СТРАСБУРГ, 29 октября, ИА УралПолит.Ru. Европейский суд по правам человека (Страсбург, Франция) присудил вдове ликвидатора аварии на ФГУП ПО «Маяк» Ларисе Гаевой компенсацию морального вреда в размере 2000 евро. Также в пользу покойной взысканы судебные издержки в размере 1343 фунтов стерлингов. Компенсацию получила дочь заявительницы Елена, сообщила «УралПолит.Ru» правозащитница Надежда Кутепова.
>СТРАСБУРГ, 29 октября, ИА УралПолит.Ru. Европейский суд по правам человека (Страсбург, Франция) присудил покойной вдове ликвидатора аварии на ФГУП ПО «Маяк» Ларисе Гаевой компенсацию морального вреда в размере 2000 евро. Также в ее пользу взысканы судебные издержки в размере 1343 фунтов стерлингов. Компенсацию получила дочь заявительницы Елена, сообщила «УралПолит.Ru» правозащитница Надежда Кутепова.
Руководитель правозащитной организации «Планета надежд» из Озерска Надежда Кутепова в настоящее время проживает во Франции, где надеется получить политическое убежище. Весной возглавляемую ею организацию признали иностранным агентом и Кутепова, опасаясь давления, уехала за границу.
В Европейском суде по правам человека Надежда Кутепова, которая является потомком ликвидатора аварии на ПО «Маяк», представляла интересы своей матери — Ларисы Гаевой. Из заявления в ЕСПЧ следует, что в 1983 году муж Ларисы Гаевой, получивший дозу радиации при ликвидации аварии в 1957 году, заболел раком. В 1985 году он скончался в специализированном медучреждении для облученных горожан.
В 2005 году Лариса Гаева от своей подруги узнала, что та получала ежемесячную компенсацию за смерть кормильца (ее муж также участвовал в ликвидации аварии) в размере 99,66 рублей. Обратившись в управление соцзащиты, женщина получила ответ, что ей необходимо взять посмертное удостоверение в министерстве социальных отношений региона. Затем ее отправили за документом, который удостоверял тот факт, что она находилась на иждивении мужа. В 2005 году Озерский городской суд отказал Ларисе Гаевой в компенсации, так как посчитал, что в тот момент она была трудоспособной и не была на иждивении. Это решение удалось оспорить в Челябинском областном суде и на протяжении 7 месяцев 2006 года женщина получала компенсацию в 92,66 рублей.
В 2007 году ФГУП ПО «Маяк» обратился в облсуд с требованием признать решение о назначении компенсации незаконным. Областной суд повторно рассмотрел дело и отказал Ларисе Гаевой в компенсации С 1 сентября 2007 года прекратились выплаты.
«Отмена вступившего в силу решения – нарушение Конвенции о защите прав и основных свобод человека, поэтому была подана жалоба в Страсбургский суд. В 2009 году Лариса Гаева умерла,ее правопреемницей была назначена одна из дочерей», - пояснила Надежда Кутепова. Правозащитница также отметила, что в первую очередь для нее это общественное, а затем уже личное дело. По ее словам, вдовам ликвидаторов и их потомкам регулярно отказывают в компенсациях.
Добавим, что дело Ларисы Гаевой стало первым делом «маяковцев», по которому вынес решение Европейский суд по правам человека.
© Екатерина Гонова