«Дорогу нужно полностью переделывать». Почему югорская трасса за 5 миллиардов за год покрылась трещинами

Дорога Фото: Евгений Поторочин

​Прокуратура ХМАО-Югры начала проверку информации о появлении трещин на участке автомобильной дороги Унъюган – Коммунистический, связывающей Октябрьский и Советский районы. Ранее видео с появившимися на трассе стоимостью более 4,8 миллиардов рублей дефектами было обнародовано в нескольких региональных пабликах. На трассе уже ограничили скоростной режим, а в профильном департаменте пообещали в скором времени разобраться в инциденте. А для общественников трещины на дороге, с помпой открытой в конце 2019 года, стали новым поводом напомнить и о других нарушениях, с их точки зрения, допущенных при строительстве. О ситуации вокруг объекта, построенного в рамках программы «Сотрудничество», в материале УралПолит.Ru.

Дорога протяженностью 45,2 километра, соединившая два поселка, была торжественно открыта полтора года назад. Деньги на ее строительство были выделены в рамках государственной программы «Сотрудничество», в которой участвуют Тюменская область, ХМАО-Югра и ЯНАО. В роли заказчиков выступило ГКУ Тюменской области «Управление автомобильных дорог», а непосредственные работы по строительству взяла на себя федеральная компания «Автобан», подконтрольная депутату думы Югры Алексею Андрееву. Проектную документацию разработало ООО «Дорнефтегаз» из Екатеринбурга, а дополнительные работы по планировке и межеванию осуществила еще одна фирма из столицы Урала – «Лесинфорг».

Целью создания трассы являлось улучшение транспортного сообщения между муниципалитетами левобережья Оби на территории ХМАО. Было заявлено, что двухполосная дорога с пропускной способностью до 100 тыс. машин в сутки способна благотворно повлиять на развитие трудовой миграции населения традиционно депрессивных территорий.

«Объекта с нетерпением ждали. Это мощный импульс для дальнейшего социально-экономического развития территории. Сегодня мы еще раз убедились, что цели и задачи, поставленные президентом нашей страны, направленные на повышение качества жизни жителей, реализуются в Югре на высоком уровне», – заявляла на церемонии открытия дороги глава Октябрьского района Анна Куташова.

Стоит отметить, что в период строительства местные активисты, в том числе, эксперты ОНФ, пытались поднять тему вреда, который новая дорога способна нанести экосистеме государственного природного заповедника «Малая Сосьва». На это, в частности, обращали внимание представители «Гринпис» и нескольких изданий экологической направленности. Впрочем, тогда эти суждения не привели ни к остановке, ни к пересмотру проекта.

Однако спустя год после открытия трассы общественники стали обращать внимание на трещины, появившиеся на асфальтовом покрытии. В прошлом году эти сообщения не нашли серьезного отклика, а участок был отремонтирован. Но в начале апреля 2021-го видео дефектов вызвало широкий резонанс.

В ролике, снятом бывшим депутатом думы Югорска, а ныне находящимся в оппозиции властям округа активистом Антоном Пантиным, можно увидеть многометровые и достаточно глубокие трещины шириной до нескольких сантиметров. Преимущественно они идут посередине трассы, но иногда пересекают ее и поперек.

Общественник отметил, что в августе прошлого года директор Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО Константин Гребешок заверял, что дорога находится на гарантии и ремонт сделают бесплатно до конца сезона. Но даже если допустить, что ремонт был проведен качественно, с наступлением первых плюсовых температур дорога вновь «поплыла».

«Прошло полгода. Весна 2021 и дороге пришел конец. Ее бессмысленно ремонтировать дальше, этот участок, как и другие, необходимо полностью переделывать. Такое ощущение, что мы живем в сейсмологически активной местности, и недавно было землетрясение в 9 баллов, именно поэтому пострадал асфальт и восстановлению не подлежит, иначе как объяснить такой большой порыв?» – высказал собственное суждение Антон Пантин.

По его мнению, трещина с повышением температуры воздуха может увеличиваться и далее, а участок необходимо перекрывать из соображений безопасности. Нежелание властей оперативно реагировать на появление серьезных дефектов активист склонен объяснять «дружественными отношениями» Алексея Андреева с губернатором округа Натальей Комаровой, а также ее заместителем, бывшим своим подчиненным Алексеем Шипиловым. Упоминает Пантин и брошенный рядом с трассой лес, так и не вывезенный на переработку или полигоны.

Глава Департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО Константин Гребешок в беседе с УралПолит.Ru сообщил, что меры по выявлению причин новых трещин уже предпринимаются.

«Управление автомобильных дорог сформировало комиссию из своих специалистов и представителей эксплуатирующей организации («Северавтодор» – прим. ред.). Сигнал уже отработан. Трещины на самом деле обнаружены были раньше, сейчас они раскрылись. Буквально накануне провели комплекс временных восстановительных мероприятий, ввели ограничения по скорости. У подрядчика есть гарантийные обязательства. Будем разбираться, в чем все же причина, и по гарантии восстанавливать покрытие», – рассказал изданию руководитель ведомства.

По словам Константина Гребешка, к изучению причин появления серьезных дефектов будут также привлечены представители проектных организаций и «Автобана». При этом, как отметил собеседник издания, проект проходил государственную экспертизу, а значит, и ее представители примут участие в расследовании. Участок находится под постоянным мониторингом с января, когда на дороге впервые были зафиксированы волосяные трещины. Глава департамента также поблагодарил активистов за поступившие сигналы.

В самом «Автобане» и подрядчике стройки – ОАО «Ханты-Мансийскдорострой» – также уже обозначили свою позицию относительно причин появления серьезных дефектов покрытия. Как сообщил генеральный директор ХМДС Константин Чертков, в 2020 году компания проводила ремонт трассы в рамках гарантийных обязательств, но повторное появление трещин говорит о системном характере нарушения покрытия.

«То есть, причина не в качестве дорожной одежды, где-то закралась ошибка в изначальном проектировочном решении. Нельзя забывать, что проектирование дорог в северных регионах – очень сложная задача. Заболоченные, льдисто-мерзлые и вечномерзлые грунты структурно крайне неустойчивы, они требуют индивидуального подхода и самых тщательных инженерных проработок. Малейшая ошибка чревата тем, что после оттаивания таких грунтов деформируется земляное полотно, а это приводит как к трещинам, так и к просадкам дорожного покрытия», – пояснили в компании.

На ближайшее время запланировано техническое совещание, в котором примут участие представители ХМДС, ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» и проектной организации, в рамках которого будет утвержден комплекс мероприятий для выявления причин дефекта, определено предварительное техзадание для проработки решений по устранению проблемы, а также разграничены зоны ответственности.

Стоит также отметить, что в профильном сообществе высказывают предположения, что дорога могла быть построена на участке с глинистыми или болотистыми почвами, что, возможно, не было учтено проектировщиками. В результате эксплуатации дороги вкупе с повышением температуры воздуха они могли «поплыть».

Также добавим, что работы по выполнению инженерных изысканий и разработке проектной документации на строительство автодороги Коммунистический – Уньюган по контракту стоимостью около 13,8 млн еще в 2010-2012 годах выполняло ООО «Дорнефтегаз» из Екатеринбурга. А уже на финишном этапе строительства еще одна екатеринбургская фирма – «Лесинфорг» – за 248 тыс. рублей провела работы по разработке проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Строительство автомобильной дороги пгт. Коммунистический - п.Унъюган (корректировка)».

«Мы корректировали не сам проект на строительство, а документацию по планировке территории. Это касается прав на земельные и лесные участки. Там дорога проходит рядом с заповедником «Малая Сосьва». На его территорию она не заходит», – рассказал изданию директор «Лесинфорга» Андрей Сухарев.

К слову, иного мнения придерживаются представители общественности. Так, эксперт ОНФ Александр Ломакин полагает, что трасса может оказать негативное влияние на состояние животного мира особо охраняемой территории. Кроме того, собеседник агентства высказывает собственное мнение, что выделять 4,8 млрд рублей на соединение транспортным сообщением Унъюган (чуть более 4 тыс. жителей) и Коммунистический (менее 2 тыс.) не является экономически целесообразным.

«Дорога IV категории легла между двумя, по сути, деревнями. Она значилась в планах программы по развитию дорожной сети округа. Сначала ждали частного инвестора, но потом сняли около пяти миллиардов с межрегиональной дороги Куминский – Тюмень. По плану должны были строить пять лет, но освоили за три года. Возможно, ускоренный режим работ тоже сыграл роль. Но, скорее, тут комплекс причин, которые могли в итоге повлиять на проявление дефектов», – полагает Александр Ломакин.

Эксперт ОНФ также указывает, что трасса, по его данным, затронула на протяжении нескольких километров охранную зону федерального заповедника, где обитает более 20 краснокнижных видов животных и птиц, включая стерхов, западносибирских бобров и черных журавлей. По сути, на территории резервата ранее была минимизирована какая-либо хозяйственная деятельность, а над ней ограничен пролет воздушных судов. Близость дороги, по мнению общественника, способно негативно повлиять на экосферу «Малой Сосьвы» и рек Унъюган и Емъюган. Возросла и доступность заповедника, и «отрицательное воздействие будет накапливаться».

Как бы то ни было, инцидент с появлением трещин на трассе будет иметь продолжение. Как сообщили в прокуратуре ХМАО, в рамках начавшейся проверки будет дана оценка соблюдению требований законодательства при строительстве и эксплуатации автодороги, в том числе, исполнению гарантийных обязательств. Не исключено, что у «Автобана» и «Ханты-Мансийскдорстроя» возникнут и собственные вопросы к проектировщикам.

Пока же, общественники, поднявшие вопрос безопасности, планируют вести собственный мониторинг разрушающихся участков. В ближайшие дни активисты рассчитывают совершить очередной рейд по трассе.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.

Автор: Александр Филиппов


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.