Нынешний кризис в экономике кардинально отличается от всех предыдущих кризисов. Чем именно и как это отразится на регионах рассказала специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич:
«Этот кризис — другой. Его нельзя сравнивать ни с одним из тех, что были раньше, хотя, вообще, у нас все кризисы имеют свое лицо. Основной удар будет не по промышленным предприятиям, как было в 2009 году, а по сектору рыночных услуг. Он сидит не по моногородам, а по крупнейшим российским городам. Кризис 2009 года – это про Свердловскую область, потому что города-заводы и пошло поехало, – спад промышленного производства на 11%. Сейчас не так. Этот кризис за счет дикого сжатия спроса от сидения дома. Этот кризис – кризис Екатеринбурга. Города, который стал городом рыночных услуг.
Если мы берем зоны риска, то разговор идет о «вилке» от 10 до 15 млн человек. Кто эти люди? Это люди, занятые не в продовольственнной торговле, в операциях с недвижимостью, гостиничном и ресторанном бизнесе. Эти три вида деятельности по стране уже дают больше 10 млн человек. Я не могу регионально разложить занятых в туризме, в культуре с развлечениями и в фитнес-индустрии, потому что по ним просто нет доступных региональных данных. Эти сферы кучей свалены в графу «Прочие услуги». Но это еще примерно 2-3 млн человек. Все эти люди максимально концентрируются в крупнейших городах.
По трем видам деятельности, которые можно посчитать по ОКВЭД, получается следующие риски по беработице: в целом по стране – 11 млн человек, по Москве – 1,5 млн, по Московской области – 600 тыс., Краснодарский край – 440 тыс., Свердловская область – более 300 тыс., Ростовская область – 300 тыс., Татарстан – порядка 260 тыс., Башкортостан – 250 тыс., Нижегородская область – 250 тыс., Челябинская область – 250 тыс., Самарская область – 250 тыс., Новосибирская область – 250 тыс».
© Ирина Гордеева