Начиная работу, политик планировал «этап за этапом зачищать хаос и бардак, царящие в важнейших отраслях и сферах». Насколько удается воплощать в жизнь губернаторские планы – в материале УралПолит.Ru.
Губернатор Вадим Шумков отмечает первую годовщину в статусе губернатора Курганской области. Этот год прошел под знаком неоднократных повторов тезисов, озвученных еще во время избирательной кампании. Тогда глава Зауралья констатировал, что принял депрессивный регион с «критическим грузом проблем, накопленных за 30 лет», а спустя несколько месяцев дополнил их ставшим крылатым высказыванием, что «в Курганской области воровать больше нечего». Начиная работу, политик планировал «этап за этапом зачищать хаос и бардак, царящие в важнейших отраслях и сферах». Насколько удается воплощать в жизнь губернаторские планы – в материале УралПолит.Ru.
Вадим Шумков занял высший должностной пост региона по итогам голосования 8 сентября 2019 года с более чем весомыми 80,86% голосов. По мнению ряда представителей политологического сообщества, на настроения избирателей тогда оказали влияние демонстративное стремление обозначать многочисленные проблемы региона и усталость населения от «анабиозного состояния», в которое Зауралье погружалось при его предшественниках. Позитивно воспринимались и высказывания Шумкова о желании работать по 24 часа в сутки семь дней в неделю и обозначаемое желание «разогнать целые семейные кланы во властных структурах», что фактически являлось анонсом больших перемен. Однако пока, если верить официальной статистике, этого не произошло.
По наблюдениям ряда собеседников издания, губернатор испытывает серьезные сложности с формированием компетентной команды, не смог замедлить отток населения и реанимировать умирающее производство, а также урегулировать отношения с частью бизнес-элит.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России на октябрь 2018 года в Зауралье их было 22 тыс. 727, в том числе 7 тыс. 844 юрлица и 14 тыс. 883 индивидуальных предпринимателя. На текущий момент в Курганской области осталось 20 тыс. 778 субъектов МСП, в том числе 6 тыс. 759 компаний и 14 тыс. 19 ИП.
Серьезно сокращается и население. Если в 2018 году в регионе проживало более 845,5 тыс. жителей, то к 2020 осталось лишь чуть более 827 тыс. При этом население не только уезжает из региона, но и вымирает в буквальном смысле. По итогам первого полугодия 2020 года смертность превысила рождаемость в 1,7 раза, составив 14,9 человек на тысячу населения.
Схожая картина наблюдается в большинстве других ключевых сфер жизни. Так, по данным Свердловскстата, индекс промышленного производства в августе 2019 года составил только 97,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а уровень безработицы достиг рекордных в УрФО 8,3%. На стабильно высоком уровне держится и численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, а официальный рост заработной платы нивелируется всеобщим ростом цен. Провалы фиксируются и в таких актуальных и болезненных вопросах, как, к примеру, расселение аварийного жилья или здравоохранение.
При этом ссылки на пандемию коронавируса в контексте беспрерывного ухудшения ситуации не выглядят бесспорным аргументом, поскольку Зауралье она затронула в заметно меньшей степени, чем ту же Свердловскую область или Югру.
Впрочем, в политологическом сообществе Вадима Шумкова считают во многом заложником обстоятельств. Ключевой проблемой для губернатора является ограниченность ресурсов и недостаток рычагов влияния.
«Курганская область, в основном сельскохозяйственная, находится в очень тяжелой ситуации. Она была таковой и до COVID-19. Выскажу несколько парадоксальную мысль: то, что Шумков сумел до сих пор удержать всю эту систему в каком-то балансе, безусловно, его успех. То, что этот баланс так и не получил какого-либо развития – его поражение. Виноват ли он – вопрос. От региональных руководителей зависит многое, но не все. Что он может? Увеличить производство сельхозпродукции? Но у нас на экспорт идет только зерно. Внутреннее потребление невелико, и население небогатое. Начать промышленную революцию не на что. Да и незачем. Что может предложить Зауралье? Испортить хорошую землю и построить завод, который будет выпускать детали для автомобилей, которые с успехом делают в Тольятти или Ульяновске?» – размышляет генеральный директор столичного Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Отсутствие внятного вектора стратегического развития не позволяет, по мнению аналитика, дать благоприятный прогноз. Соответственно, это обстоятельство предельно ограничивает шансы на получение инвестиций.
«Сложно представить такой проект, под который инвестор, безусловно, даст деньги. Думаю, там еще не все окончательно умерло, но лишь по той причине, что это сельхозрегион, а у них есть предел падения. Пока он способен как-то себя прокормить, он не умрет. Но и взлета не видно», – добавляет собеседник издания.
Его уральский коллега, руководитель Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин в беседе с изданием постарался определить «пять побед и пять поражений губернатора Курганской области».
«Безусловно, в плюс Шумкову можно поставить правильную расстановку акцентов управления регионом. Мне кажется, это очень важно с учетом недостатка ресурсов и слабой экономической базы, а также неразвитостью кадровой структуры. Из стратегии поведения вытекает другой важный момент – при всех объективных трудностях перезагрузка произведена. Выборы показали, что команда губернатора политическую ситуацию контролирует. Пусть очень небольшие, но есть сдвиги в плане экономической реформы. Кроме того, если говорить именно о региональных элитах, то нет полюсного противостояния, – это тоже плюс. Они в целом приняли губернатора, и даже являются его союзниками. Имею в виду промышленника Сергея Муратова. То есть, Шумкову удалось привлечь на себя руководителей крупных предприятий, того же Александра Ильтякова», – говорит политолог.
Кроме того, Анатолий Гагарин выделяет ставку на развитие технопарков, которые, по его мнению, способны реанимировать экономическое развитие региона. Впрочем, эффект от них будет прослеживаться в отложенной перспективе, приблизительно пяти лет.
«Это работа вдолгую, эффекта от нее сразу не будет. Полагаю, что можно было бы обратиться за поддержкой к соседям, в ту же Свердловскую область, ОЭЗ «Титановая долина». У нее сейчас заключен договор о сотрудничестве с Орловской областью, почему бы не сотрудничать в рамках кластера внутри УрФО», – полагает эксперт.
Однако, наряду с позитивными оценками, аналитик не обходит вниманием и минусы «времени Шумкова». Судя по всему, их не меньше, чем плюсов.
«Конечно, это низкие темпы, в первую очередь. Кроме того, это давно тлеющий конфликт с представителями рынка энергоресурсов. Там давно, считаю, нужно выходить в режим диалога и садиться за стол переговоров. Возможно, там нужны медиаторы, своего рода третейские судьи, поскольку ситуация не расшивается. Нельзя не сказать и о кадровом голоде и постоянной смене руководства в системе управления, а «варягов» пригласить сложно. Можно их выращивать у себя, но это долгий процесс», – перечисляет руководитель Института системных политических исследований и гуманитарных проектов.
Еще один представитель уральского политологического сообщества, глава Центра Европейско-Азиатских исследований Андрей Русаков считает, придерживается аналогичного мнения – на фоне условных плюсов, в работе губернатора Зауралья можно обнаружить и серьезные провалы. К примеру, в отличие от своего коллеги, эксперт считает, что говорить о ровных взаимоотношениях с элитами применительно к Вадиму Шумкову нельзя.
«Я бы отнес к плюсам работы Шумкова факт, что он вообще согласился возглавить этот субъект Федерации. Не секрет, что ранее рассматривались разные концепции, вплоть до ликвидации региона и разделения его территории между соседями. Кроме того, это разработка программ развития, хотя в текущее время они носят больше декларативный характер. Определенная активность со стороны губернатора есть. Плюс избирательная кампания прошла без серьезных скандалов. Можно также отметить, что губернатор работает в соцсетях. Что касается минусов, то это отсутствие полноценного контакта с региональными элитами. Ощутимых социально-экономических изменений тоже не видно, но это обусловлено отсутствием драйверов роста. Отток населения продолжается», – указывает политолог.
Помимо этого, Андрей Русаков обращает внимание, что так и не был задействован потенциал приграничного расположения Курганской области. Между тем, прямой выход на Казахстан в потенциале способен приносить дивиденды от присутствия на рынках Центральной Азии, прежде всего, Китая. Да и потенциал сбыта товаров на территории сопредельного государства также остается реализованным не в полной мере.
«Этих инициатив я не вижу. Конечно, отношения с Китаем и Казахстаном дело, главным образом, федеральное, но и регион должен проявлять инициативы. В Свердловской и Челябинской областях с этим заметно лучше. При этом я думаю, что транзитный потенциал экономических связей возможен и, более того, единственный реализуемый. Шумков мыслит излишне локально, на мой взгляд, но инвестировать в курганскую экономику некому и незачем. Будем откровенны, Зауралье вовсе не пестрит упоминаниями в федеральной повестке, оно практически незаметно», – отмечает эксперт.
Экс-сенатор Совета Федерации от Курганской области Сергей Лисовский в беседе с изданием, напротив, был комплиментарен по отношению к действующему губернатору. По мнению политика, основная заслуга Вадима Шумкова заключается в привлечении федеральных средств в регион, чего не наблюдалось в значимых объемах при предшественниках.
«Заслугой Вадима Шумкова я бы назвал привлечение денег в регион. Ему удалось добиться того, чтобы Минфин с пониманием смотрел на область. Еще лет 10 тому назад, помню, у нас были противоречия с министерством, тогда его возглавлял Алексей Кудрин. Я доказывал, что нельзя с одними и теми же мерками подходить к разным регионам, Курганской области, в частности. Минфин этих различий не делал. Я предлагал выделить особую группу аграрных регионов, но понимание только сейчас пришло. А это напрямую влияет на уровень поддержки», – вспоминает Сергей Лисовский.
По словам политика, только спустя десятилетие особая группа регионов была сформирована, а куратором региона стал действующий министр Антон Силуанов, в чем собеседник издания также видит заслугу Шумкова. По словам Сергея Лисовского, несколько лет назад в регион была направлена комиссия для оценки экономического состояния, после визита которой был отменен ряд субсидий для незащищенных категорий населения, включая сельских учителей и матерей-одиночек. В конечном итоге ряд субсидий удалось вернуть, а также увеличить внимание федералов к Зауралью.
«Такого объема дополнительных средств, как в последние годы при Шумкове, область не получала никогда. Это помимо системно выделяемых для регионов траншей», – добавил собеседник издания.
Однако другие источники УралПолит.Ru акцентируют внимание преимущественно на провалах годовой работы Шумкова. По их мнению, отрицательные оценки в значительной степени превалируют над достижениями. В частности, такого мнения придерживается глава регионального отделения организации «Контроль ЖКХ» Иван Камшилов.
«Да, привлечение федеральных средств для вытягивания региона из ямы во многом зависит от губернатора, и это плюс. Но если, к примеру, говорить о жилищно-коммунальном секторе, то, скорее, стало еще хуже. Это системные проблемы. Программа капремонта провалена, программа расселения из аварийного жилфонда тоже. Закрылись десятки управляющих компаний, и дома остались без управления. Как выяснилось, только административными мерами эти проблемы не решить. К прочему, только накануне прошла встреча с представителями бизнеса, где обсуждался вопрос того сложного положения, в котором оказалось малое предпринимательство. Здесь тоже провал. Дело в том, что Шумков так и не вмешался в механизм взаимодействия муниципальных властей и бизнеса. А отношения особенно обострились в период пандемии. Предприниматели массово уходят в другие регионы, регистрируются там. И это стоит поставить в вину губернатору», – полагает эксперт.
Любопытно, что в управленческом аппарате Зауралья также обращают внимание не только на позитивные результаты работы, но и на те вещи, которые еще необходимо «поттянуть». По словам одного из чиновников, «между официальными релизами и реальностью есть большая разница». В кулуарном разговоре собеседник издания постарался изложить собственный взгляд на первые годы работы Вадима Шумкова в качестве главы региона.
«На мой взгляд, самым главным провалом является так и не сформированная внутренняя политика, да и команда единомышленников. От него разбегаются те, кого он привел в регион. <...> Можно пошуметь и поувольнять, но кем заменить их? Пришедшие федеральные деньги я бы не стал ставить в заслугу губернатора. Они просто пришли вместе с ним после согласования в администрации президента. Цель этих денег – как-то обеспечить ему некий резерв времени. Те же дороги – это федеральная программа, было бы удивительно, если бы и при этом ничего бы не делалось. Я уже не говорю про неосвоение денег на нацпроекты», – заключает управленец.
Автор: Александр Филиппов
© Аркадий Янсон
Читайте еще материалы по этой теме:
-
Дело «киллера» Шумкова передано в Следственный комитет
-
Ждать принципиальных изменений экономической модели страны в ближайшее время вряд ли стоит
-
В Зауралье снова произошли кадровые перестановки. Свой пост покидает глава депздрава
-
Шумков предложил кандидатуру Муратова на пост сенатора
-
УралПолит.Ru узнал, кто из курганских чиновников самый преданный. Долгожители и новички правительства Зауралья
-
Губернатор Зауралья ликвидировал оперативный штаб по коронавирусу
-
Николай Цуканов посоветовал Шумкову «носить на руках оставшийся бизнес» и похвалил Текслера
Вы можете поделиться новостью в соцсетях