Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Нефтегазохимическая дипломатия
Одним из наиболее обсуждаемых в СМИ событий прошедшей недели стало совещание в Тобольске, проведенное президентом России Владимиром Путиным, посвященное развитию нефтегазохимической отрасли. Совещание, нужно сказать, получилось достаточно противоречивым. С одной стороны мы слышим: «огромный потенциал» и «доходность проектов позволит привлекать инвестиции», «ожидаем объем инвестиций в отрасль около 5 трлн рублей». С другой – «низкая маржинальность нефтегазохимических проектов, особенно в современных условиях», «высокая конкуренция на мировом рынке», «резкое снижение цен на продукцию».
Переведем: правительство считает, что отрасль сама справится. Потенциал же огромный. Нефтяники и нефтегазохимики так не считают, и констатируют, что из-за низкой рентабельности и больших рисков инвесторы очень неохотно вкладываются в нефтехимическую отрасль. Попутно, кстати вполне резонно, замечая, что капитальные затраты нефтегазохимических проектов растут еще из-за устаревших строительных и технических норм.
Возвратная акциза на СУГ (пока единственная налоговая льгота для отрасли) будет действовать только с 2022 года. «Ковидное» положение экономики также ставит под вопрос рентабельность проектов, особенно новых. Вероятно, аргументы нефтяников и нефтегазохимиков возможно перевести как: «Мы, конечно, согласны, потенциал большой, но денег лучше выделить…» Наверное, это и называется дипломатией.
В данном контексте отдельного внимания заслуживает высказывание вице-премьера Александра Новака, который оценил объем инвестиций в арктический нефтегазохимический кластер в 2 трлн рублей. Некоторые СМИ тут же радостно отрапортовали, что «инвестпроект по реализации газохимического комплекса на полуострове Ямал предполагает строительство газоперерабатывающего и газохимического комплексов, что приведет к созданию более 22 тысяч рабочих мест и обеспечит прирост несырьевого и не энергетического экспорта на 125 миллиардов рублей в год». Здесь можно только напомнить о злополучном новоуренгойском газохимическом комплексе, который строят уже 30 лет. Из истории: накануне развала СССР, в самом начале 90-ых, когда началось строительство, посчитали, что строить газохимический комплекс на Ямале нецелесообразно из-за большой удаленности рынков сбыта и высоких «северных» зарплат персонала. При нынешних спросе и ценах на продукты нефтегазохимии и высокой конкуренции на мировом рынке сложно представить инвесторов, которые бросятся отдавать 2 трлн рублей арктическому кластеру, конкурентоспособность которого, мягко говоря, сомнительна.
Итог совещания: денег особо не обещали (только Минфин в лице господина Силуанова «обещал поговорить о 3 млрд рублей»), вопрос с устаревшими нормами поручили проработать. Д – дипломатия.
P.S. Любопытно, что Леонид Михельсон (председатель совета директоров ПАО «Сибур Холдинг», владелец почти половины акций компании), сидевший во время совещания рядом с главой государства, скромно молчал. Может, у Леонида Викторовича, в кулуарах что-то выбить получится. Не впервой.
Куда собрались?!
Системный оператор Единой энергосистемы продолжает фиксировать пусть слабый, но постоянный рост собственной генерации предприятий: за 11 месяцев 2020 года выработка электростанций промышленных предприятий составила 59,1 млрд кВт*ч, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что именно на УрФО приходится самая большая доля собственной генерации – по данным того же Системного оператора сегодня предприятиями Урала вырабатывается 26 млрд кВт*ч «своей» электроэнергии. Для сравнения, в Объединенной электросистеме Центра этот показатель равен 11 млрд, а в ОЭС Северо-Запада -9 млрд кВт*ч.
Видно, что динамика цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также сетевые тарифы без всяких дополнительных мер стимулирует промышленников «уходить» в собственное производство электроэнергии. Поэтому вполне закономерно, что тенденцией заинтересовались в ассоциации «НП «Совет рынка» (официально – государственный регулятор оптового рынка электроэнергии и мощности, неофициально – лоббист интересов крупных генерирующих компаний). Именно поэтому в «Совете рынка» предложили следующие меры: сделать платежи по нерыночным надбавкам обязательными и для категории, вышедшей из единой энергосистемы – то есть компании с собственной генерацией должны будут оплачивать сетевой резерв наравне с другими. Также предлагается сократить рентабельность независимых электростанций путем снижения для них отпускных цен. На данный момент официального решения в Минэнерго и других профильных ведомствах не принято.
В «Совете рынка» отмечают, что уход части промышленных потребителей в собственную генерацию только увеличит объемы перекрестного субсидирования, поскольку нагрузка будет распределена между оставшимися потребителями. То есть платить «за себя и того парня» будут те, кто останется подключенным к общей сети. Нетрудно догадаться, что это приведет только к повышению цен на продукцию, выпускаемую предприятиями.
В данной ситуации не совсем понятно, о какой энергоэффективности, о которой на протяжении многих лет так любят говорить в правительстве, идет речь. Захотел удешевить производство и сам обеспечивать себя электроэнергией – плати. Остаешься в сетях – тоже плати, но больше, за тех, кто ушел. Следующий шаг – сделать крайне невыгодными «умные» дома, обеспечивающие себя энергией, в коттеджных поселках и сельской местности, а такие проекты сегодня даже в России уже есть. В общем, всем сидеть и не дергаться. Учитывая лоббистские возможности «Совета рынка, есть предположение, что с большой долей вероятности «уход» из сетей могут усложнить официально, на правительственном уровне.
«Газовой революции» на транспорте пока не будет
Говоря о проблемах перевода общественного, личного и грузового транспорта на газ в качестве топлива обычно начинают жаловаться на отсутствие заправочной инфраструктуры. Подразумевается, что люди, предприятия и муниципалитеты охотно бы переходили на газомотороное топливо (действительно, газ дешевле бензина), но вот заправок мало и никто не рискует. Но, как оказалось, дело далеко не только в газовых заправках, которые последние несколько лет все же появляются на территории УрФО.
В ноябре власти Екатеринбурга закупил 57 новых «метановых» автобусов марки «Нефаз» (ПАО «Нефаз», входящее в группу компаний «Камаз»). Уже через месяц транспортные средства вышли на линию, однако практически сразу же с этой линии и сошли. Выяснилось, что новые транспортные средства с трудом работают даже при температуре – 10 градусов. В пресс-службе администрации Екатеринбурга заявили, что «техника проходит обкатку». Странно, что транспорт, перевозящий людей, проходит обкатку на линии, в рабочих условиях, но речь сейчас не о том.
Вообще с «метановыми» транспортными средствами российского производства получается как-то грустно. Представители некоторых крупных промышленных компаний, которые уже используют газомоторную технику, отмечают низкое качество определенных моделей грузовиков отечественного производства – в частности, того же «Камаза». Другой пример: на днях Алексей Бакулин (глава ООО «Бакулин Моторс Групп») выступил в СМИ с заявлением, что первые автобусы «Волгобас», собранные в 2014-2015 годах, действительно имеют множество нареканий. «Это был запрос от страны: нужны срочно газомоторные автобусы. И мы в кратчайшие сроки реализовали этот проект», – пояснил господин Бакулин. Разумеется, кто же откажется от такого госзаказа…
Использование природного газа в качестве топлива, конечно, и для уральской экологии, и для уральской экономики очень выгодно. Были бы только доработанные модели транспортных средств, которые бы не вызывали столько нареканий у пользователей. А то получается, что метановые транспортные проекты не только не окупаются, но и создают ряд проблем. Кстати в Минэнерго официально заявляли, что рынок природного газа как моторного топлива в 2019 году вырос на 40% и в 2020 году продолжает расти темпами на 30% выше средних по топливной отрасли. При этом совокупный среднегодовой темп роста количества транспортных средств на компримированном природном газе в России составляет чуть более 11%, а численность «газового» автопарка не превышает 190 тыс. единиц техники, включая грузовые и легковые автомобили, а также автобусы – это 3,3% от общего количества транспортных средств. Так что «газовая революция» на транспорте пока откладывается.
Автор: Александр Жезлов
© Вероника Борзова