«Схема проста». Как в Югре уходят от ответственности организаторы свалок токсичных отходов

Мусор Фото: Евгений Поторочин

Об истории появления одной из наиболее крупных свалок отходов бурения, судебных разбирательствах и нежелании судебных приставов разыскивать виновных – в материале УралПолит.Ru.

Ущерб окружающей среде ХМАО-Югры, оцененный судом в сумму около 3,5 млрд рублей, по всей вероятности, так и не будет возмещен. Ликвидировать сотни тысяч кубометров высокотоксичного бурового шлама и продуктов его переработки, накопленного за полтора десятилетия в районе куста №202 Приобского месторождения рядом коммерческих фирм, судя по всему, придется за счет бюджета. По крайней мере, такие предположения высказывают собеседники издания в экологическом сообществе округа. Об истории появления одной из наиболее крупных свалок отходов бурения, судебных разбирательствах и нежелании судебных приставов разыскивать виновных – в материале УралПолит.Ru.

Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы в конце минувшего года вынес постановление по иску Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора к компании «Росэкопромпереработка», которое связывают с предпринимателями Салаватом Шакировым и Юрием Элем. По решению, вступившему в законную силу, фирма должна возместить в бюджет ущерб окружающей среде на сумму более 3,4 млрд рублей.

Стоит отметить, что история образования гигантской свалки буровых отходов уходит корнями еще в середину 2000-х годов и связана с несколькими последовательно сменявшими друг друга в качестве арендаторов и эксплуатантов площадки компаниями. Помимо «Росэкопромпереработки», это ЗАО «Росэкопром» и ООО «Природа». В 2005 году земельные участки общей площадью 2,4 гектара в районе 202-го куста были переданы по договору с Департаментом государственной собственности ХМАО «Росэкопрому» для строительства технологической линии. Спустя два года эта территория, а также еще один участок площадью семь гектаров по договору переуступки прав оказались в ведении ЗАО «Росэкопромпереработка».

Предполагалось, что здесь будет возведен объект, обозначенный в документах как «Расширение «Технологическая линия по изготовлению керамического кирпича с использованием отходов бурения на Приобском месторождении, район куста 202 – «Стоянка технологического транспорта». В 2008 году «Росэкопромпереработка» по дополнительному соглашению обязанности подрядчика по взаимоотношениям с нефтяниками, касающимся переработки и обезвреживания высокотоксичных шламов, передала ООО «Природа».

Тем не менее, производство кирпича на площадке так и не было налажено, а в 2010 году экологическое сообщество автономии впервые заговорило о масштабных грубых нарушениях законодательства. В ходе мониторинга «зеленых» выяснилось, что территория загрязнена буровыми отходами, при этом объемы захоронений уже тогда составляли сотни тысяч кубометров. Последовал ряд проверок, итоги которых, впрочем, не произвели впечатления на коммерсантов. Росприроднадзор тогда ограничился административными взысканиями, а ситуация была искусственно заморожена.

Между тем, как в дальнейшем было установлено и отражено в материалах судебных разбирательств, ООО «Природа» складировало буровые отходы и продукты его переработки в единые штабели на открытых площадках, не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветра, а сама технологическая линия лишь имитировала заявленное производство. «Природа» фактически вела не обжиг, а сушку шлама, впоследствии размещаемого на участках. Вина «Росэкопромпереработки», в свою очередь, выразилась в непринятии мер для соблюдения лицензионных требований. Стоит отметить, что к самим нефтяникам ни надзоры, ни суд претензий не имели, указав, что по договорам между заказчиком и исполнителем ответственность за размещение, хранение, перемещение буровых отходов, а также хранение, размещение, перемещение продуктов переработки последний берет на себя.

Однако, при всей очевидности совершенных нарушений, привлечение виновных к ответственности растянулось на долгие годы. Все это время шламы и продукты их переработки продолжали отравлять окружающую среду округа. Ни решения судов, ни требования прокуроров и представителей Росприроднадзора не смогли заставить предпринимателей приступить к рекультивации земельных участков.

«Решением Тверского районного суда Москвы от 1.04.2011 года удовлетворены требования прокурора к ЗАО «Росэкопромпереработка» и ООО «Природа» об обязании в срок до 1.11.2011 года ликвидировать места несанкционированного размещения отходов в виде бурового шлама, отработанных автомобильных покрышек, металлолома, фрагментов кузовов и ходовой части грузовых машин и экскаватора со следами значительной коррозии; в срок до 1.04.2012 года очистить территорию вышеуказанных земельных участков от бурового шлама и продукции, получаемой в результате его переработки», – следует из официального ответа Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Олега Мавлютова на запрос экологической организации «Зеленый фронт».

Как и следовало ожидать, требования «Росэкомпромпереработка» и «Природа» проигнорировали. В апреле 2013 года в отношении компаний были возбуждены исполнительные производства, которые только спустя два с лишним года, в июне 2015 года, были переданы в специализированный отдел судебных приставов по важным исполнительным производствам УФССП по ХМАО-Югре. Такая «оперативность» позволила уйти от ответственности подрядчику. В октябре 2015 года производство в отношении ООО «Природа» было окончено в связи с ликвидацией общества.

Нежелание судебных приставов добиваться исполнения судебных решений и разыскивать руководство «мутных контор», которое, по словам собеседников издания в правоохранительных структурах, «на тот момент не особо и скрывалось», не осталось без внимания прокуроров. Как отметил Олег Мавлютов, природоохранное ведомство неоднократно проводило проверки в отношении сотрудников СОСП по ВИП Югры, раз за разом выявляя нарушения.

Руководителю регионального подразделения Службы судебных приставов направлялись представления, которые удовлетворялись, но за годы очисткой территории от сотен тысяч кубов ядовитых отходов так никто и не занялся. Стоит добавить, что договоры аренды земельных участков с коммерсантами чиновники до сих пор не расторгнуты, хотя платы за пользование территории никто не вносит долгие годы.

И если «Природа» и целый ряд других предприятий, которые принято связывать с деятельностью Салавата Шакирова и его окружения, давно ликвидированы, «Росэкопромпереработка» существует и поныне, хотя и не ведет деятельности в автономном округе, по крайней мере, официальной.

Возглавляет предприятие, зарегистрированное в Москве, ныне Андрей Ромега. Судя по всему, руководит конторой он номинально, поскольку никакой финансовой отчетности фирма, специализирующаяся на операциях с отходами, в 2019 году в ФНС не представляла. Кроме того, в настоящее время за «Росэкопромпереработкой» числится, не считая определенного судом ущерба, еще и 250 тыс. рублей «свежей» задолженности по исполнительным производствам.

Тем не менее, экозащитникам и прокурорам пришлось столкнуться и с противодействием, когда ситуация на Приобском месторождении стала получать отчетливые уголовные перспективы. Надолго затянулись и экспертизы, целью которых было установить, к какому классу относятся отходы, размещенные в районе 202-го куста, а также рассчитать причиненный природе ущерб. Примечательно, что к июлю 2020 года ответы на эти вопросы так и не были даны в полном объеме, и только к ноябрю, после новых изысканий, появилась возможность определить сумму для возмещения. В итоге уголовное дело же начало принимать реальные очертания для коммерсантов только сейчас.

«По факту неисполнения руководителем АО «Росэкопромпереработка» решения Тверского районного суда Москвы от 1.04.2011 года ОСП по Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району 23.11.2020 года вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ («Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» – Прим. ред.). 28.12.2020 года Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой указанные постановления отменены, материалы направлены в ОСП для проведения дополнительных проверок», – следует из документа, находящегося в распоряжении УралПолит.Ru.

В настоящее время ревизии еще не завершены, а проводить их судебные приставы вынуждены под контролем сотрудников прокуратуры.

Между тем, экологи, как федеральные, так и работающие исключительно на территории регионов Большой Тюмени, неоднократно высказывали опасения, что шламовые отходы могли завозиться на площадку и намного позже появления в публичной плоскости информации о нелегальном хранилище. Однако в прокуратуре и Росприроднадзоре эти данные не подтверждают.

«В октябре 2020 года по поручению природоохранной прокуратуры специалистами Северо-Уральского межрегионального управления проведено обследование куста №202 Приобского месторождения нефти ХМАО-Югры, по результатам которого установлены шламовые накопления, покрытые растительностью, фактов размещения новых отходов не выявлено», – сообщил Олег Мавлютов.

Пока прокуроры пытаются заставить неторопливых подчиненных Елены Ловандо «раскопать» уголовное дело среди сотен тысяч кубометров токсичных отходов, собеседники издания в экосообществе и вовсе высказывают предположения о возможных коррупционных связях некоторых сотрудников с недобросовестными коммерсантами.

«Я бы не согласился с утверждениями, что сейчас якобы не с кого спрашивать. Есть с кого, и люди эти не исчезли. Просто сами приставы, по сути, не работают. И пример с 202-м кустом Приобского месторождения не единичен. Достаточно вспомнить другую «красную» точку на карте Югры – Мыхпайское месторождение. Там тоже 10 лет не исполнялось решение суда. Мы считаем, что здесь вполне можно говорить о коррупционном факторе, предполагать, что представители компаний вступают в сговор с приставами, и все затягивается на годы», – говорит руководитель общественной организации «Экологическая безопасность Югры» Анатолий Криста.

Представитель «зеленых» ХМАО рассказал, среди прочего, о вопиющем случае, когда при расследовании дела о нелегальном шламохранилище на Мыхпае исполнительный лист ушел в Москву, где пристав его попросту уничтожил, после чего уволился. Лист пришлось восстанавливать на протяжении нескольких лет.

Коллеги Анатолия Криста согласны в оценках работы госслужбы, указывая, что такой стиль работы «получил особую популярность во времена, когда управление возглавлял предшественник Елены Ловандо Олег Адольф».

«Схема проста. Пристав максимально затягивает дело. Время идет, фирма исчезает, говорят, что по адресу никого нет, и возместить ущерб некому. В крайнем случае, под давлением прокуроров и общественности назначают взыскание, выговор какой-нибудь. Потом его, конечно, снимают, и все идет по кругу. А оплачивать рекультивацию, видимо, придется из бюджета, к слову, сейчас дефицитного, то есть, за счет нас с вами», – заключают «зеленые».

Так или иначе, уже в ближайшее время станет известно о результатах новых проверок ОСП по Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району. Не исключено, что уголовное дело позволит поименно назвать всех виновных в организации гигантской свалки высокотоксичных отходов на территории Югры. Однако, будет ли возмещен ущерб на сумму около 3,5 млрд рублей, неизвестно.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров