Исполнительный директор эко-фабрики «Этника» Вадим Титов – о создании своего бренда: «Когда иностранные производители уходят, зайти в торговые сети становится проще»

Вадим Титов Фото: предоставил Вадим Титов

Предприниматели из Ханты-Мансийска Вадим Титов и Николай Андрейченко более четырех лет назад запустили собственное производство сладостей. Особенность продукции в том, что она изготавливается по традиционным рецептам из северных дикоросов. По словам бизнесмена, бренд «Этника» – это продвижение в массы традиций коренных народов севера. О создании собственного бренда, открытии в пандемийный период, влиянии санкций и планах на будущее – в интервью УралПолит.Ru.

Вадим, расскажите, как к вам пришла идея создавать сладости из северных дикоросов? С чего все началось?

– Все началось очень давно, еще в 2015 году. Идеи зарождались параллельно у меня и у моего партнера Николая, примерно в одно и то же время. У меня начался бизнес с оптовой продажи заводского шоколада в магазинах, дальше начали производить свой собственный шоколад и добавлять дикоросы, придавать продукции северный колорит. В 2019 году мы с моим партнером объединились. Он являлся дистрибьютером Томской кондитерской фабрики, и у него зарождалась идея создания собственного цеха по переработки дикоросов в Ханты-Мансийске. Так, собственно говоря, и появилась эко-фабрика «Этника».

Тяжело ли было открывать и развивать производство в пандемийный период? Какие сложности возникали? Как справлялись?

– В то время, когда все закрывались, мы только-только запустились. Нам говорили: «Ребята, вы с ума сошли» [улыбается]. А мы отвечали, что у нас уже другого выхода нет. В декабре 2019 года мы представили свою первую продукцию на выставке «Товары земли Югорской» в Ханты-Мансийске. Нам, на самом деле, было несложно, потому что изначально у нас не было никаких больших обязательств: не было крупного штата, кредитов и долговых обязательств, дорогой аренды. У нас была льготная аренда помещения, предоставленная администрацией города Ханты-Мансийска, оборудование мы частично купили за счет грантовых средств от Департамента промышленности округа. Были, конечно, собственные вложения, но не кредиты. Грубо говоря, у нас в цеху работали я, Николай и еще один сотрудник, так что подъемно это все было. Поэтому этот первый год стал даже нам толчком, потому что всем крупным производствам стало тяжело. Продажи сократились, но не исчезли, магазины искали новые продукты, и тут появились мы.

Как на сегодняшний день изменился ваш бизнес? Насколько все выросло? Сколько человек у вас работает?

– Изначально цех у нас был очень маленький – 100 квадратных метров. Оборудование было сразу автоматизированное куплено: мармеладоотливочная машина, упаковочно-фасовочное оборудование, по изготовлению шоколада оборудование и так далее. Все это в принципе помещалось на 100 квадратных метрах, но очень тесно. У нас не было ни складских помещений, ни отдельной фасовочной. В октябре прошлого года мы переехали в новый цех – 430 квадратных метров. Новое здание было построено для нас с помощью администрации города и передано нам в аренду. Здесь уже полностью оборудованы цеха – отдельно мармеладный, отдельно шоколадный, есть комнаты для персонала, комната отдыха, раздевалки, душевые, санузлы и складские помещения.

На данный момент у нас работает 10 человек. Этот штат у нас растет практически ежемесячно, увеличивается он в зависимости от роста продаж.

Какие виды продукции вы выпускаете? Что больше всего пользуется спросом?

– Мы начинали с шоколада, дальше к нам пришел уже мармелад. Он сразу был в планах, но изначально такой продукт не выпускали. Практически одновременно с шоколадом у нас появилось драже из сосновой шишки, клюквы и кедрового ореха. На данный момент мы производим мармелад, шоколад, драже и шоколадные батончики, но они периодически у нас отсутствует ввиду сложности рецептуры.

Если говорить о спросе, то сейчас мармелад уже сильно перевешивает. Наш шоколад идет уже больше как гастрономический сувенир. Он не дешевый, так как и сырье не дешевое. Мы для производства шоколада используем не африканский какао, а южноамериканский сорт Fino de aroma, а он дорогой. Помимо этого, у нас ремесленный шоколад, то есть идет ручная работа. Также аутентичная упаковка дает возможность продавать продукт как гастрономический сувенир.

Не возникло ли проблем с шоколадной массой и какао-бобами из-за санкций?

– Были проблемы в начале СВО, когда очень сильно подскочил курс доллара и нарушились логистические цепочки. Было очень проблематично купить какао, и мы даже на некоторое время приостанавливали продажи шоколада, драже и батончиков и выпускали только мармелад. Тогда даже сахар было практически невозможно купить: он был, но его производители не продавали нам, потому что запасы были для предприятий, которые производят продукты первой необходимости. Другим они просто не продавали сахар. Но такой период был недолгим, очень быстро все восстановилось, в течение месяца мы начали снова производить шоколад.

Власти ввели много новых мер поддержки бизнеса. Пользовались ли вы какой-то?

– Мы постоянно пользуемся мерами поддержки, не только в течение этого года. Власти на постоянной основе нам помогают. Например, администрация города компенсирует нам затраты на сырье и аренду. Это ощутимая помощь для нас. Также мы постоянно ездим на выставки: в этом году были на «Продэкспо» в Москве. Наши мармеладные мишки получили золотую медаль как лучший продукт. В прошлом году мы были также на «Продэкспо» и WorldFood Мы с выставок всегда привозим клиентов и растем за счет этого.

У вас на сайте сказано, что в своем производстве вы делаете упор на натуральные продукты, северные дикоросы, но тем не менее, насколько производство является импортозависимым? Может быть, иностранное оборудование закупали? Экспортом занимались?

– У нас изначально было отечественное оборудование и чуть-чуть китайского. Мы сейчас купили еще один упаковочно-фасовочный станок, буквально в январе он нам пришел. Он поможет снизить стоимость продукции на 15%. Он совместного, русско-китайского производства. Европейское оборудование мы не использовали.

Насчет экспорта, у нас очень сложный продукт. Сложность заключается в том, что он краткосрочен. Мармелад – это пять месяцев, а шоколад я даже не считаю, на экспорт он не способен. Шоколад – это больше «внутренний» продукт, туристический. Поэтому с экспортом вплотную пока не работаем, есть запросы, конечно, но на них все и заканчивается, потому что 5 месяцев слишком мало для этого.

А видите ли вы в западных санкциях возможность роста для российских предприятий?

– Да, конечно. Очень много продуктов с наших полок в магазинах уходят, но это и к лучшему. Потому что сложность маленькому производителю, такому как мы, зайти в сеть состоит в том, что магазины говорят: «Нет места на полке. Если вас ставить, то надо кого-то убирать». А когда иностранные производители уходят, то полки освобождаются и сети магазинов начинают искать альтернативу у производителей нашей страны. Соответственно, зайти в сети становится уже попроще.

Сотрудничаете ли вы с какими-либо местными ресторанами, кафе? Поступали ли такие предложения? Сотрудничаете ли с торговыми сетями?

– В Тюмени есть ресторан-музей «Чум», он посвящен северной тематике, у них выставлена наша продукция. Здесь в Ханты-Мансийске в гостинице «Олимпийская» наш товар стоит. Можно сказать, что там, где присутствуют туристы, либо есть наш продукт, либо будет в ближайшем будущем [улыбается].

Если говорить о торговых сетях, то у нас 12 апреля стартует продажа нашей продукции в сети «Магнит» по ХМАО и ЯНАО.

Как изменился спрос на вашу продукцию за последний год? Сейчас многие говорят о падении платежеспособности населения. Вы ощутили это?

– Если бы мы были многолетней компанией, у которой есть стабильная клиентская база, тогда мы бы ощущали падение доходов, либо рост доходов населения на своих продажах. Но сейчас мы находимся в стадии роста – мы растем за счет увеличения оптовых клиентов и точек розничной продажи, поэтому нам как-то сильно колебание доходов населения пока не ощущается.

Насколько конкурентен ваш бизнес? Насколько мне известно, сейчас стало появляется больше предприятий, которые занимаются производством продукции из дикоросов. Как к этому относитесь?

– Мы хорошо относимся к конкуренции. Мы со многими даже дружим и сотрудничаем, обмениваемся каким-то сырьем – ягодами, шишками. У нас есть партнеры в Кемерово, есть партнеры в Томске, с которыми мы работаем, причем они наши конкуренты, так как производят подобную продукцию. Конкуренция в принципе – это хорошо для рынка. Это подталкивает делать что-то круче, чем другие. Наша задача – сделать крутой бренд. Мы изначально правильно сделали – вложили идею в свой бренд. Мы продвигаем через продукцию культуру коренных малочисленных народов Севера. Сейчас с конкуренцией можно бороться оригинальным продуктом и сильным брендом. Все – больше никак.

Как у вас выстроена система реализации продукции? Маркетплейсы? На них сейчас многие жалуются – у вас есть к ним вопросы?

– Мы продаем наш товар только оптом, в розницу не продаем вообще. На маркетплейсах Ozon и Wildberries наша продукция есть, она реализуется также через партнеров. Мы на маркетплейсах не стали сами работать, потому что работа с ними очень сложная. Мы изначально зашли туда, начали продавать сами, но поняли, что нужно сильно вникать туда, потому что если просто поставить товар на витрину, то смысла никакого не будет, продаваться это не будет. Нужно работать с продвижением, работать с клиентами, работать с отгрузками постоянно, поэтому мы нашли партнера, который будет этим заниматься.

А насчет проблем, да, они есть. Наш партнер постоянно жалуется [улыбается]. Особенно с Wildberries много проблем. У них не работает техподдержка, дают просто шаблонные ответы. В общем, чем дальше, тем сложнее. С Ozon полегче немножко, но там таких продаж как на Wildberries нет. Я не знаю, к чему это все приведет, как-то ведь все должно упорядочиться. Но скажу честно, денег там пока никто много не зарабатывает: не мы, не наши партнеры.

Поделитесь вашими дальнейшими планами. Может быть, планируете расширять производство или пополнять ассортимент?

Наша задача сейчас не расширять производство, а загружать его. За счет, конечно же, продаж. Фокус сейчас на продвижение того ассортимента, который у нас есть уже. Конечно, есть идея делать конфеты, возможно, в ближайшем будущем из этой идеи что-то вырастет.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров