​«До «энергонакопительных Нью-Васюков» Новоуральску далеко, но, может, именно здесь решат вопрос сохранения энергии»

Нефтедобыча
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
пресс-служба Правительства ЯНАО

Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

Натягивай полиэтилен, иначе натянут самого

В рамках борьбы с коронавирусом на прошлой неделе отличилась компания «Суругнефтегаз». В соцсетях появилась фотография одной из рабочих столовых предприятия, где работники обедают отгороженные друг от друга полиэтиленовой пленкой, натянутой на деревянные рейки. Чуть позже в интернет были выложены снимки офиса НГДУ «Быстрискнефть» («дочка» «Сургутнефтегаза»), где видно, что рейки и полиэтилен также выступают в качестве защитного барьера. Понятно, что фотографии вызвали саркастическую реакцию: по такой логике спасаясь от радиации нужно застегивать рубашку на все пуговицы. Вот только вряд ли руководители структурных подразделений «Сургутнефтегаза» не понимают полной абсурдности происходящего.

Как отмечают сургутские нефтяники в неофициальных беседах, в «Сургутнефтегаз» входит около 60 предприятий, и зачастую офис аппарата управления и отдаленные цеха – это два разных мира. Как считают сотрудники, все дело в скудном финансировании ряда подразделений, которое почему-то не подразумевает современные и хоть сколько-нибудь действенные мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции. Между тем не обеспечить такую профилактику (хотя бы условно, на уровне отчетов) «Суругтнефтегаз» не может – слишком велика стратегическая значимость компании. Вот и приходится руководителям некоторых подразделений, вооружившись молотком и гвоздями, изображать борьбу с ковидом. По-человечески этих начальников даже немного жалко: приказы руководства не обсуждаются, нужно обходиться подручными материалами и докладывать о «реализации мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции». Перегибы на местах.

Делаем хорошую мину

Глава «Росгеологии» Сергей Горьков выступил с весьма неожиданным заявлением: нефтяные компании России из-за серьезного падения цен на нефть перенесли запланированные объемы геологоразведочных работ на 2021 год либо отменили их, однако сама «Росгеология» в 2020 году смогла «удержать выручку не только прошлого года, но и прирастить ее».

Первое, что настораживает в заявлении, это источники так называемой прибыли. Еще летом в Минэнерго и профильных ассоциациях нефтесервисных компаний делали неутешительные прогнозы по поводу сокращения рынка нефтесервиса (в том числе, проводящего геологоразведочные работы) на 50%. Недавно в Минприроды РФ отмечали, что затраты недропользователей на ГРР углеводородов в 2020 году снизятся на 20%, до 250 млрд рублей. Нефтяники официально подтверждали: действительно, из-за падения спроса на нефть разведку новых участков приостановили. Кроме того, даже в лучшие годы геологоразведка в ключевых регионах добычи нефти и газа обычно велась либо силами самих нефтегазовых компаний, либо подрядными организациями, а в большинстве случаев совместно. О «Росеологии» предпочитали не вспоминать. Второй момент: не совсем понятно о каком именно приросте выручки идет речь, если согласно финансовой отчетности в 2019 году убыток «Росгеологии» превысил 4 млрд рублей. Пока холдинг «бодался» за субсидии из бюджета (а на сегодняшний день «Росгеология» - единственная компания, получающая госзаказы на геологоразведочные работы), остальные тихо разведывали новые залежи нефти и газа.

Кстати сейчас Минприроды РФ планирует изменить приказ №583, который регулирует лицензирование участков недр по заявительному принципу, когда участок для геологического изучения предоставляется бесплатно – то есть ужесточить условия для участков, которые исходно разведывались за счет бюджета. Вместе с тем на прошлой неделе «Росгеология» анонсировала инициативу создания паевого геологоразведочного фонда, принять участие в котором могут не только государственные, но и частные инвесторы: предполагается, что 25% акций (блокирующий пакет) останется у Минпроторга и Минприроды, а остальные 75% могут быть поделены между другими пайщиками. Были бы желающие.

«Энергонакопительные Нью-Васюки»

НПО «Центротех» (дочерняя компания ТВЕЛ, которая входит в состав «Росатома») в Новоуральске планирует серийный выпуск энергонакопителей. Планируется, что в Москве будут производиться НИОКРы и проводится испытания новых образцов накопителей энергии, а затем образцы будут передаваться в серийное производство в Новоуральск.

Любопытно, что несколько лет назад заниматься этой темой было поручено «Роснано». В 2017 году тогдашний вице-премьер Аркадий Дворкович поручил корпорации и Минэнерго РФ разработать программу по развитию промышленных технологий хранения электроэнергии. Но «Росатом» явно действует не совместно с Анатолием Борисовичем и, видимо, просто решил постепенно перейти от слов к делу.

К слову, новоуральское предприятие уже имеет опыт серийного производства литий-ионных накопителей энергии, поэтому, думается, что с поставленными задачами справится. Учитывая заявление президента компании ТВЭЛ Натальи Никипеловой о планах занять 40% рынка внутреннего рынка энергонакопителей, можно только порадоваться за жителей Новоуральска: зная основательный подход «Росатома» город имеет все шансы стать одним из российских центров строения накопителей энергии. Если прибавить к этому тренд на собственную генерацию со стороны многих, в том числе уральских компаний (а для собственной генерации накопители энергии всегда актуальны), то с заказами у предприятия проблем быть не должно. Конечно, до «энергонакопительных Нью-Васюков» Новоуральску сейчас далеко, но кто знает, может быть именно здесь удастся создать, к примеру, промышленный накопитель энергии большой мощности, способный достаточно долго удерживать значительные объемы энергии, тем самым решив вопрос сохранения энергии, а с ним – ряд принципиальных «вечных» проблем во всей мировой энергетике. Без шуток, шанс есть.

Автор: Александр Жезлов

© Вероника Борзова