В Тюмени прошел II Инвестиционный форум, участники которого искали пути выхода из кризиса. На мероприятии прозвучала масса предложений, касающихся всех сфер экономики, также эксперты обсудили ряд законотворческих инициатив с Сергеем Нарышкиным. Особую сенсацию вызвала речь Владимира Якушева. Глава региона много говорил об инструментах поддержки малого бизнеса в «не простых экономических условиях», важный акцент губернатор поставил на законотворческих инициативах, касающихся всех субъектов России. Глава региона до последнего момента лично писал документ – в итоге в открытых источниках его так и не появилось. «УралПолит.Ru» приводит ключевые заявления губернатора, сделанные на форуме.
О ревизорах
Недавно глава нашего государства поручил разработать типовую модель контрольно-надзорной деятельности с требованием сократить не только сами проверки, но и исключить их дублирующие функции. Наверное, это совершенно правильный посыл, глава государства сделал это на основании тех запросов, которое делает сегодня предпринимательское сообщество. И вот здесь, это опять же совместное мнение с нашими предпринимателями, мы считаем, что необходимо вводить еще и понятие контрольно-надзорного оптимума. То есть, определяющий необходимый минимум проверок. Это надо сделать. Учитывая то, что сегодня Агентство стратегических инициатив под руководством Андрея Никитина работу достаточно плодотворно проводит, мы эти предложения уже сформулировали и передали и надеемся получить их поддержку и учитывая то, как они активно двигаются, мы все таки, подискутировав на эту тему, наверно, примем совместное решение. Я надеюсь, о том, что такое решение необходимо. В рамках этой работы необходимо провести полный анализ контрольно-надзорных органов государственного, муниципального уровня на предмет их избыточного возможного регулирования, а также разработать предложения по сокращению указанных функций, численности и количества самих контрольно-надзорных органов. Мы об этом тоже неоднократно говорили, что пока мы не сократим контролирующие органы, пока мы не сократим количество участников всех этих процедур, бороться с этими процедурами просто невозможно. Это уже все поняли, поэтому самое главное сделать это грамотно, как говорит президент России – сделать это аккуратно, для того, чтобы и не навредить в этих процессах. Но при этом, если не будет контролирующей структуры и мы признаем, что эта контролирующая структура сегодня не нужна, то и не будет предмета для обсуждения предпринимательским сообществом всех этих процедур.
У нас созрело еще одно, более жесткое предложение, тем не менее с этой высокой трибуны я бы хотел его озвучить. Мы предлагаем ввести прямую ответственность должностных лиц за неправомерные действия в отношении предпринимателей, которые привели к прямому ущербу или потере бизнеса. Такое, к сожалению, бывает. Эта ответственность должна выражаться и в финансовом виде и в пожизненной дисквалификации, тех, кто допустил подобную ситуацию осознанно и преднамеренно. Опять же, сделать это надо аккуратно, я думаю, что здесь необходимо проведение дополнительных консультаций. Но, тем не менее, сегодня представители этих контролирующих структур регионального, муниципального, федерального уровня должны четко понимать, какая ответственность будет, если решения, которые принимают, носят,так сказать, интерес, то здесь уже нужно смотреть уже на наличие коррупционного фактора и, конечно же, и смотреть на то, что если у человека сегодня не хватает знания и понимания, что он делает, то наверное, в этом случае эта ответственность должны наступать.
Патенты: «Дорогу осилит идущий»
В 2014 году принят федеральный закон о патентах для самозанятых, вводящий замену регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей для лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности. Как раз, год назад мы рассматривали это на нашем инвестиционном форуме, Сергей Евгеньевич поддержал эту тему, она достаточно активно двинулась и мы получили те изменения в законодательстве, благодаря поддержке ГД и непосредственно поддержке спикера. Мы помним, что это сдача жилья в наем, мелкая стационарно-уличная торговля, надомные квартирные отделочные работы и др виды деятельности. Процесс этот идет. Мы ожидаем более такой серьезной активности. Дорогу осилит идущий, я считаю, что это совершенно правильно. Продажу патентов планируется организовать через сеть Сбербанка, наверно это правильно. Выручку от реализации патентов направить в доходы муниципалитетов. Понятно, что купил патент – занимаешься этой деятельностью. Кончился – купи новый, либо указанная деятельность становится вне закона. Здесь все правильно и многие процедуры мы сегодня убрали. К сожалению, осталась необходимость уплачивать страховые взносы в государственные и внебюджетные фонды самостоятельно. Поэтому, получая единый платеж за патент государству, проще, чтобы эти средства разносились и по нашим госфондам: по счетам соцфондов, пенсионного фонда, не вовлекая в этот процесс миллионы граждан. Мне кажется, что это могло бы стать следующим серьезным шагом, потому что если сегодня патенты пойдут через систему Сберегательного банка, Сбербанку это будет сделать совершенно не проблематично, учитывая насколько Сбербанк имеет серьезное программное обеспечение. Тогда мы эту проблему уже решим на 100 % и патентная система заработает в том идеальном виде, о котором мы говорили. То есть, совершенно простая процедура – покупка, грубо говоря, ценной бумаги за наличный или безналичный расчет предпринимателем, дальше предприниматель занимается своей деятельность не переживая за то, находится он сегодня в правовом поле ил не находится. Поэтому, Сергей Евгеньевич, я сегодня хотел бы этот вопрос тоже обозначить и думаю, как будет отработан первый механизм и думаю, эта тема тоже очень важна для наших предпринимателей.
Инновации и бизнес
Мы много говорим об инновациях и новых технологиях. Многое уже сделано – открыты сотни технопарков и бизнес-инкубаторов. Действует система государственной поддержки инноваций через софинансирование региональных программ. Нужно сказать, что это все дает достаточно серьезные положительные плоды. Но как мы можем сегодня оценить и сказать о том достигнут ли необходимый импульс инновационного предпринимательства, достигли ли мы необходимого уровня? Ну, наверное, всего этого еще не хватает. Предлагаю стимулировать спрос на инновационную продукцию у крупных компаний и учреждений. В этой связи предлагаю внести дополнения в статьи 44-го и 223-го федеральных законов о приоритете инновационной продукции при размещении государственных и муниципальных заказов. Дать ее исчерпывающее определение, которого сегодня нет, создать полный реестр инновационной продукции по основным разделам народного хозяйства с привлечением отраслевых экспертов. Актуализировать его регулярно не реже одного раза в полугодие. Этот подход поможет развернуть приоритет госзаказа и даст огромную выгоду государству, как заказчику через постепенное повышение качества и снижения затрат в долгосрочной перспективе. Прошу это предложение поддержать, мы знаем, что отдельные территории уже пытаются эти вопросы решать, ну думаю, что это нужно делать все-таки на уровне федерации, на региональном уровне, мы, естественно, это все достаточно оперативно отработаем.
Магазинам «у дома» поможет выходной день «Пятерочки»
Очень коротко еще ряд предложений, сформулированных нашим предпринимательским сообществом. Мы знаем еще одну большую проблему, которая присутствует во всех субъектах Российской Федерации – это наступление федеральных сетей, которые приходя на территорию создают условия экономические неинтересные, чтобы у нас развивалась несетевая торговля, маленькие магазины, мы их называем «магазины у дома» и есть опыт наших коллег в Европе это когда сетевым магазинам на законодательном уровне дается один день отдыха – воскресенье или понедельник. В этом случае мы тогда даем возможность небольшим магазинам у дома поправить свое финансовое положение. Почему бы не посмотреть эту возможность, тогда мы бы могли сохранить большое количество рабочих местах, созданных малым бизнесом. Сегодня эти магазины не выдерживают никакой конкуренции и в ближайшее время на рынке труда мы получим этих людей в качестве безработных и государству тогда придется тратить достаточно большие денежные средства, чтобы этих людей переучивать, либо платить им пособие по безработице.
«По примеру дачной амнистии»
Еще одна тема тоже непростая, но говорить о ней тоже нужно, она тоже дискуссионная. Мы знаем, что сегодня на территории Российской Федерации очень много находится объектов у представителей малого и среднего бизнесов, которые были построены с нарушением определенных процедур. У нас за последнее десятилетие мы очень много вносили изменений в градостроительный кодекс, очень много вносили изменений в наши земельные взаимоотношения и, скажем так, они иногда противоречили друг другу и на сегодняшний день не все там достаточно понятно и прозрачно. Мы постоянном формате над этим работаем и на региональном уровне и федеральные структуры работают, чтоб эти процедуры были еще более системными, прозрачными и понятными. Тем не менее в этот период времени есть объекты, которые были построены с нарушением определенных процедур. Мне кажется, что наступило время, чтобы решится на какие-то шаги, потому что эти объекты стоят, они не введены в оборот, бизнес несет определенные расходы и если эти объекты не носят опасный характер и не могут нанести ущерб здоровью людей, угрожают жизни, то можно было бы посмотреть процедуру, аналогичную процедуре дачной амнистии и все-таки эти объекты ввести в оборот. Тогда мы бы сохранили достаточно большое количество рабочих мест и эти объекты работали бы сегодня на экономику нашей страны. Мне кажется, что это тоже разумное предложение.
«Население не доверяет государству»
Ну и, конечно же, сегодня очень много говорится о том, что мы должны обратиться к заимствованию к нашему населению. Хотя население не доверяет государству и та работа, которую мы сегодня ведем по проведению капитальных ремонтов, а там есть две альтернативы это когда жители собирают деньги на проведение капремонта либо эти деньги должны отдать региональному оператору, либо эти деньги зачислять на индивидуальные счета, которые они открывают и затем будут тратить на ремонт собственного дома, я могу сказать, что те собрания, которые состоялись сегодня по решению всех этих вопросов – наши жители хотят вести свои индивидуальные счета. Это как раз говорит о таком недоверии, потому что и денежные реформы и то, что было сделано с вкладами населения в Сберегательном банке, наше население не очень активно доверяет свои вклады государству. Тем не менее, мне кажется, что мы должны такие механизмы находить, мы должны проводить огромную пропагандистскую работу и те программы, по которым, в том числе, мы строили Транссибирскую магистраль население в то время отдавало достаточно большие деньги государству на 10-15 лет, эти инструменты нужно сделать достаточно интересными у нашего населения – вот об этом нужно сегодня говорить. Огромный ресурс, которым располагает наше население, причем большинство из них даже не в коммерческих банках, если в них, то это еще ладно, но мы знаем, что очень много денег, которые население хранит в наличности и для того, чтобы привлечь эти деньги, мы должны думать над той программой, чтобы эти деньги привлечь у населения на взаимовыгодных условиях. У нас тут огромный ресурс и в этом направлении необходимо работать. Я желаю успехов всем, надеюсь на то, что произойдет очень много интересного общения, интересных мыслей, непосредственно двусторонни контактов и рассчитываю на то, что по итогам инвестиционного форума у нас возникнет очень много интересных контактов, связей и самое главное – прозвучит очень много интересных идей, которые мы потом вместе с вами воплотим в жизнь. Спасибо большое.
© Дмитрий Фоминцев