Миллиард за год. Чем обернутся северные «вливания» в Зауралье

Деньги Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Об остающихся за кадром целях выплат со стороны богатого Севера аграрному Кургану и перспективах такого сотрудничества – в материале УралПолит.Ru.

Курганская область готовится к распределению средств очередного «северного транша». Накануне губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов подписал распоряжение о выделении Зауралью 350 млн рублей. Деньги предполагается направить на ремонт 43 социальных объектов – школ и детских садов. Стоит отметить, что практику горизонтального финансирования в УрФО, основываясь на предыдущем опыте, ввел полномочный представитель президента Николай Цуканов. Таким образом, сравнительно благополучные северные регионы были вынуждены взять «на буксир» депрессивное Зауралье. Мнения собеседников издания – политологов, социологов и депутатского сообщества двух регионов – о плюсах и минусах такой методики поддержки ожидаемо разделились. Об остающихся за кадром целях выплат со стороны богатого Севера аграрному Кургану и перспективах такого сотрудничества – в материале УралПолит.Ru.

Миллиард за год

Стоит отметить, что нынешний транш уже не первый. Отправной точкой горизонтального финансирования стало выступление Николая Цуканова на совете губернаторов Уральского федерального округа в марте прошлого года, где и было озвучено предложение поддержать проблемный регион. Для этого ЯНАО и Тюменская область минувшей осенью подписали с Зауральем несколько документов, касающихся межрегионального сотрудничества в различных сферах.

Тогда же Ямал выделил аналогичный транш. 200 млн было направлено на берегоукрепление нижнего бьефа курганского гидроузла, 50 млн на благоустройство Центрального парка культуры и отдыха в областной столице, около 121,5 млн – на ремонт учреждений образования, а оставшаяся сумма ушла на развитие здравоохранения.

Аналогичную поддержку курганцам оказали и ближайшие соседи из Тюмени. В ноябре прошлого года была озвучена и сумма субсидии – 450,7 млн рублей. В первую очередь, деньги были нужны для реконструкции и модернизации объектов водоотведения и канализации, которая, по оценкам специалистов, близка к аварийному состоянию. У самого Зауралья на эти цели средств нет. Между тем, стоки попадающие в Тобол, в дальнейшем оказывают негативное влияние на весь бассейн Оби вплоть до ЯНАО. Исходя из сопроводительной документации, схожие выплаты предполагались и в будущем, в том числе в 2021 году.

Однако какими они будут и будут ли вообще, в настоящий момент сказать сложно. Текущие обстоятельства ставят под сомнение как размер траншей, так и их периодичность. Пандемия коронавируса нанесла сильный удар даже по сравнительно благополучным Тюмени, ЯНАО и ХМАО-Югре, а резкий обвал цен на нефть и вынужденное сокращение добычи усугубили и без того проблемную ситуацию в экономике. Иллюстрации, укладывающиеся в общий контекст, в новостных лентах можно обнаружить практически ежедневно.

Бюджеты «съел» коронавирус

Так, накануне стало известно, что по оценкам Минтранса РФ, ЯНАО входит в категорию регионов с наименьшим объемом покрытых асфальтом дорог. Этот показатель в регионе не превышает 20%. При этом оставляет желать лучшего и кассовое исполнение дорожных проектов – порядка 10% по текущему году (в среднем по стране 40,5%, прим.ред.). Между тем, за работами в рамках профильного нацпроекта в правительстве наблюдают пристально.

«Работа региональных проектных офисов находится на особом контроле Министерства транспорта РФ и Росавтодора», – предупредили в ведомстве.

Логично предположить, что 350 млн рублей были бы явно нелишними для решения дорожных проблем округа, о чем в приватных беседах с изданиям упоминали и ямальские чиновники.

Что касается Тюмени, то в регионе готовятся к серьезному сокращению бюджета. Губернатор Александр Моор накануне, 12 августа, в ходе пресс-конференции прямо поделился своими ожиданиями.

«Если говорить о прогнозах на 2020 год при текущих условиях, мы недополучим 20% прибыли. В регионе порядка 70% налоговой базы составляет налог на прибыль. У нефтегазовых компаний он существенно зависит от курса рубля и стоимости нефти на бирже. Весной была ситуация, когда цена на нефть достигла отрицательных значений», – сказал глава Тюменской области.

В таких обстоятельствах даже регионы со стабильной экономической ситуацией будут вынуждены оптимизировать расходы, и горизонтальные транши, несомненно, даже при необходимости решать общие проблемы экологии, становятся дополнительным бременем. По мнению чиновников, «если бы все решала воля самих регионов, думаю, транши либо бы прекратились, либо под благовидным предлогом ущерба от пандемии были сдвинуты на неопределенное будущее».

Губернатора никто не спрашивал

Однако пока Курганская область еще получает деньги, а источники УралПолит.Ru делятся своими суждениями о практике таких субсидий. Стоит сказать, что не все представители депкорпуса и правительственных структур арктической автономии выразили желание общаться на эту тему, а ряд собеседников согласился пообщаться только в «закрытом» формате.

«Насколько я понимаю, губернатора никто в этом вопросе особо не спрашивал. Просто поставили перед фактом, что нужно помочь. Двоякое ощущение. С одной стороны, Курган действительно нуждается в помощи, спору нет. Только вот почему-то федеральный центр перегрузил это на плечи соседей Зауралья, а не взял ответственность на себя. Наверное, нужно подумать, как мы с Курганом можем друг другу помочь в рамках таких взаимоотношений, раз уж они есть. Например, можно использовать их здравницы, остатки промышленного производства. Аграрную продукцию – не уверен, все же далеко и дорого, все съест логистика. Может быть, еще техника, создаваемая для Крайнего Севера на базе зауральских предприятий. Конечно, тот факт, что Шумков пытается выбить деньги для региона, ему в плюс, странно его за это ругать. Но непонятна позиция сверхбогатой Москвы», – рассуждает один из ямальских управленцев.

Его коллеги указывают, что на местах создается ощущение безразличия центра к проблемам регионов и их взаимоотношениям между собой.

«Конечно, намного проще заставить отдать деньги Тюмень и Ямал, чем придумать, как поднять дотационные субъекты, как вводить дополнительные программы, привлекать инвестиции. Но это ведь тоже не решение. Хорошо, отремонтируют в Кургане какую-то часть объектов, а дальше-то что?» – задается вопросом собеседник издания в тюменском депкорпусе.

Тему продолжает еще один парламентарий из ЯНАО, депутат регионального заксобрания Елена Кукушкина. Ее оценки практики горизонтального субсидирования негативны.

«Считаю, что у нас неправильно формируется бюджетное законодательство. Я сторонник позиции экономико-географа Натальи Зубаревич, профессора МГУ. Она четко говорит о том, какие отношения должны быть между федеральным центром и регионами. Их должна поддерживать Федерация. Что касается нашего округа, то вы, наверное, в курсе, что сокращается бюджет. Северные регионы являются своеобразным сырьевым придатком. Цены на нефть хоть и подросли, но ее не покупают, как раньше. Соответственно, будут сворачиваться программы. Полагаю, какая-то видимость стабильности будет поддерживаться до окончания выборных кампаний в заксобрание или Госдуму, но потом все. И Курган нам потом не поможет. Задачей должно стать создание собственной подушки безопасности. У нас нет системной продовольственной безопасности, у нас есть только газ и нефть. И вот о чем стоит подумать, а не поддерживать другие территории. Об этом должна заботиться Федерация», – полагает собеседник УралПолит.Ru.

В самом Кургане, что ожидаемо, придерживаются обратной позиции. По мнению депутата областной думы Евгения Кафеева, председателя комитета по экономической политике, горизонтальное субсидирование взаимовыгодно, и такую практику необходимо поддерживать.

«Речь в контексте горизонтального субсидирования идет только о тех инфраструктурных объектах, которые связывают регионы между собой. Если говорить о деньгах, выделенных в этом году, они идут на строительство канализационного коллектора в поселке Восточный города Кургана. Очистные стоки идут в Тобол, загрязняют не только Курганскую, но и Тюменскую область, и так далее. Кому от этого легче будет? Реке будет плохо, а значит, и всем нам. У Зауралья нет средств, но потом придется тратить гораздо больше для восстановления популяции ценной рыбы», – говорит депутат.

По словам Евгения Кафеева, финансовая поддержка Курганской области со стороны соседей предполагает, в первую очередь, «сохранение собственного благополучия». Как отмечает депутат, субсидии направляются «не на зарплаты и не на строительство и ремонт зданий администраций, чтобы расхолаживать чиновников», а на взаимосвязанную инфраструктуру. Так, например, ремонт школ полезен для Зауралья как для кадрового донора регионов Большой Тюмени.

«Один везет – остальные едут»

Уделили внимание очередному траншу Ямала и социологи, рассматривающие горизонтальное финансирование с собственных позиций. Так, директор АНО «Центр «Аналитик» Андрей Мозолин рассуждает на тему эффективности использования выделяемых средств.

«Есть федеральная практика, когда регионы платят налоги, а затем идет перераспределение средств, в том числе, на поддержку дотационных территорий. А их больше половины по стране. Это было на протяжении всей истории страны. Появление горизонтальных связей в целом не новое явление, но, насколько помню, в данном случае это инициатива полпреда. В принципе, такая практика нормальна. Другое дело, есть опасения, что появятся настроения отказа битвы за федеральные программы, за оптимизацию собственных расходов и развитие производств. Такие опасения всегда были, есть и будут. Вопрос в том, насколько будет жесткий контроль за расходованием этих средств. Это для поддержания штанов или на развитие инфраструктуры?» – ставит вопрос эксперт.

Как отмечает Андрей Мозолин, Курганская область изначально является искусственным образованием, сформированным из территорий соседних регионов, и, возможно, целесообразно было бы ее ликвидировать. Но такая перспектива в текущей ситуации вряд ли может вызвать поддержку других субъектов федерации, прежде всего, из-за необходимости «вытягивать» депрессивные территории. Сами горизонтальные связи аналитик считает обоснованной практикой, но только в случае финансовой поддержки инфраструктурного строительства и инвестпривлекательности, а также детального контроля.

«Полагаю, что определенный потенциал у Зауралья сохраняется, но вопрос в том, куда пойдут эти средства», – акцентирует внимание собеседник издания.

Тему обсуждают и в политологическом сообществе. Так, тюменский эксперт Александр Безделов приводит исторические примеры межрегионального сотрудничества.

«Цуканов использовал опыт начала 2000-х годов. Тогда после победы Сергея Собянина и при поддержке тогдашнего полпреда Петра Латышева и северных губернаторов Александра Филипенко и Юрия Неелова Тюменская область получала помощь из Югры и Ямала. Прямые вливания показали серьезный эффект, который был виден невооруженным взглядом. Сама по себе практика апробирована. Другой вопрос, что, несмотря на серьезную, казалось бы, сумму для Зауралья, эти деньги в масштабах региона неспособны решить все существующие проблемы. ЯНАО и ХМАО помогали Тюмени миллиардами, а эти транши существенно меньше. Впечатляющих результатов регион при Шумкове не продемонстрирует», – предполагает аналитик.

Относительно психологического эффекта вливаний для местных элит и возможной самоуспокоенности Александр Безделов высказывает суждение, что «за эффективность в любом случае придется отвечать и перед коллегами-губернаторами, и перед Николаем Цукановым». Сама же по себе практика горизонтального финансирования, по мнению политолога, «вряд ли будет носить системный характер» из-за общей экономической ситуации.

Федеральный коллега Александра Безделова, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что метод «уравнивания возможностей» за счет более богатых и экономически развитых регионов порочен, поскольку в итоге приводит к обратным результатам.

«Еще после Великой Отечественной войны была практика укрупнения колхозов по принципу «один везет – остальные едут». Здесь можно провести параллели. Дело в том, что при такой схеме происходит демотивация не только бедных регионов, но и богатых. Бедные думают, а зачем что-то делать, чтобы с нас брать начинали. А богатые, в свою очередь, а зачем упираться, если все равно потом заберут в пользу бедных. Эту тему в свое время, незадолго до отставки, затрагивал на встрече с парламентом экс-глава Якутии Егор Борисов. В этом беда любой уравниловки, ликвидирующей любое развитие. Делается же это с целью сохранения федерального бюджета. Региональных бюджетов на решение местных проблем не хватает и тогда всплывает тема горизонтального перераспределения. То есть, федеральной казне придется восполнять нехватку в меньшей степени. Федеральный бюджет, таким образом, превращается в святую корову, которую трогать с этими целями нельзя», – резюмирует собеседник УралПолит.Ru.

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров