​«Мнение бизнеса предпочли проигнорировать». Как новая редакция терсхемы ТКО на Южном Урале опустошает бюджет и карманы предпринимателей

ТКО Фото: Евгений Поторочин

Новая редакция территориальной схемы по обращению с твердыми коммунальными отходами болезненно отразится на предпринимателях и бюджете Челябинской области. Корректировка базового документа, инициированная региональным Минэкологии, была подвергнута шквальной критике отраслевиков и представителей Министерства тарифного регулирования и энергетики, однако большинство замечаний было отвергнуто. В результате обновленный документ предполагает взрывной рост тарифа на вывоз отходов уже в следующем году, в первую очередь, из-за удлинения транспортных плеч. При этом, если население может рассчитывать на льготные платежи за счет субсидий из региональной казны, то бизнесу придется опустошать собственные карманы. Примечательно, что внедряемый предпринимателями раздельный сбор отходов столкнулся с активным противодействием ведущего регоператора Южного Урала – компании «Центр коммунального сервиса» (ЦКС). О влиянии корректировки территориальной схемы по обращению с ТКО в Челябинской области – в материале УралПолит.Ru.

Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области проинформировало о последствиях изменений в терсхеме по обращению с ТКО. Доработанный проект повлечет рост бюджетных субсидий на ограничение роста платы граждан до 1,89 млрд рублей или на 34% по отношению к предыдущей редакции.

«Изменение схемы потоков и участников рынка в доработанном проекте терсхемы повлекло корректировку плеч транспортирования <…> Учитывая, что данные утвержденной Территориальной схемы используются для целей тарифного регулирования, прошу Вас исключить избыточную нагрузку на потребителей и бюджет Челябинской области и обеспечить утверждение Территориальной схемы в сроки, позволяющие учесть ее показатели при тарифном регулировании на 2023 год», – отражено в многостраничных замечаниях к проекту.

Стоит отметить, что потребителями услуги по вывозу мусора являются как граждане, так и юридические лица. Для населения предусмотрено бюджетное субсидирование. Льготные тарифы устанавливаются в соответствии с ежегодными индексами роста платы. Так как реальная стоимость транспортировки значительно их превышает, разница ложится на казну. Таким образом, в будущем году из бюджета Челябинской области для ее нивелирования придется изъять, как отметили аналитики Минтарифов, почти 2 млрд рублей.

Бизнесу же и вовсе придется оплачивать резко возросшие платежи из собственного кармана, поскольку никакой компенсации для него не предусмотрено. Стоит отметить, что многие предприниматели уже пытаются наладить на своих объектах раздельный сбор отходов и их сортировку, тем более, такие целеустановки неоднократно озвучивались федеральными властями.

При этом в Минэкологии Челябинской области, судя по всему, проблемы не видят. Такие выводы можно сделать, исходя из позиции чиновников.

«Основная цель территориальной схемы – остроение эффективной системы обращения с твердых коммунальных отходов, направленной на увеличение доли обрабатываемых и утилизируемых ТКО и сокращение количества ТКО, направляемых на захоронение в два раза к 2030 году, в соответствии с Указами президента. Ежегодная корректировка необходима для поддержания территориальной схемы в актуальном состоянии с целью корректного расчета баланса обращения с отходами и определения стоимости услуг регионального оператора. В документ внесены фактические данные деятельности региональных операторов в 2021 году, обновлен список мест накопления ТКО по информации органов местного самоуправления, обязанных вести реестр контейнерных площадок», – заявляют чиновники.

Кроме того, в Минэкологии сообщили о планах строительства новых инфраструктурных объектов в зонах деятельности местных регоператоров. Судя по ним, регион должен получить мусоросортировочные комплексы в Сатке и Аше, реконструированный объект в Снежинске, расширение действующего полигона «Спецсервиса» в Кыштыме, а также экопромышленный технопарк в Карабашском кластере в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».

Также чиновники рассчитывают на строительство дополнительных объектов обработки в Челябинском кластере с целью сокращения потоков мусора, идущего на полигон в Полетаево. Дополнительно подчиненные министра Сергея Лихачева указали на ввод нового мусоросортировочного комплекса с полигоном ТКО в Магнитогорске.

Однако уже проведенная оптимизация пока влияет лишь на рост тарифа. При этом наиболее ощутимым он оказался как раз в Магнитогорском кластере. Согласно расчетам отраслевиков, среднее расстояние транспортировки отходов здесь увеличится на 33%. 10% из-за увеличения транспортных плеч рост составит в Челябинском кластере, 6% – в Карабашском. То есть, наиболее крупные территории региона почувствуют на себе влияние корректировок. Неизменным расстояние останется только в Кыштымском кластере, а в Горном даже уменьшится на 2%, но определяющими эти зоны не являются.

При этом, как отмечают отраслевые специалисты, знакомые с расчетами Минэкологии, плечи транспортирования на будущий год чиновники рассчитывали без учета фактической работы регоператоров и присутствующих в регионе мест перегрузки, эксплуатируемых ими.

Отметим и другие нюансы новой редакции терсхемы. В частности, в области предполагается сократить количество контейнерных площадок, причем наиболее ощутимо – более чем на 1,1 тыс. – в Кыштымском кластере. На несколько сотен их меньше станет и в Челябинской зоне. При этом невысокая заполняемость контейнеров – менее 50% - сохранится.

На этом фоне уже в ближайшей перспективе юрлицам придется платить за вывоз отходов значительно больше. Это ясно следует из постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, касающегося Магнитогорского кластера, где услуги регоператора оказывает ООО «Центр коммунального сервиса».

Так, по документу, вступившему в силу с 1 декабря, с начала текущего года потребители услуги платили из расчета 483,92 рубля за кубометр отходов. До 1 января следующего года им придется отдавать уже 776,85 рубля. Такой же предельный тариф будет действовать и в 2023 году. Уточним, это уже второе повышение расценок. С июля предпринимателям в Магнитогорском кластере пришлось отдавать за вывоз ТКО 663,26 рубля, причем связано это было с вводом в эксплуатацию нового мусоросортировочного комплекса компании «Ситиматик», и, как следствие, необходимостью возврата средств инвесторам. Таким образом, всего за полгода размер платы за услугу вырос на 60%.

Стоит отметить, такой сценарий заставил бизнес искать пути снижения финансовой нагрузки. На ввод на производствах раздельного сбора отходов и их сортировки негативно отреагировали в «Центре коммунального сервиса». Более того, из-за сокращения выручки мусорщики даже обращались в прокуратуру. От надзора требовали разобраться, что стало причиной уменьшения объемов потоков твердых коммунальных отходов.

«Насколько знаю от коллег, сейчас регоператор собирает сведения об образовании отходов с предприятий. Некоторым уже намекнули на перевод расчетов по нормативам, а не по факту, а это в несколько раз превышает реально образуемый объем. С нашей точки зрения, это незаконно, и мы, конечно, откажемся от такого перевода. Кроме того, предпринимательское сообщество обращает внимание, что переход на раздельный сбор и сортировку мусора – это не самодеятельность, а федеральные требования, которые мы намерены соблюдать», – высказывают свой взгляд на ситуацию в бизнес-сообществе Магнитогорска.

К слову, в марте текущего года «Центр коммунального сервиса» уже получал предупреждение от регионального УФАС с требованием в течение 30 дней прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке. Речь тогда шла о навязывании невыгодных условий магнитогорскому «Расчетно-кассовому центру». Как уточнили в управлении, в 2021 году ЦКС необоснованно изменил условия договора, в результате чего объем принимаемых отходов увеличился двукратно, а РКЦ понес дополнительные расходы.

Впрочем, судя по всему, чиновники и регоператор не намерены отказываться от изменений в терсхеме. Большинство предложений, внесенных бизнесом и экспертами, были отклонены. При этом заметим, ряд из них касался серьезной экономии средств.

«Объединением общественных инспекторов по охране окружающей среды совместно с заинтересованными организациями Магнитогорска выявлена наиболее оптимальная схема транспортирования потоков ТКО. Осуществлен замер расстояний транспортирования потоков ТКО в Магнитогорске. На основании изложенного, предлагаем 100 тысяч тонн ТКО Магнитогорского городского округа в 2023-2030 годах направить на обработку на объект (МСК) ООО «Спецкомплекс», с последующим захоронением на полигоне ТКО АО «Ситиматик». ТКО Верхнеуральского МР, Кизильского МР, Агаповского МР, Нагайбакского МР, Чесменского МР, Варненского МР, Брединского и Каргалинского МР, а также ТКО Магнитогорского ГО в размере 7 897 тонн направить на обработку и захоронение в АО «Ситиматик». Данное перераспределение является наиболее оптимальным и принесет экономию в размере от 270 до 340 миллионов рублей ежегодно», – указывали аналитики.

Тем не менее, к их мнению в Минэкологии предпочли не прислушиваться. Судя по всему, дальнейшие конфликты вокруг территориальной схемы становятся неизбежны.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий. 

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров