Губернатор Тюменской области Владимир Якушев выступил с 10-м посланием о положении дел в области. В этом году глава региона сделал акцент на мобилизацию интеллектуального ресурса. «УралПолит.Ru» приводит самые интересные моменты выступления.
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Это знали древние. Это знаем и мы. Десять лет я работаю губернатором Тюменской области, и ни разу за все это непростое, насыщенное время мы даже не задумывались о том, чтобы остановиться, успокоиться, зафиксировать достигнутое состояние регионального хозяйства и общества. Никогда наша политика не была политикой стагнации. Не будет она ей и сейчас. Да, на наших глазах совершается очередной геополитический перелом (впрочем, не первый на нашей памяти). Да, и Россия в целом, и каждый ее гражданин сталкиваются с новыми вызовами и рисками. Но мы знаем, как на них реагировать. Потому что наша политика все эти годы руководилась не инстинктом выживания. Нет, она представляла собой гибкую, постоянно уточняемую программу развития и роста. Все ее стратегические цели остаются в силе, меняются только средства и сроки их достижения.
Конечно, такое бурное время, как наше, требует особого мужества, особой ответственности. Но оно щедро наградит тех, кто устоит перед бурей. Нами накоплен значительный запас прочности, причем прочности динамической, благодаря которой областная экономика в целом продолжила расти и в 2015 году. Мы ожидаем, что по итогам года индекс промышленного производства составит 112 %, а в обрабатывающих производствах – и все 115 %. Агропром должен дать 102 %, а по отдельным товарным группам прирост выпуска уже измеряется десятками процентов. С другой стороны, по понятным причинам сокращаются инвестиции, проседает строительство, падает торговый оборот», – начал выступление глава региона.
Мобилизационный сценарий:
«Мы вместе со всей страной вошли в мобилизационный сценарий, мобилизационный режим функционирования. Не по своей воле, но вошли, причем на достаточно продолжительный период. Главный вопрос теперь – какие именно ресурсы мы должны мобилизовать? Должны ли мы, например, замкнуться на себя, окуклиться, свернуть внешние связи? Или бросить все силы на дальнейшее увеличение добычи полезных ископаемых – как известно, падающих в цене? Или, может быть, беспощадно порезать инвестиционные и социальные программы? Превратиться в этакого Плюшкина, прячущего под матрас ветхие ассигнации? Уверен, что нет. Уверен, что смысл мобилизационного сценария для нас в том, чтобы мобилизовать не столько природные или материальные ресурсы, сколько ресурс интеллектуальный.
Развиваемся мы отнюдь не в тепличной атмосфере. Да, глава государства, правительство РФ, полномочный представительства президента РФ в УрФО поддерживают наши усилия и инициативы. И мы благодарны им за такое внимание. Но мы никогда не требовали для себя и не получали каких-то исключительных условий и преференций. Мы играем по общим правилам, и, как видно, играем совсем неплохо».
Симптом умственной заторможенности:
«Есть у нас и неуспехи, и провалы, и «узкие места». Они, в свою очередь, возникают там и тогда, где и когда люди действуют по инерции. Почему есть рейтинговые показатели, мягко говоря, не дающие нам оснований трубить в фанфары? Возьмите Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России от Агентства стратегических инициатив, показывающий не только то, каким богатством – экономическим, социальным, человеческим – мы располагаем, но и то, как мы с ним управляемся. Там мы всего лишь на 15-м месте. Не в группе «Регионы-лидеры», а только в следующей – «Регионы с комфортными условиями для бизнеса». Потому что высшую оценку получили только наши институты поддержки и защиты бизнеса, над которыми мы действительно много думали и которые тщательно выстраивали. Хуже обстоят дела с поддержкой малого предпринимательства, еще хуже – с качеством и доступностью инфраструктуры и ресурсов, в том числе трудовых. И совсем плохо – с регуляторной средой, то есть с тем, что зависит только от нас, что не требует никаких финансовых вливаний и о чем только надо дать себе труд задуматься! Причем тянут вниз не все, а только отдельные разрешительные, регистрационные и прочие процедуры. О регистрации прав собственности на недвижимость подумали – попали в группу «Лучших российских практик». А о сроках подключения к электросетям забыли – вот они и составили 108 дней в среднем. А лучшие субъекты сократили эти сроки до 60!
От симптомов умственной заторможенности не свободны не только отдельные сотрудники органов исполнительной власти, на «фокусы» которых я хотя бы могу реагировать быстро, а иногда и радикально – как это было в недавней истории с музейными картинами. Мы ведь тут все в одной упряжке: и «регионалы», и «муниципалы», и бизнес. О чем думал, например, бывший глава Исетского района, точно знавший, что сулит ему последнее место в рейтинге муниципальных образований по работе с инвесторами? О чем думали голышмановские власти, недавно пытавшиеся убить бизнес-предпринимателя – инвалида I группы? О чем думают те, в чью сферу ответственности входит вывод на рынок продукции личных подсобных хозяйств, – почему эти колоссальные объемы до сих пор обращаются в замкнутом цикле «что вырастил – то съел, что не съел – то пропало»? О чем думают «акционерные прохиндеи», ищущие бюджетных субсидий только для того, чтобы тут же забрать свою долю, «выйти в кэш» и скрыться из региона, а то и из России? О чем думают те, кто все еще пытается колдовать с землями Тюменского муниципального района, используя передовую технологию «мертвых душ», описанную еще Николаем Васильевичем Гоголем? Еще в Ипатьевской летописи сказано: «Бог, егда хочет показнити человека, отнимает у него ум».
Задачи развития:
Первая. Мобилизация предпринимательской энергии и деловой активности всего тюменского сообщества. «Именно эта энергия способна обнаружить и привести в действие новые источники нашего роста, а значит, нужно как можно скорее расчистить ей путь, убрать те препятствия, которые по недомыслию и лености все еще мешают свободному движению. В следующем Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Тюмень обязана быть в группе лидеров. Для этого требуется: завершить работу по внедрению во всех муниципалитетах единого стандарта инвестклимата; наладить тиражирование лучших практик работы с инвесторами в рамках межмуниципального взаимодействия – в течение 2016 года система «инвестиционного патронажа» должна охватить все муниципалитеты; привести в соответствие со здравым смыслом все регуляторные процедуры на областном и муниципальном уровнях – считаю нужным полностью прекратить выдачу уполномоченными органами власти немотивированных отказов в каких бы то ни было согласованиях; усилить персональную ответственность должностных лиц за принятие неправомерных решений в отношении предпринимателей – думаю, нужно либо внести соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях Тюменской области, либо разработать отдельный региональный закон; еще прочнее привязать объем финансового вознаграждения главы муниципалитета (и не только главы, но и профильных сотрудников) к результатам их работы по созданию качественной бизнес-среды; провести глубокий и жесткий анализ эффективности государственного акционерного участия в бизнес-единицах. Да, есть ситуации, когда оно необходимо, когда иного способа сохранить важный, опорный экономический субъект не существует. Но эти ситуации должны рассматриваться как временные. Бизнесом должен заниматься бизнес, у государства другие задачи, другая миссия. Поручаю департаменту имущественных отношений до конца года представить мне соответствующий обзор, на основании которого будем принимать решения.
Конечно, мы ожидаем встречных шагов, встречной мобилизации и от тюменских деловых кругов».
Вторая задача. Мобилизация конкурентного и инновационного потенциала Тюменской области. «Собственно, конкурентоспособность и инновационность – почти синонимы, если понимать последнюю не в узком, технологическом, а в широком, стратегическом и ментальном смысле. «Инновация отличает лидера от подражателя», – сказал Стив Джобс. А уж он-то знал, что такое конкурентная борьба и как в ней побеждать. Этот потенциал у нас есть, и немалый. Сформированы базовые институты его поддержки – о них все знают, так что можно обойтись без долгого перечисления. Проблема именно в мобилизации потенциала, в том, что действующие институты необходимо встряхнуть и перенастроить. У многих складывается впечатление, что инновационная деятельность ограничивается только стенами технопарка. Но он – лишь часть большой инновационной системы. И в его стенах уже появились неплохие проекты. Но, к сожалению, от них мы еще не получаем кумулятивного, синергетического эффекта. Такого, который ощутила бы вся экономика региона. Почему? Да потому что у нас несовершенен цикл коммерциализации перспективных разработок.
Импортозамещение. Все то, что было очевидно, что лежало на поверхности и не требовало специального напряжения ума, сделано. Естественно, в фокусе внимания оказался нефтегазовый сервис, и это правильно. Однако есть такое чувство, что наш подход к делу импортозамещения порой описывается словами из старого мультфильма: «А давайте продадим что-нибудь ненужное!» Что-нибудь такое самодельное, что уже давно никем не было востребовано, а теперь вдруг кому-нибудь пригодится. Не могу не процитировать одну из справок, представленных мне в процессе подготовки послания: «ООО <...> (ладно, не буду называть, каким) в рамках импортозамещения начат выпуск штуцеров и ниппелей. Пока нет заключенных контрактов по реализации такого вида продукции». Честное слово, так и написано! Так для кого они эти штуцера и ниппеля выпускают?! Реальное импортозамещение происходит тогда, когда мы оперируем не складскими запасами «с раньшего времени», а действительно новыми технологиями. Не надо ждать, что отчаявшийся заказчик когда-нибудь сам приползет: надо агрессивно искать и заполнять освободившиеся рыночные ниши, причем не ограничиваясь традиционной географией нашего сбыта и привычным контингентом потребителей. Возможно ведь, что эти ниши освободились временно, тем важнее занять их, пока не вернулись прежние бенефициары. Реально? Да».
Третья задача: Мобилизация интеллектуального и научного потенциала региона.
«Приведение его к нужному тонусу и развертывание на оперативные цели.Огромный резерв такого рода я вижу в многочисленных корпоративных учебных и научных подразделениях, сосредоточенных в Тюмени. Сибирский учебный центр компании «Шлюмберже», через который за 8 лет прошли 22 тыс. специалистов, в том числе более 6 тыс. иностранцев. Только что открытый компанией «СИБУР» офис НИПИГАЗа, где уже работает 140 человек, а в следующем году их будет 300. Научные центры «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Новатэка».
Тюмень – ворота в глобальный мир
«Тюмень имеет отличные шансы, не отрываясь от своих исторических корней, стать настоящим «глобальным городом», «воротами в глобальный мир», как это называется в современной геоэкономике. Найдутся те, кто скажет: «Ну вот, опять он мечтает». Да мы это уже делаем! Именно для этого мы так вкладываемся в подготовку современных профессиональных кадров. Именно для этого мы определили приоритетные направления нашего технологического развития, среди которых есть и традиционные, и совершенно новые. Именно для этого мы всеми правдами и неправдами завлекаем в Тюмень лучшие научные и экспертные умы. Кстати, спектр используемых методов надо расширять: предлагаю и даже поручаю вузовскому сообществу задуматься о внедрении института «приглашенных профессоров», то есть звезд мировой науки, которые приезжали бы к нам не с разовыми лекциями и мастер-классами, а с целыми интенсивными учебными модулями.
Представьте предложения – поддержку со стороны правительства области, в том числе ресурсную, я гарантирую. Именно для этого, между прочим, мы прилагаем столько усилий к превращению Тюмени в город современный, комфортный, эстетически привлекательный, живущий насыщенной культурной жизнью. «Мозги» нуждаются в соответствующей среде и атмосфере, без этого конкурентную борьбу за них не выиграть. А ведь конкуренция за интеллект сейчас носит наиболее острый характер, он дороже нефти и золота. Научимся побеждать в этой конкуренции – обретем конкурентоспособность и во всех остальных отношениях. Вот что я называю мобилизацией. Предприимчивость, новаторство, интеллект всегда были свойственны тюменцам. Давайте же докажем, что мы их не растеряли. Давайте думать и действовать. Время не ждет».
© Редакция «УралПолит.Ru»