«Невозможно опираться при прохождении точки бифуркации на тех, кто идет по принципам сохранения стабильности»

Директор Института проблем предпринимательства Владимир Романовский - о последствиях текущего кризиса и роли бизнеса в экономике РФ.
Фото: предоставлено Институтом проблем предпринимательства

Наша страна находится в фазе реструктуризации экономики, что сложно не заметить. В этот период нужно заниматься системным управлением изменениями. Этот термин лучше подходит, чем набивший оскомину парафраз про реформы.

Системность должна основываться на том, что развитие экономики и значимость в этом процессе предпринимательства должны пониматься неотрывно от целей и задач стратегического долгосрочного развития российского общества и повышения качества жизни в стране. Вокруг этого надо выстраивать созидательную и консолидирующую идеологию и цели для бизнеса, работников частных и государственных предприятий, представителей власти.

Первый шок от макроэкономических и военно-политических потрясений в целом прошел. Большинство предприятий адаптировались к новым условиям: кто-то сменил собственников, кто-то - менеджмент, вышел на новые рынки и поменял логистику. Главные последствия кризиса ожидают нас впереди – это и проблемы развития технологий в условиях эмбарго и санкций, и создание новых средств производства, и дефицит трудовых ресурсов. Крупные проблемные тренды сложились для нас в одну большую сверхзадачу, которую необходимо в ближайшие годы решить, в том числе и в первую очередь за счет частной инициативы и энергии предпринимателей, не дожидаясь каких-то быстрых разворотов от госсектора экономики.

Решения для обозначенных проблем лежат в следующих областях:

1) Нужно сосредоточить меры господдержки бизнеса и настройку налоговой системы на том, чтобы малые предприятия, количество которых выросло, стремились стать средним и крупным бизнесом, а не продолжали отсиживаться в зоне комфорта в рамках УСН. Для этого компании должны стимулироваться с точки зрения налогов, расти по оборотам и прибыли при сохранении комфортных условий ведения налогового и бухгалтерского учета, применения НДС.

Государству надо больше доверять растущему бизнесу решать сложные задачи и поддерживать такие стремления через развитие доступа к промышленной инфраструктуре, получению современного оборудования и технологий, мерам преодоления кадрового дефицита. Можно наблюдать, как это удачно происходило в сфере IT-услуг и разработке ПО, где много вновь созданных успешных частных бизнесов, а ключевые проблемы отрасли по оттоку специалистов и высокой нагрузке по страховым взносам решались системно на правительственном уровне. Теперь надо вырастить новых национальных чемпионов не только в IT, но и в капиталоемких и наукоемких отраслях в среде независимого частного бизнеса, а не только экосистемах окологосударственных корпораций.

2) Необходимо обеспечить условия для окупаемости долгосрочных вложений в технологии и источники финансирования таких вложений.

С 2014 года, но особенно с 2022-го, наличие собственного технологического задела для развития промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, связи, транспорта стало определяющим фактором конкурентоспособности в текущем моменте и в будущем. Риски вложений в масштабные, технологически сложные проекты велики и в ранжире целей инвестирования такие проекты всегда уступают более простым и быстрым формам применения капитала, особенно когда условия реализации проекта и правовое регулирование, ставки налогов и отраслевые нормы часто меняются.

Для изменения ситуации необходимо обеспечить устойчивость налоговых и регуляторных условий для работы бизнеса, реализующего проекты по направлениям, определяющим технологический суверенитет, на долгосрочный период. Одним из целевых направлений здесь может являться развитие механизмов и расширение применения федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в РФ», включая снижение порога инвестиций для применения закона и упрощение механизма заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений до уровня в 50 -70 млн рублей.

Дополнять меры по развитию инвестиционного климата и устойчивости условий реализации инвестиционных проектов целесообразно доступом к дешевым и долгосрочным финансовым ресурсам. Одним из путей решения может стать изменение стратегического выбора по отрасли-мультипликатору. Так, например, можно постепенно перестать накачивать деньгами строительный сектор и ипотечный рынок, как главный мультипликатор последних лет. Потенциал на этом рынке во многом исчерпан. Спрос должен превратится на время в сбережения и далее быть обращен с помощью банковской системы в длинные и дешевые деньги для интенсивного развития сложных отраслевых цепочек создания стоимости в электронике, станко-, авиа- и двигателестроении, создании турбин, развитии коммерческих космических систем, создании новых материалов, технологиях нефтегазодобычи и переработки углеводородов и т.д.

В условиях отставания в перечисленных областях от мировых технологических лидеров, это серьезный вызов всему нынешнему поколению российских инженеров, ученых и бизнесменов. Опережающее развитие потребует большой мобилизации капитала и решения большого числа научно-технических и производственных проблем. Подступаться к решению этих проблем надо системно и начать с фундаментальных проблем инвестиций в РФ – стабильность условий реализации проектов и дешевые длинные деньги.

Важным дополнительным условием реализации названных изменений в экономике должно стать выдвижение на руководящие посты людей, готовых стать лидерами перемен. Невозможно опираться при прохождении точки бифуркации на тех, кто идет по принципам сохранения стабильности и всеми способами избегает подвижек. Это является серьезным тормозом для экономической системы.

Автор: Владимир Романовский

© Редакция «УралПолит.Ru»