В ХМАО-Югре вновь разгорается конфликт, связанный с ремонтом и содержанием автодороги Югорск – Советский, выполняющей роль связующего звена между округом и другими регионами России. На протяжении нескольких лет автомобилисты и представители «Общероссийского народного фронта» обращают внимание властей и надзорных органов на плачевное состояние трассы, в строительство которой было инвестировано около миллиарда рублей. Однако, судя по всему, эти вложения себя не оправдывают. Ежегодно на ремонт опасных участков, выбоин, трещин и колейности приходится тратить десятки миллионов рублей, хотя эксплуатационный срок полотна изначально был заявлен на 15 лет. О новых ревизиях общественников скандально известной дороги, а также о других проблемных трассах – в материале УралПолит.Ru.
Эксперты ОНФ провели мониторинг состояния автодороги Югорск – Советский, на протяжении многих лет привлекающей внимание активистов. Как констатировали участники выездной ревизии, левая часть трассы продолжает разрушаться, а мер по ее восстановлению не принимается.
Примечательно, что, как следует из проектной документации (копия находится в распоряжении издания – прим. ред.), планируемый срок эксплуатации дороги составляет 15 лет. Сам проект был разработан еще в 2006 году ООО «Дорнефтегаз» по заказу Ханты-Мансийской региональной дирекции Дорожного департамента ХМАО. Впрочем, строительство трассы началось значительно позже.
Обосновывая необходимость строительства дороги, разработчики, опираясь на просьбы населения, отмечали, что район ее тяготения обладает высоким экономическим потенциалом, в связи с открытием новых месторождений активно развивается нефтедобывающая отрасль, а в качестве преобладающих категорий грузов, которые должны перевозиться по автодороге, назывались промышленные, лесные и торгово-снабженческие. Открытия дороги, однако, пришлось ждать восемь лет с момента разработки проекта.
«В ноябре 2014 года между городами Югорск и Советский открылась новая четырехполосная трасса первой категории с разделительной полосой, общая стоимость работ составила почти миллиард рублей. Расчетный срок службы дорожной одежды (асфальтового покрытия) согласно проекту - 15 лет. Но уже через год гарантийная дорога начала «трещать» вдоль и поперек. Появившиеся продольные и поперечные трещины начали все больше и больше «раскрываться», продольный стык полос движения разошелся, началось шелушение и выкрашивание участков дороги. Во время дождя появились продольные ручьи по полосе наката, что подтверждает наличие колейности», - вспоминают общественники.
Параллельно активисты упоминают, что на развязке перед Югорском проект по каким-то причинам не предусматривал обустройство освещения, а железобетонные конструкции мостов через реки Ух и Картопья стали быстро подвергаться разрушению.
В 2017 году на состояние новой, но стремительно разрушающейся трассы обратили внимание в ОНФ. Тогда была сформирована комиссия с участием представителей общественности, КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог», администрации Советского района, ГИБДД и подрядчиков – ГК «Северавтодор» и ООО «Ремдорстрой».
«Для устранения выявленных дефектов, относящихся как к содержанию автомобильных дорог, так и к гарантийным случаям по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту, подрядным организациям <…> выданы предписания об устранении выявленных дефектов в установленные сроки», - указано в документах той ревизии.
Как отмечают представители ОНФ, оперируя материалами переписки, письмом от 8 сентября 2017 года ООО «Ремдорстрой» уведомил Управление автомобильных дорог ХМАО-Югры об устранении замечаний, но уже в мае 2018 года по результатам новой проверки подрядчику было выдано очередное предписание об обязании выполнить комплекс работ по устранению выявленных замечаний, обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автодороги на основании условий гарантийных обязательств.
На распоряжение ведомства «Ремдорстрой» отреагировал очередными реляциями об устранении недостатков спустя неделю. Кроме того, 8 июня 2018 года тогдашний директор компании Алексей Заложук направил очередное письмо в адрес управления.
«Сообщаем Вам, что комплекс работ по устранению выявленных замечаний и обеспечению безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог, согласно Вашего предписания <…> выполнены в полном объеме и в установленные сроки», - доложил руководитель предприятия.
Тем не менее, коренным образом ситуация на проблемной автодороге не изменилась, что вскоре и выяснилось в ходе новых проверок.
«Каких-либо мер, реально в полном объеме направленных на восстановление и сохранение дорожного покрытия принято не было. «Косметический» ремонт не решает проблему серьезных дефектов, а лишь скрывает их на какое-то время. Об этом в 2018 году было вновь проинформировано Управление автомобильных дорог ХМАО-Югры», - отмечают в ОНФ.
В итоге в октябре того же года управление издало приказ о создании комиссии, в которую, помимо представителей самого ведомства, вошли представители общественности и самого подрядчика. По итогам ее работы был издан акт обследования техническо-эксплуатационного состояния трассы. В документе (копия также находится в распоряжении издания – прим. ред.) вновь было отмечено, что мосты через реки Ух и Картопья разрушаются, приближаясь к аварийному состоянию, продольные и поперечные трещины превышают нормативные значения, а также отсутствуют водоотводные лотки и освещение транспортной развязки перед въездом в Югорск.
Подрядчикам – «Северавтодору» и «Ремдорстрою» - было вновь рекомендовано устранить выявленные нарушения, в том числе, в рамках гарантийных обязательств.
На некоторое время тема ушла в тень, при этом в 2021 году на дороге Югорск – Советский развернулись масштабные работы. Правая полоса трассы была отремонтирована, при этом стоимость работ составила порядка 128 млн рублей. В частности, было произведено фрезерование асфальтобетонного покрытия проезжей части, санация трещин, а также уложен новый слой покрытия (так называемый слой износа). При этом левую часть автодороги эти работы не затронули.
В мае 2023 года представители «Общероссийского народного фронта» снова проинспектировали скандально известный объект. По словам собеседников агентства, состояние левой полосы дороги вызывает серьезные опасения.
«Мониторингом состояния дороги Советский – Югорск в мае 2023 года установлено, что мер, реально и в полном объеме направленных на восстановление и сохранение дорожного покрытия и железобетонных конструкций не принято - левая часть дороги по-прежнему разрушается: продольные и поперечные трещины продолжают все больше и больше «раскрываться», продольный стык полос движения разошелся, продолжается шелушение и выкрашивание участков дороги. Во время дождя появились продольные ручьи по полосе наката, что подтверждает наличие колейности. Ямочный ремонт не решит эти проблемы, уже необходима «переукладка» всего верхнего слоя асфальтобетонного покрытия» - поделился своими оценками с изданием участник ревизии, член регионального штаба «Общероссийского народного фронта» в ХМАО-Югре Александр Ломакин.
Как сообщил УралПолит.Ru активист, к настоящему моменту информация об итогах мониторинга уже направлена новому руководителю Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры Александру Лебедеву (копия документа также есть в распоряжении издания – прим. ред.). Саму же ситуацию представитель ОНФ считает проявлением бесхозяйственности и безответственности.
«Обращение адресовано. Насколько знаю от коллег, о ситуации извещена и прокуратура. С моей точки зрения, это просто недопустимо. Нет ответственности – все делается тяп-ляп. Для этого нужны экономические рычаги. И такие факты есть. Когда строили дорогу от Советского до Ханты-Мансийска, выявили, что уложили не те слои, и уже на этой стадии выдали предписание и заставили срезать несколько километров. Так и должно быть. Есть меры принуждения, в том числе и судебные», - уверен Александр Ломакин.
В свою очередь, региональный штаб ОНФ в Югре в ролике в своем телеграм-канале подтверждает обращение в прокуратуру и задается вопросом эффективности бюджетных трат.
«И зачем нам столь дорогие проекты, если все равно каждый год ремонтировать. Чьи интересы обслуживает бюджет? Когда прикроется «бездонная яма» дороги за миллиард? Мы направили обращение в прокуратуру с просьбой дать оценку действий профильного департамента, и в дорожный департамент Югры с требованием восстановить полотно в нормативное состояние, таким образом, чтобы как минимум пять лет дорога не требовала новых денег», - заявили в «Народном фронте».
Стоит отметить, что это далеко не единственная трасса на территории региона, вызывающая серьезные вопросы у населения и активистов. Так, к числу проблемных относится и межмуниципальная автодорога, соединяющая Урай и Советский. Объект обслуживается подразделениями «ЛУКОЙЛа», однако фактически используется жителями региона. Летом минувшего года в ходе выездного обследования на ней также были обнаружены серьезные нарушения. Среди прочего, общественники зафиксировали перепады высот на стыках, утопление плит, нарушение целостности полотна и оголение арматуры, что создает смертельные риски для автомобилистов.
При этом собеседники издания отмечают, что выглядит «предельно странным», что одни из опорных городов крупнейшей нефтяной компании фактически остается без комфортного выхода на основную дорожную сеть.
Ранее издание подробно рассказывало и еще об одной региональной трассе, связывающей Октябрьский и Советский районы ХМАО – Унъюган – Коммунистический. В трассу протяженностью 45,2 километра в свое время было вложено более 4,8 млрд рублей в рамках программы «Сотрудничество», но вскоре на ней появились поперечные и продольные трещины шириной до нескольких сантиметров. В Управлении автомобильных дорог, как обычно, пообещали сформировать комиссию и заставить подрядчиков устранять брак.
«Создается ощущение, что для местных чиновников, дорожников и их подрядчиков установки федерального центра и президента Владимира Путина о создании безопасных и качественных автодорог – пустой звук. По официальной статистике, в округе порядка 80% трасс полностью соответствуют требованиям качества, но по факту это серьезно расходится с реальностью», - констатируют собеседники агентства.
УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.
Автор: Александр Филиппов
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
-
На капремонт трассы Екатеринбург - Тюмень направят почти 4 миллиарда
-
В Тюмени на строительство дорожной развязки выделили 240 миллионов
-
В центре Тюмени построят новые дороги за 66,8 миллионов
-
Третий уровень развязки Мельникайте – Дружбы откроют в Тюмени к концу 2024 году
-
На обслуживание дорог Кургана потратят сотни миллионов
-
В Зауралье на ремонт дорог выделят более миллиарда
-
На Ямале построят автодорогу до горнолыжного курорта за 11 миллиардов
-
Путин пообещал продлить трассу Москва – Казань до Тюмени
-
Свердловские власти передумали отдавать ЕКАД в концессию
-
Путин открыл отремонтированный участок трассы Екатеринбург – Тюмень
-
Екатеринбург получил 700 миллионов на дороги в Академическом
-
В Зауралье нашли подрядчика для строительства дороги за 657 миллионов
-
Многокилометровые пробки сковали Челябинск
Вы можете поделиться новостью в соцсетях