Российские регионы приступили к разработкам бюджетов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Учитывая новые «коронавирусные реалии» для многих субъектов бюджетный процесс обещает стать не простой задачей. Вместе с экспертами и депутатами УралПолит.Ru разбирался, что готовит грядущий бюджетный процесс простым россиянам в целом и жителям Югры в частности. Подробности – в материале.
Что ждать?
В российских регионах стартовал бюджетный процесс в рамках которого экономисты, финансисты и депутаты определят, как будут жить субъекты последующие три года. В новых «коронавирусных реалиях» некоторые регионы пошли по пути «антикризисных» бюджетов, сократив расходы на инвестиции, капстроительство и другие статьи, – все то, что становится локомотивами роста субъектов. Другой тренд – рост госдолга регионов ввиду высокой закредитованности. Ввиду этого экономистам и финансистам, работающим над бюджетами, а также депутатам дум, принимающим основной финансовый документ на «трехлетку», предстоит далеко не простая работа, считают эксперты.
Как отметил в разговоре с корреспондентом УралПолит.Ru экономический аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев, отвечая на вопрос относительно основных трудностей, с которыми столкнуться регионы при «верстании бюджета», субъекты будут вынуждены отодвинуть финансирование долгосрочных проектов, без ущерба экономике; проектов, которые могут подождать на фоне необходимости поддержать социальные направления.
«Все будет зависеть от того, какая поддержка будет идти от федеральных властей. В основном формирование бюджета происходит за счет поступлений от НДФЛ. Многие сотрудники отправлены в отпуска с минимальным содержанием. Отпадут поступления от НДФЛ, часть дохода налога на прибыль компаний тоже упадет. Но вроде федералы обещали поддержку регионам по социальным программам. Где-то 38,5 млрд рублей. Пока это немного, но в правительстве намекнули, что цифра будет меняться в большую сторону», – пояснил он.
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов, в свою очередь, поделился с корреспондентом УралПолит.Ru мнением, что даже в этих условиях, социальная направленность бюджетов регионов будет соблюдена.
«По причине того, что благодаря ей обеспечиваются, в том числе, субсидии федерального бюджета. Все расходы в бюджете рассчитаны с учетом резервного фонда. Из него будут направлены денежные средства на решение задач. Понятно, что основные расходы, которые будут увеличиваться – это поддержка бизнеса. Зарплатный фонд для бюджетников, расходы на здравоохранение, образование и прочие социальные сферы сохранятся», – пояснил эксперт.
Экономист Константин Селянин в разговоре с корреспондентом УралПолит.Ru сосредоточился на уральской специфике и отметил, что бюджеты регионов УрФО в ближайшее время «продолжат быть дефицитными».
«Депутаты будут думать о том, как уточнять эти бюджеты и работа должна идти в направлении борьбы с коронавирусом – туда надо заложить дополнительные деньги. В том году была некая эйфория, что победили напасть, но она будет с нами еще очень долго. Другое дело у бюджетов регионов практически нет возможности для какого-то маневра. Надо ведь откуда-то забрать, что-то урезать, но и образование и здравоохранение и строительство дорог – очень важные статьи в бюджете. И здесь многие будут надеяться на помощь федерального бюджета. На мой взгляд здесь что-то дополнительно заложат, но от чего-то придется отнять», – поделился мнением эксперт, уточнив, что социальная направленность бюджетов, при этом, будет сохранена.
Югра-2022
Итак, какой же он – бюджет Югры на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов? Доходы бюджета в следующем году, согласно документу, планируются на уровне 251,2 млрд. руб. (в 2023 г. – 259 млрд руб., в 2024 г. - 261,4 млрд. руб.), расходы – на уровне 284,7 млрд. руб. (в 2023 г. - 292,9 млрд. руб., в 2024 г. - 275,8 млрд. руб.). Дефицит бюджета на 2022 год сложился в сумме 33,5 млрд. руб. (в 2023 г. – 33,9 млрд. руб., в 2024 г. - 14,4 млрд. руб.). При этом, доходная и расходная части бюджета еще претерпят изменения – после принятия федерального бюджета, когда будет определен объем федеральных и трансфертов.
Эксперты отмечают, что бюджет Югры на грядущие три года можно охарактеризовать как социально-ориентированный, поскольку госпрограммы округа социально-культурной направленности имеют приоритетное значение – расходы на них составят более 70% от всех остальных. В документе учтена индексация на 4% с 1 января отдельных мер соцподдержки, расходов на питание, приобретение средств реабилитации инвалидов, стипендий (с 1 сентября), оплаты труда бюджетников не подпадающих под действие указов президента Российской Федерации от 2012 года (с 1 октября) и повышения по указным категориям работников в соответствии с целевым значением показателя в прогнозе социально-экономического развития автономного округа, Также учтены положения Послания президента, изменение минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, изменение иных показателей, включая изменение численности контингента, получателей мер соц.поддержки, и отдельных показателей учитываемых в методиках расчета при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Если посмотреть на расходы бюджета в аспекте отраслевых сфер, то на социально-культурную сферу (куда входят сразу шесть программ, среди которых: «Современное здравоохранение», «Развитие образования», «Социальное и демографическое развитие», «Культурное пространство» и «Развитие физической культуры и спорта») в бюджете на следующий год заложено 201,7 млрд руб., что на 10,2 млрд больше, чем в текущем году (в 2023 г. – 199,6 млрд руб., в 2024 г. – 187,8 млрд. руб.).
Так, например, на госпрограмму «Современное здравоохранение» в следующем году заложено 67 млрд. руб. (в 2023 г. – 64 млрд. руб., в 2024 г. – 63 млрд. руб.). При этом, в бюджете также отдельно отмечены расходы на различные объекты здравоохранения. Например, на строительство 24 таких объектов в Югорске, Березовском, Кондинском, Октябрьском, Сургутском, Ханты-Мансйиском и Нефтеюганском районах, Урае и Сургуте (бюро судмедэкспертизы) в 2022 году заложено 2,8 млрд. руб. (в 2023 г. – 2,8 млрд. руб., в 2024 г. – 1,7 млрд руб.). А на строительство и оснащение перинатального центра в Сургуте, который строится в рамках ГЧП, в следующем году выделят 2,3 млрд. Аналогичные суммы заложены и на последующие два года.
На госпрограмму «Развитие образования» в следующем году будет направлено 86,7 млрд руб., в 2023 г. эта сумма увеличится до 88,4 млрд. руб., а в 2024 г. составит 80,0 млрд. руб. В последующие три года планируется строительство школы в Когалыме (на условиях софинансирования из федерального бюджета), а также завершение строительства девяти школ в Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Березовском, Кондинском и Октябрьском районах. Кроме того, на условиях концессий будет построено 10 школ в Сургуте, Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Нягани и Сургутском районе. А в Нефтеюганске, Нижневартовске и Березовском районе построят три детских садика.
А на госпрограмму «Социальное и демографическое развитие» (куда входит поддержка семей с детьми и пенсионеров) в 2022 году заложено 38,3 млрд. руб. (в 2023 г. – 37,9 млрд. руб., в 2024 г. – 36,3 млрд. руб.).
На оплату труда бюджетников в 2022 году будет выделено 90,5 млрд. руб., что на 4 млрд. больше, чем в текущем году. В 2023 и 2024 г. эта сумма ежегодно будет увеличиваться еще на 1 млрд. руб.
Отдельно стоит остановится на расходах на нацпроекты, запланированных в следующем году. Всего, на эти цели в следующем году заложено 33,7 млрд. руб., что на 2,1 млрд. больше, чем в текущем году. Планируется, что в 2023 г. эта сумма будет увеличена до 35,3 млрд. руб., а в 2024 г. составит 28,6 млрд. руб.
Больше всего в бюджете округа в 2022 году заложено на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» (куда в том числе входит расселение аварийного жилья и обеспечение жителей чистой водой) – 9,7 млрд. руб. Следующим «по расходам» стал нацпроект «Демография» (где в числе прочего заложены средства на поддержку семей при рождении детей и поддержка пенсионеров) – 8,4 млрд. руб. Замыкает тройку нацпроектов-лидеров по расходам «Безопасные и качественные дороги» – 5,4 млрд руб. При этом, в 2023 г. эта сумма будет увеличена до 10,2 млрд. руб., а в 2024 г. – до 10,9 млрд. руб. На нацпроект «Образование» на следующий год заложена сумма в размере 6,4 млрд. руб., что почти на 1,5 млрд больше, чем в текущем году. На нацпроект «Здравоохранение» в 2022 году потратят 2,5 млрд. руб., что на 1 млрд больше, чем в этом году.
Отдельно в бюджете отмечены расходы на реализацию Посланий президента. В частности, на госпрограмму «Развитие образования» (куда входит в том числе горячее питание школьников и выплаты за классное руководство, кураторство групп) будет направлено 3,1 млрд руб. ежегодно. На госпрограмму «Социальное и демографическое развитие» (речь идет о ежемесячных выплатах на детей от трех до семи лет и ежемесячных выплатах за рождение третьего ребенка, оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан) заложено 6,2 млрд. руб. (в 2023 г. – 6,3 млрд. руб., в 2024 г. – 6,5 млрд. руб.). На госпрограмму «Культурная среда» (куда входит обновление домов культуры, музеев и центров развития, а также капремонт и переоснащение детских музыкальных школ и школ искусств) в следующем году будет направлено 151,1 млн руб., что меньше чем в текущем году на 65,2 млн руб., зато в 2023 г. заложено сразу 723,8 млн руб., в 2024 г. – 640,1 млн руб.
Отметим также любопытный момент в будущим бюджете округа на ближайшую «трехлетку»: согласно проекту, доходы будут расти на протяжении всех трех лет, а вот расходы будут увеличиваться только в 2022 и 2023 годах, а в 2024 году, наоборот, сократятся. Как пояснила директор Департамента финансов - заместитель губернатора Югры Вера Дюдина, это связано с тем, что ряд программ, на которые заложено финансирование, в округе планируют завершить раньше – например, расселение ветхого и аварийного жилья.
«Если мы имеем рост доходов и предполагаем сокращение расходов, тем самым мы имеем возможность сокращать дефицит бюджета. Автономный округ всегда проводит очень взвешенную долговую политику. Уровень долговой нагрузки в нашем округе – среди самых низших среди субъектов», – отметила Дюдина.
Она также отметила, что на протяжении последних нескольких лет Югра находится в группе регионов с высоким уровнем управления финансами (само ранжирование проводит федеральный Минфин).
«Мы всегда очень трепетно к этому относимся. Соотносим все управленческие решения. В прошлом году продемонстрировали очень хорошие показатели по качеству управления государственным долгом, организации взаимоотношений с муниципалитетами и уровню открытости данных. По последней позиции мы занимаем вторую позицию в Российской Федерации», – пояснила чиновник.
«Достаточно позитивно»
К слову, проект бюджета округа уже прошел депутатские слушания, которые длились три часа. По словам спикера думы Югры Бориса Хохрякова, «прогноз на 2022 год достаточно позитивный».
«Будет увеличена добыча нефти, газа, выработка электроэнергии, валовый внутренний продукт, индекс промышленного производства тоже будет расти. Мы практически на том же уровне сохраним объем вводимого жилья. Основные приоритеты остаются прежние. Они позволяют обеспечить финансовую стабильность автономного округа и бюджетную обеспеченность», – поделился мнением Борис Хохряков.
Депутат окружной думы Оксана Михеева, комментируя бюджет, отметила, что в бюджете сохраняются основные ориентиры и приоритеты налоговой, бюджетной и долговой политики, обеспечивающие сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы округа, достижение национальных целей, направленных на повышение уровня жизни и обеспечение достойного эффективного труда людей.
«Важно, чтобы бюджет на следующие три года остался, как и раньше, социально ориентированным: обеспечил исполнение установленных социальных гарантий, в том числе мер социальной поддержки семьям с детьми и нуждающимся гражданам», – отметила Оксана Михеева.
Депутат Сергей Елишев, комментируя бюджет округа, отметил что бюджетная политика направлена на социальное развитие автономного округа, в рамках которой будут обеспечены доступность услуг образования и здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта. Будет реализовываться социальная политика по поддержке уязвимых слоев населения и повышение качества жизни югорчан, где одним из важнейших является вопрос обеспеченности жильем. По его мнению, социальное значение бюджета является очень важным и многоаспектным, так как охватывает много отраслей и учреждений, обеспечивающих нормальные условия жизни граждан.
«В прошлом году пандемия внесла значительные корректировки во все сферы нашей жизни, начиная со здравоохранения и заканчивая промышленным производством. Поэтому в сложившихся условиях основой стабильного социально-экономического развития автономного округа является восстановление ключевых макроэкономических показателей на докризисный уровень. Сегодня как никогда важно сохранить экономическую устойчивость и стабильность, необходимо не просто помочь, но и усилить меры поддержки социальной сферы, создать условия для сохранения и роста рабочих мест в регионе как в государственном, там и частном секторе. Но самое важное, главный финансовый документ остается социально ориентированным документом. В частности, в 2022 году на 4% предусмотрена индексация отдельных направлений социальной помощи населению, инвалидам и льготным категориям граждан, увеличение стипендиального фонда обучающихся в вузах Югры и фонда оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, не попадающих под действие указов президента Российской Федерации от 2012 года», – поделился мнением депутат Николай Ташланов.
Отметим, что по итогу слушаний депутаты внесли свои предложения в бюджет округа. Например, народные избранники предложили разработать специальные нормы для застройщиков, чтобы при строительстве жилья было предусмотрено также строительство школ и детских садов, а также благоустройство дворов. Также был поднят вопрос выкупа детских садов и школ, построенных в рамках ГЧП, по сбалансированной цене.
«Автономный округ находится в группе лидирующих субъектов Российской Федерации по многим показателям. Предложения, озвученные коллегами в рамках депутатских слушаний, будут направлены в правительство региона. Сегодня можно однозначного говорить, что бюджет останется социально ориентированным и направленным на всестороннее развитие автономного округа», – поделился мнением сенатор от Югры Александр Новьюхов.
© Аркадий Янсон
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Дефицит бюджета Южного Урала в 2022 году составит почти 33 миллиарда
-
Дефицит тюменского бюджета на следующий год составит 1 миллиард
-
Мэрия Челябинска ищет банк для кредитов почти на три миллиарда
-
В Сургутском районе на ремонт дорог потратят 210 миллионов
-
Госдолг Свердловской области в следующем году вырастет до 113 миллиардов
-
Курганский губернатор будет награждать зауральские районы рублем. Главным арбитром стал его зам
-
Правительство увеличит финансирование «Ельцин центра»
-
Челябинские ревизоры проверят расходы мэрии Сосновского района
-
Челябинские ревизоры выявили нарушения в бюджетных тратах почти на 400 миллионов
-
Бюджет Югры на 2021 год увеличен на 6,3 миллиарда
Вы можете поделиться новостью в соцсетях