Как челябинцы выберут Алексея Текслера губернатором. И с каким результатом

С точки зрения общественно-политической деятельности у Текслера практически стерильная биография, но это, как показывает практика, не помешает победить на выборах. Как это будет сделано и какие риски нужно учесть врио – в материале «УралПолит.Ru».

В борьбе за кресло губернатора Челябинской области 19 марта 2019 года в 18:15 по московскому времени определился лидер. Фото встречи с Президентом, обрывки диалога на сайте Кремля – и в регионе уже учат биографию нового руководителя. С точки зрения общественно-политической деятельности у него практически стерильная биография, но это, как показывает практика, не помешает победить на выборах. Как это будет сделано и какие риски нужно учесть врио – в материале «УралПолит.Ru».

«Федеральный десант» подготовит регион к Текслеру

Челябинская область вновь управляется временно исполняющим обязанности губернатора, назначенным Владимиром Путиным. После отставки Михаила Юревича жители и местные элиты узнали имя титульного кандидата за восемь месяцев до дня голосования, сейчас – чуть меньше, чем за шесть, и, несмотря на заметные отличия между кандидатами, у их предвыборных стратегий должно быть много общего.

Кампания Дубровского была быстрой и ориентированной на максимально широкую аудиторию, с отсылками к трудовой биографии и удачной цитате со встречи с главой государства. При умеренном уровне известности в регионе ему нужно было сформировать электоральный рейтинг, для этого использовался классический вариант «хождения в народ»: врио губернатора объехал область, проводил встречи с коллективами, был открыт для дискуссий с оппозиционно-настроенными собеседниками – в первую очередь по темам, связанным с экологией.

«Нормальная полевая кампания, довольно посконный месседж – что он «давил и давить будет», мужик от сохи, производственник, директор. Все посылы были очевидны», – вспоминает участник тех выборов, челябинской политтехнолог Алексей Ширинкин. Мероприятие, по его словам, было достаточно скромным и в организационном, и в финансовом смысле.

Результатом той работы стала явка в 42,48% (не предел для региона, рекорд – 66,41% на выборах президента в 2018 году), кандидат Дубровский показал «чеченский» результат, 86,37 %. В Нагайбакской и Увельской ТИК зафиксировали 92,1% и 94,27% голосов в его поддержку, в сумме восемь из 51 одного ТИКов продемонстрировали результат выше 90%.

«У Дубровского кампания была безальтернативной, – вспоминает политолог Сергей Клесун. – Когда губернатора выбирают 90%, это, на мой взгляд, неприличный показатель».

Архитектором кампании Бориса Дубровского был Николай Сандаков, он же контролировал все этапы ее реализации. 5 октября 2018 года он был приговорен судом к 5,5 годам строгого режима, и даже в лучшем случае он сможет выйти на свободу по УДО только к саммитам ШОС и БРИКС летом 2020 года – уже при новом избранном губернаторе.

На Южном Урале достаточно технологов, которые способные провести кампанию Алексея Текслера, но в сложившейся ситуации наиболее вероятна работа с привлечением технологов со стороны.

«Есть резон привлекать и местных, и внешних политтехнологов, – уверен политолог Андрей Колядин. – Местные обычно решают утилитарные задачи обеспечения самих выборов. Внешние решают еще целый ряд задач, согласуются федеральным центром и вместе с руководителем региона разделяют ответственность за потенциальные проблемы. Если они возникают, руководитель всегда может сказать: «мы все с вами пробовали, старались, но результат не столь велик, как хотелось бы» – и федеральный центр согласится с этим. Если же руководитель делает ставку на местных технологов, то федеральный центр говорит – «мы не мешали, никого не навязывали, вы сами избирали себе специалистов, которые вели кампанию и полностью несете ответственность за результаты и перед нами, и перед своими избирателями».

За регионом в любом случае будет закреплена «федеральная» технологическая группа, подтверждает политтехнолог Алексей Швайгерт.

«Администрация президента держит на контроле все губернаторские кампании, начиная от защиты стратегии и заканчивая тактическими ходами и рисунком кампании. При этом обычно идет опора на профильных руководителей – пресс-службу, политического вице-губернатора, людей которые связаны с медиа повесткой, с политической, общественной жизнью региона, взаимодействует с политическими партиями. Другое дело, что нынешняя ситуация такова, что в Челябинской области было несколько игроков, которые брали на себя роль политических менеджеров».

Отказ от взаимодействия с местными политтехнологами в свое время негативно сказался на результатах работы команды Бориса Дубровского, вспоминает Сергей Клесун. В регионе он ждет «варягов»: «Зайдет слаженная профессиональная команда, у которой есть понимание, как проводить выборы такого масштаба и на таких скоростях. Есть надежда, что будут опираться на местных хотя бы в плане территориальной управляемости».

Алексей Ширинкин вспоминает, что в период работы Николая Сандакова в составе штабов по выборам губернатора были в том числе челябинские специалисты, и сейчас в регионе есть технологи, которые готовы работать на губернаторской кампании – в том числе он сам.

Тезисы для «маленького человека»

Борис Дубровский выиграл выборы «на словах» – в период выборов много говорил о «Стратегии-2020» и с этой программой развития нашел поддержку у населения. После к «стратегии» добавилась высокоскоростная магистраль до Екатеринбурга, саммиты ШОС и БРИКС – но ничего из озвученного не было реализовано.

«Москва предложит свои варианты воздействия на избирателей. Будут проекты, которая федерация готова финансировать, яркие персоны, которые готовы приезжать и помогать. Но все равно необходима глубокая социологическая, программная проработка различных электоральных вопросов, чтобы [Алексей Текслер] смог привлечь [сторонников] на свою сторону», – размышляет Алексей Колядин.

Сергей Клесун сравнивает предстоящую кампанию с выборами губернатора Приморья: «Есть ощущение, что кампания будет ресурсной, этому способствуют предстоящие саммиты ШОС и БРИКС. В инфраструктурные проекты будут вливаться деньги, и жители областного центра это оценят, а все остальные территории более-менее и так проголосуют за предложенного кандидата».

Мегапроекты необходимо увести на второй план, поскольку практическая выгода от них непонятна простому человеку, а ставка на них будет ошибкой, подчеркивает Алексей Швайгерт.

«Кампанию нужно строить от личности Текслера, ведь для Южного Урала он, по сути, чистый белый лист бумаги, и на этом листе можно нарисовать любую картинку. Нужно показывать его личные качества, связь с территорией, интенсивность его встреч в самых разных уголках Челябинской области с людьми. В Челябинской области точно соскучились по таким простым вещам, когда руководитель региона заглядывает в самые проблемные, самые отдаленные точки, не чураясь общения с простыми жителями, а не резать красные ленточки, открывая пафосные места, взаимодействуя, в основном, с чиновниками. Нужно спуститься с уровня больших идей и гигантомании, во время кампании сосредоточиться на «маленьком человеке», в гоголевском смысле».

Действия врио губеронатора на Южном Урале могут быть аналогичны работе его коллеги в Башкортостане, где бывший заместитель начальника управления президента РФ по внутренней политике (в октябре 2018 года назначен врио) сделал ставку на работу с населением и регулярно меняет маршрут рабочих поездок, чтобы поговорить с людьми, увидеть реалии региона без «заготовок».

В пользу Алексея Текслера говорит запрос на перемены, уверен Алексей Колядин. В данной ситуации ассоциаций с Борисом Дубровским (которого также в регионе воспринимали человеком, при котором много изменится) не возникнет.

«У нового губернатора есть плюс: он соответствует ожиданиям электората, тому внутреннему чувству, что с появлением нового человека что-то, наконец-то, началось, что-то изменится, начнем жить лучше. Не имеет значения [что так же говорили раньше], никакого значения».

На фоне эйфории от ухода Бориса Дубровского и больших ожиданий от нового человека существуют негативные коннотации. Слабо выглядит тема «челябинских корней», с обсуждения которых началась встреча будущего врио губернатора с Владимиром Путиным. Покинув регион в 16 лет, Алексей Текслер возвращается в 46, потому что «где родился, там и пригодился», там «живут друзья детства», а он «будет стараться» – но стараться все же на новом для себя месте. Против врио играют и личные темы – в телеграм-каналах появились хроники столичной жизни из Instagram его жены. Глава региона с семьей в Москве неизбежно станет объектом для критики – либо перевезет родных во вновь родной Челябинск.

«Уже есть осторожное отношение к этому лицу, потому что он – металлург из Норильска, что, по факту, делает его носителем некой неправильной экологической повестки», – уточняет Алексей Ширинкин.

Все на выборы в один тур

Карьера Бориса Дубровского и его коллег, которые не смогли продлить полномочия на второй срок – до выборов или по их итогам – вернула в повестку очевидную идею о неизбежной необходимости стать (и оставаться) «своим» в регионе. Как результат, в 2019 рекордных результатов, которые возможны при максимальном использовании административного ресурса, добиваться не нужно.

«Не надо путать аппаратные и электоральные кампании, – настаивает Алексей Колядин. – Сейчас федеральный центр требует электоральной кампании. Убеждать людей голосовать за того или иногда кандидата, а не рисовать [уровень поддержки] в итоговом протоколе, потому что сейчас этот фокус не пройдет». Если бы экс-губернатор Южного Урала вел полностью электоральную кампанию, он тоже показал бы другие результаты, уточняет эксперт.

Формат кампании будет зависеть от психотипа врио губернатора, его открытости, готовности идти на риск, уверен Алексей Швайгерт.

«В основном, [кандидаты] идут по пути формирования достаточно скудной конкурентной ситуации: один основной кандидат, еще трое ведут с ним борьбу. В этом формате «кандидат №1» набирает «чеченский» процент, как правило, 75% и выше. Когда добавляется хотя бы еще один кандидат, появляются другие варианты, процент основного кандидата может снизиться».

Любые эксперименты могут закончиться вторым туром, что стало дурным вкусом на прошедших в 2018 году кампаниях и рассматривается как негативный сценарий. Поэтому особых экспериментов, вероятно, не будет.

«Если сделать реально конкурентными, то они могут закончиться вторым туром. Сделать безальтернативными – высокой явки и не будет, – поводит итог Сергей Клесун. – Главное избрать [губернатора] в первом туре, а остальное мелочи. И получить результат выше президентской кампании будет плохо».

Напомним, назначенный президентом Владимиром Путиным врио губернатора Алексей Текслер 20 марта, в первый день работы заявил о намерении участвовать в выборах губернатора Челябинской области. В тот же день о своих амбициях сообщил IT-специалист Виктор Черепнин. Ранее о готовности бороться за голоса южноуральцев говорили лидер движения «СтопГОК» Василий Московец и бывший член облизбиркома Александр Лебедев. Борис Дубровский свое ранее заявление, судя по всему, дезавуировал.

Фотографии с сайта президента РФ и правительства Челябинской области

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях