Суд принял решение о содержании экс-куратора выборов на Южном Урале под стражей
Центральный суд Челябинска сегодня продлил арест бывшему «политическому» вице-губернатору Николаю Сандакову, обвиняемому в мошенничестве и неправомерном доступе к компьютерной информации. Защитники просили выпустить его под залог или домашний арест, следователь Игорь Бедерин настаивал на продлении меры пресечения до 25 марта. Ходатайство следствия поддержали прокурор и судья Ирина Шершикова. В общей сложности Николай Сандаков находится под арестом уже год и в настоящий момент вместе с адвокатами знакомится с материалами дела из 44 томов. Подробности – в репортаже «УралПолит.Ru».
Желающих присутствовать на заседании оказалось так много, что консультанту суда пришлось подыскать зал попросторнее. В основном пришли журналисты и несколько человек из группы поддержки Николая Сандакова, включая жену Ирину. Бывшего вице-губернатора ввели в зал двое крепких сотрудников ФСБ в черных масках. Сандаков был в хорошем настроении, шутил с журналистами, то и дело поправлял отросшие за 11 месяцев заключения волосы. «В СИЗО ни разу не стригся», – пояснил он.
Перед началом заседания обвиняемый попросил десять минут для консультации с адвокатами. После этого бывший вице-губернатор пообщался с журналистами. Признался, что следит за тем, что пишут СМИ, и даже подготовил прогноз по предстоящим выборам в Госдуму, который скорее всего выйдет в каком-нибудь издании. Поинтересовался у жены, где дети. «В школе», – ответила она. На вопрос, не будет ли писать мемуары, Сандаков ответил, что скорее напишет памятку для тех, кто оказался в такой же ситуации, как он. Примечательно, что в суд бывший замгубернатора принес с собой Библию и даже открыл ее один раз во время финальной речи адвоката Сергея Колосовского. Журналисты отметили необычный наряд Сандакова. Он пришел в строгом пиджаке, белой рубашке и узких брюках с черными кроссовками. «Галстука не хватает», «кто стилист?» – шутили репортеры, на что Сандаков с улыбкой отвечал: «В СИЗО стилистов нет».
Бывший вице-губернатор обвиняется в мошенничестве, а именно получении 1,5 млн рублей от экс-главы Озерска Евгения Тарасова за создание положительного имиджа на выборах главы Магнитогорска. Также Сандакову вменяют взлом почты блогера и политолога Александра Подопригоры и журналиста Александра Полозова.
Старший следователь четвертого управления ГСУ СК РФ Игорь Бедерин сегодня настаивал на продлении ареста Сандакову до 25 марта. По его мнению, находясь на свободе, обвиняемый может оказывать давление на свидетелей, а располагая деньгами и связями, скрыться от правоохранительных органов. Бедерин отметил, что на стадии предварительного следствия Сандаков сообщал СМИ сведения, которые составляли тайну следствия, развернул в прессе обширную информационную кампанию. Его брат Евгений, который отбывает наказание в колонии, может угрожать основному свидетелю Евгению Тарасову (это следует из заявления самого Тарасова). По словам следователя, Сандаков нередко привлекался к административной ответственности и совершил преступление в сфере налогового законодательства. Позже адвокат Сандакова Сергей Колосовский настаивал на том, что административные штрафы были выписаны жене обвиняемого Ирине, «налоговое преступление» также совершила она. Речь идет об отчете о продаже автомобиля. Бывший вице-губернатор вообще не ездил за рулем авто, на водителя которого были составлены протоколы, утверждал защитник.
Как уточнил следователь, по делу было опрошено более 50 лиц из Челябинской и Свердловской областей, проведено порядка 15 экспертиз. Учитывая большой объем дела – 44 тома, а также то, что Сандаков и его защитники не успеют до 21 февраля изучить материалы, Бедерин просил продлить срок ареста подозреваемого на один месяц. Защитники Сандакова настаивали на том, что график ознакомления с делом срывается по вине самого следователя.
Адвокат Сергей Колосовский поинтересовался у Бедерина, почему тот решил, что Сандаков располагает значительными финансовыми возможностями. «У нас есть данные, что в свободном распоряжении у Сандакова находились 200 млн рублей. К тому же ранее говорилось о залоге в 10 млн рублей. На сегодня я не могу уточнить информацию о 200 млн в присутствии прессы, так как это тайна следствия», – прокомментировал следователь, добавив, что по данным следствия, у бывшего вице-губернатора остались связи в резиденции главы региона. Как отметил Бедерин, следствие располагает записью разговора обвиняемого с женой, в котором он спрашивал, какие свидетели были допрошены по делу и о чем они говорили. Что касается суммы залога, по словам адвоката Колосовского, деньги готова внести фирма ООО «Бадис», а в случае, если бывший вице-губернатор выйдет на свободу, его готовы трудоустроить на должность замдиректора в фирму «Урал74» с окладом 55 тысяч рублей.
Николай Сандаков пришел в зал суда с заготовленной речью, текст которой занимал практически полностью лист формата А4. Он сразу же заявил о том, что дело против него сфабриковано. «Ключевой и единственный свидетель – Евгений Тарасов 12 раз менял свои показания, у нас даже появилась формулировка «Ганс-Христиан Тарасов» по аналогии с известным сказочником, – заявил Сандаков. – Я 11 месяцев сижу в тюрьме по показаниям больного человека, который сам зависит от следствия (Тарасов вышел по УДО после осуждения за мошенничество, отсидев два года вместо четырех). 44 тома – это звучит громко, но два тома – это путевые листы, один том – устав Озерска, другой – Магнитогорска, еще один том – личная жизнь свидетеля. По делу конкретно – не более семи-восьми томов. Часть прослушиваемых переговоров скрыты, не допрошены люди, которые могли бы меня реабилитировать. С 2011 года я нахожусь под тотальным контролем правоохранительных органов: прослушивался мой кабинет, разговоры с женой».
По словам Сандакова, пребывание в СИЗО мешает ему полноценно подготовиться к защите, и даже находясь под домашнем арестом, он сможет собрать доказательства своей невиновности. Продление ареста, по мнению бывшего вице-губернатора, необходимо следователю для того, чтобы скрыть свою незаконную деятельность по привлечению его к ответственности.
После слов Сандакова Игорь Бедерин зачитал список документов, которые он предоставил в суд для обоснования ходатайства. Когда следователь говорил о положительных характеристиках Сандакова, полученных с места работы и от губернатора Бориса Дубровского, бывший вице-губернатор одобрительно кивал. Адвокаты и Сандаков переглядывались и улыбались, когда речь зашла о документах, подтверждающих слова бывшего главы Озерска Евгения Тарасова. Следователь прояснил кое-какие моменты в деле директора «Современные информационные технологии» (СИТ) Александра Аброськина, который, по мнению следствия, помогал Сандакову получить доступ к почтовым ящикам Полозова и Подопригоры.
Напомним, Сандакова с Аброськиным познакомил бывший сенатор Константин Цыбко, который обвиняется в получении взятки в размере 28 млн рублей. Допрос директора СИТ состоялся 17 августа 2015 года, когда тот сообщил, что по просьбе Сандакова регулировал деятельность челябинских СМИ для того, чтобы они попадали в «Яндекс.Новости» и «Медиалогию» с хорошими показателями. Однажды Сандаков поинтересовался у Аброськина, сможет ли он взломать электронную почту. Аброськин пояснил, что это незаконно, но позже привлек к работе хакера, которому заплатил, а скачанную на флешку информацию передал вице-губернатору в январе-феврале 2013 года. Аброськин дал явку с повинной, позже директор СИТ был заочно арестован. Позже адвокат Колосовский просил приобщить к делу материалы очной ставки с Аброськиным, на которой тот признался, что взламывал почту якобы не по просьбе Сандакова, а по своей инициативе.
Защитник бывшего вице-губернатора поставил под сомнение сложность дела из 44 томов, заявляя о том, что дела иногда достигают 200–300 томов, а дело Сандакова состоит из документов, которые не несут никакой функции – например, уставов, заявил Колосовский.
«Прошу суд отказать в продлении ареста. Считаю, что следствие незаконно. Тарасов зависит от следствия, он болен физически и психически, – продолжил защитник. – Следствие давило на руководство компании, где работает жена Сандакова, при этом никто из сотрудников не был опрошен. Брат отбывает наказание в Астраханской области и никак не может повлиять на следствие. Тяжесть преступления изменилась. Если раньше Сандакову вменяли получение взятки, то теперь – мошенничество на 1,5 млн рублей. Лишившись должности вице-губернатора, Сандаков не может оказать давление на следствие, которое к тому же уже завершено, идет ознакомление с материалами дела». В общей сложности речь адвоката со всеми доводами, которые иногда повторялись по несколько раз, заняла час. Затем выступил второй защитник Сандакова – Сергей Лаврентьев. Он был краток и сосредоточился на показаниях основного свидетеля – Евгения Тарасова.
«Тарасов был освобожден от службы в армии на основании психического заболевания, – начал Лаврентьев. – Человек не совсем вменяем, к тому же сам был осужден за хищения. Следствие манипулирует Тарасовым, который также является основным обвинителем по делу Цыбко. Мы считаем, что к делу Сандакова отнеслись предвзято. Есть записи разговоров о том, что миллионы заносились Калинину, Тефтелеву, другим лицам, но дело почему-то возбуждено только в отношении Сандакова. Помощники Сандакова сейчас в администрации не работают, то есть он не может на них влиять».
Несмотря на доводы защитников, прокурор посчитал, что ходатайство следователя о продлении меры пресечения подлежит удовлетворению. Судья Ирина Шершикова объявила в заседании перерыв на два часа, решение огласили только в половине четвертого, а сам процесс стартовал в девять утра. Центральный районный суд решил оставить вице-губернатора под стражей до 25 марта, как этого требовал следователь Игорь Бедерин. Таким образом, бывший вице-губернатор проведет за решеткой 12 месяцев. Его задержали в челябинском аэропорту 26 марта 2015 года и арестовали на следующий день. После выборов в сентябре прошлого года Сандаков был уволен из администрации по закону о противодействии коррупции.
Фото Ильи Бархатова, Телефакт
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях