров? Это невозможно в переполненных классах. Я бы очень хотела узнать, в каком количестве школ действительно хотя бы раз в час проводят дезинфекцию ручек дверных и так далее. Нет таких, я уверена. Поэтому я как учитель, которому почти 65 лет, у которого астма, и который живет в квартире с 90-летней мамой, не хочу ходить в школу. И я думаю, что это разделяют очень многие. Я не хочу.

Я считаю, что максимальная изоляция необходима. Учить дистанционно – это очень сложно, это требует больших усилий, но это возможно. И если это уменьшит контакты, то это на пользу. Другое дело, что государство и органы управления образованием должны делать максимально для того, чтобы облегчить эту ситуацию: не навязывать свои дурацкие платформы, а действительно облегчить ситуацию родителям. Да, это требует выплат, изменить расписание, максимально уменьшить проверочные работы, особенно для маленьких.

А можно сказать, что это показатель кризиса нашего образования в принципе ?

– Конечно, пандемия показала кризис традиционного образования и не только нашего. Надо искать новые пути, и может быть эта кризисная ситуация в целом как раз подтолкнет нас к тому, что мы найдем что-то новое.

Про последствия. Например, бизнес в один голос заявляет: второго локдауна экономика не выдержит. А система образования? Как это аукнется в дальнейшем?

– Мне кажется, что это очень сильно все раздувается, также как любые недостатки. Теперь про каждого ученика, который что-то не будет знать, скажут: «Это результат того, что его учили дистанционно». Нет! Это результат того, что его плохо учили. Плохо учить можно и онлайн, и оффлайн. И хорошо учить можно и онлайн, и оффлайн. Надо искать новые пути. Мы в таких обстоятельствах.

Да. Локдаун для экономики будет ужасен, а что лучше, чтобы все умерли? Значит, нужно искать пути, как поддержать. Прочитала, что в Германии, где объявили вновь локдаун, 75% потерь компенсирует государство. Нашему государству нужно сконцентрироваться на перераспределении бюджета: не тратить деньги на содержание войск в Сирии, а может быть, направить на поддержку бизнеса в условиях второй волны COVID-19? Тогда будет очень многое облегчено.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров