​Жонглирование цифрами и «потерянные» деньги. Что не так с новой терсхемой ТКО Зауралья

Отходы Фото: Елена Мицих

О претензиях специалистов к проекту терсхемы обращения с отходами и ключевых проблемах мусорной реформы в Курганской области – в материале УралПолит.Ru.

В Курганской области завершается общественное обсуждение проекта новой территориальной схемы обращения с отходами. Процедуру инициировал региональный департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды. Все желающие могли направить свои предложения и замечания по проекту, который в дальнейшем, после утверждения, должен получить юридический статус. Впрочем, судя по всему, документ придется существенно доработать. По оценкам участником мусорного рынка Зауралья и представителей экологического сообщества, новый проект обладает существенными недостатками, а подчиненные нового главы ведомства Станислава Носкова «показывают себя столь же неквалифицированными специалистами, как и при его предшественнике Андрее Саркисове». О претензиях специалистов к проекту терсхемы обращения с отходами и ключевых проблемах мусорной реформы в Курганской области – в материале УралПолит.Ru.

Как отмечают собеседники издания, точных сроков утверждения предложенного для обсуждения проекта нет. В случае, если замечания будут приняты, документ повторно отправят на доработку, а затем, после внесения корректив, повторно выставят на суд общественности.

По всей вероятности, если чиновники не попытаются продавить терсхему «волевым решением под каким-либо предлогом экстренного характера», документ в ближайшее время утвержден не будет. Такие выводы можно сделать после изучения экспертного заключения, подготовленного специалистами регионального отделения «Российского экологического общества» и аналитической записки к материалам проекта (копии документов, направленных в профильный департамент, находятся в распоряжении издания – прим. ред.). Список критических замечаний занимает около десятка страниц, при этом, по словам экспертов, в документы вошли только наиболее значимые претензии.

Так, в экспертном заключении, которое касается непосредственно самого проекта, указывается на ошибки базового характера. В частности, курганские чиновники предлагают считать источниками образования отходов муниципальные образования, в то время как, согласно постановлению правительства РФ от 22.09.2018 года № 1130 ими могут являться исключительно объекты капитального строительства, к которым относятся, к примеру, многоквартирные дома, частные домовладения, офисники, предприятия и соцучреждения. Таким образом, в схеме не учитывается фактор различий между образователями отходов, их видов и объемов. Кроме того, как отмечают авторы заключения, существует судебная практика, в том числе Верховного суда, прямо указывающая на недопустимость предложенной чиновниками трактовки.

Стоит отметить, что и сама терсхема, согласно законодательству, не имеет четко регламентированных сроков действия. Однако в ведомстве Станислава Носкова настаивают, что документ должен использоваться до конца 2028 года.

Кроме того, аналитики заметили, что в проекте целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов по неизвестным причинам ограничены 2024 годом. При этом доля ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме отходов, меньше целевых показателей нацпроекта «Экология» в 2021-2024 годах, что, по словам представителей «РЭО», фактически означает о «планах по срыву национального проекта».

Коснулись составители заключения и планов по модернизации инфраструктуры, где, по их словам, можно заподозрить признаки будущего неоправданного увеличения тарифа на вывоз и обработку ТКО. Планы чиновников, отраженные в проекте терсхемы, были раскритикованы как экологами, так и самими участниками рынка.

По прогнозам отраслевиков, в 2021 году в Зауралье планируется ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса «Шадринский», мощностью 40 тысяч тонн ТКО в год. В 2022 году – комплекса «Кетовский», мощностью 160 тысяч тонн ТКО в год. При этом в Кургане функционирует мусоросортировочная линия «СТОК» мощностью 100 тысяч тонн в год, и полностью готова к запуску мусоросортировочная линия «Новый ресурс» мощностью 100 тысяч тонн в год. Таким образом, суммарная мощность существующих мусоросортировочных комплексов составляет 200 тысяч тонн ежегодно. С учетом введения дополнительных мощностей в Шадринске в 2021 году потребности Курганской области в сортировочных комплексах ТКО будут полностью закрыты.

«План ввода в эксплуатацию в 2022 году мусоросортировочного комплекса мощностью 160 тысяч тонн в год является избыточной мерой и приведет к экономическим потерям населения, а также регионального и муниципальных бюджетов Курганской области в виде необоснованно завышенного тарифа на обработку ТКО», – отмечают отраслевики.

Примечательно, что власти не скрывают бенефициара будущих мощностей. Им должен стать региональный оператор – компания «Чистый город», к которой за время работы накопилась масса претензий

«Уже определен инвестор – это ООО «Чистый город». С ним заключены договоры аренды земельных участков, на которых будут расположены комплексы», – официально заявил в октябре глава депприроды Станислав Носков.

Однако, помимо претензий к собственно проекту территориальной схемы, аналитики касаются вопросов, напрямую с ней не связанных, однако оказывающих непосредственное влияние на ход мусорной реформы в Зауралье при участии «Чистого города» и чиновников. Свои суждения собеседники издания в отрасли изложили в аналитической записке к материалам проекта. В этом документе риторика выдержана в более жестком ключе.

В частности, авторы записки, которая также, по всей вероятности, послужит предметом рассмотрения управленцев, обращают внимание, что крупнейшие полигоны ТКО Курганской области работают фактически нелегально, поскольку не имеют санитарно-защитных зон. На этом основании экспертные организации Роспотребнадзора не имеют права выдавать положительные экспертные заключения на деятельность по обращению с отходами организациям, эксплуатирующим объекты размещения отходов. Без положительного экспертного заключения невозможно получить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по обращению с отходами. Без СЭЗ невозможно получить лицензию на деятельность по обращению с отходами, согласно постановлению правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности».

«Тем не менее, эти лицензии выданы. Следовательно, санитарно-эпидемиологические заключения и положительные экспертные заключения получены», – следует из документа.

По мнению экологов Курганской области, этот факт следует рассматривать как «прямое и явное нарушение законодательства со стороны регионального управления Роспотребнадзора Курганской области». С точки зрения собеседников УралПолит.Ru, лицензии, разрешающие размещение отходов целому ряду предприятий, включая ООО «Варгашинский полигон», МУП «Шуховский полигон ТБО» и ООО «ДалВторКом» «выданы с грубыми нарушениями».

При этом, как следует из имеющихся в распоряжении издания документов, в управлении Роспотребнадзора Курганской области не считают, что отсутствие санитарно-защитных зон у полигонов может препятствовать их работе. По крайней мере, замглавы регионального ведомства Владимир Чумичкин сообщает, что санитарно-эпидемиологические заключения для площадок выдавались «в соответствии с действующим законодательством».

Еще более серьезную проблему участники критики предложенных к рассмотрению материалов увидели в исчезновении из статистических материалов данных об отходах, производимых многочисленными предприятиями АПК Зауралья, где сельское хозяйство является ключевой отраслью. Между тем, с утилизацией этого вида отходов тесно связаны платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

«Из официальной статистической отчетности пропали сведения об образовании сельскохозяйственных отходов III класса опасности, что в совокупности с ущербом землям сельхозназначения от их размещения, наносит прямой ущерб региональному и муниципальным бюджетам Курганской области в виде непоступления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Если верить официальной статистике, то в Курганской области прекратили существование свиноводство и птицеводство в части выращивания куриц. Разведение крупного рогатого скота сокращено более чем в пять раз», – указывают собеседники издания, основываясь на материалах статистики.

Примечательно, что тот же свиной навоз, несмотря на утверждения ряда владельцев крупных агропредприятий, использовать в качестве удобрения ввиду его состава нельзя. По мнению аналитиков, отходы могут попросту вывозиться на полигоны и размещаться там под видом ТКО. При этом, по оценкам экспертов, только у одной компании «Велес» (подконтролен семье депутата Госдумы РФ Александра Ильтякова – прим. ред.) свинокомплекс на 30 тысяч голов и в год он образует порядка 27,3 тыс. тонн отходов III класса опасности. Согласно постановлению российского правительства, в 2020 и 2021 годах применяются ставки за негативное воздействие на окружающую среду 2018 года с дополнительным коэффициентом 1,08. С учетом поправочного коэффициента плата за негативное воздействие на окружающую среду за отходы III класса опасности составит порядка 1,4 тыс. рубля за тонну.

«Таким образом, получается, исходя из исчезновения данных из статистики, что один только «Велес» может недоплачивать государству 39 232 755 рублей в год», – приводят пример эксперты.

Исходя из сведений, приведенных в аналитической записке, радикальное снижение образования сельхозотходов затронуло практически все направления. Так, к примеру, по коду «помет куриный свежий» образование упало с 4 972,067 тонн в 2015 году до абсолютного нуля в 2019. При этом крупнейшим образователем куриного помета в 2015 году было ЗАО «Агрофирма Боровская». Многократное снижение также фиксируется по перепревшему свиному навозу и свежему навозу крупного рогатого скота, где главным образователями в 2015 году, соответственно, считались ИП Владимир Ильтяков и ГБПОУ «Курганский государственный колледж».

К слову, сельское хозяйство в Зауралье достаточно уверенно чувствует себя в контексте количества поголовья и сегодня. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные врио главы департамента АПК Курганской области Рустамом Камалетдиновым. Как следует из официальных документов, на текущий момент в Зауралье, не считая личных и мелких хозяйств, работает 64 животноводческих и восемь птицеводческих предприятий. Так, к примеру, в Куртамышском районе, как следует из имеющегося в распоряжении УралПолит.Ru списка предприятий, 6 тыс. 709 голов КРС содержится в ООО «Зауралье», возглавляемого Александром Раздроковым. В сфере свиноводства лидирует КФК Владимира Ильтякова в Частоозерском районе с поголовьем около 14.4 тыс. голов. А в области птицеводства только ООО «Торговый дом «Урал-Колос» в Катайском районе (руководитель Дмитрий Шефер) содержит более 43,6 тыс. уток и свыше 7,8 тыс. гусей.

Куда уходят отходы из предприятий АПК, по словам собеседников издания, опирающихся на материалы к проекту, остается только гадать. По их мнению, не исключено, что немалая их часть оседает на полигонах ТКО, хотя ряд из них, включенных в территориальную схему, действующую сейчас, по всей вероятности, попросту не функционирует. Так, накануне стало известно, что прокуратура Курганской области инициировала проверку информации о недействующих, но включенных в схему площадках в Петуховском и Частоозерском районах, на которые «Чистый город» обязан свозить мусор со всех восточных муниципалитетов региона. Таким образом, проблема расширяется до всех видов отходов, которые, не исключено, просто оказываются на несанкционированных свалках, поскольку доставлять их на Шуховский или Варгашинский полигоны нерентабельно с экономической точки зрения.

Что касается самого Шуховского и Варгашинского полигона, то собеседники издания указывают, что данные о накопленных за время работы отходах на них, по всей видимости, могут быть сфальсифицированы.

«В приложении № 20 к территориальной схеме указано, что общая вместимость объекта размещения отходов, принадлежащего МУП «Шуховский полигон ТБО» составляет 2 298 664 тонны. Остаточная вместимость составляет 865 147,2 тонны. Таким образом, накоплено всего 1 433 516,8 тонн. Однако, по данным технического отчета определения физического объема в кубометрах тела Шуховского полигона ТБО, подготовленного по заказу МУП «Шуховский полигон ТБО» в 2016 году, объем насыпи ТБО составил 1 415 595 м3. В условиях уплотнения ТКО на полигоне плотность отходов составляет 1,0 – 1,1 т/м3. Таким образом, по данным инструментальных замеров в 2016 году на Шуховском полигоне ТБО было накоплено 1 415 595 тонн отходов. Если найти разницу между отчетными данными 2020 и 2016 года, то накопленный за четыре года объем ТКО составит всего 17 921,8 тонн, что полностью не соответствует действительности, тем более, что это подтверждается данными проекта территориальной схемы, в приложении к которой указано, что только в 2019 году было накоплено 130 379 тонн ТКО», – приводят подробные расчеты аналитики.

Аналогично под сомнение поставлены данные по Варгашинскому полигону.

По мнению собеседников УралПолит.Ru, «на основе скомпрометированных данных недопустимо разрабатывать проект территориальной схемы», а сам документ требует повторной доработки.

«При этом представленный вариант лучше предыдущих. Тем не менее, при утверждении схемы она, на наш взгляд, нанесет существенный экономический ущерб региону и ее жителям. Аналитическая записка, скорее, отражает общую ситуацию в сфере обращения отходов, а разработка схемы их дополнительно выявила. Если схему отправят на корректировку, то после доработки она будет повторно представлена к обсуждению, но уже с сокращенными сроками. Так или иначе, стоит ждать ее принятия уже в начале 2021 года», – подводит итог представитель экспертной группы.

УралПолит.Ru продолжит следить за ходом мусорной реформы в Зауралье. 

Автор: Александр Филиппов 


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.