Жилой комплекс «Рощинский» в Екатеринбурге – пожалуй, самый известный долгострой и хрестоматийный пример борьбы обманутых дольщиков за собственные квадратные метры. Дольщики бьются за квартиры пять лет. Как стало известно «УралПолит.Ru», в пятницу будут подписаны документы о вводе одного дома в эксплуатацию.
Жилой комплекс «Рощинский» в Екатеринбурге – пожалуй, самый известный долгострой и хрестоматийный пример борьбы обманутых дольщиков за собственные квадратные метры. Историю владельцев квартир регулярно обсуждают на совещаниях федерального уровня, а куратор этого направления депутат Госдумы Александр Хинштейн ездит в Свердловскую область так часто, что его уже считают здесь своим. Дольщики бьются за квартиры пять лет. Как стало известно «УралПолит.Ru», в пятницу будут подписаны документы о вводе одного дома в эксплуатацию. Остальные дома корпорация «Маяк», аффилированная с областным парламентарием Владимиром Коньковым, не собирается достраивать, пока не получит областные деньги. Жильцы уверены, что это просто шантаж. Подробности – в расследовании «УралПолит.Ru».
В пятницу, 29 мая, корпорация «Маяк», должна согласовать со всеми инстанциями и подписать документы о вводе в эксплуатацию одного из домов на Рощинской. По данным «УралПолит.Ru», речь идет о доме № 8, в который должна заселиться 201 семья. Эпопея со строительством жилого комплекса длится почти 14 лет. Дольщики «Рощинского» подписали первые договоры с екатеринбургской строительной компанией «Новый Град» в 2001 году, всего за три года это сделали четыреста человек. В 2008 году компания обанкротилась, и все покупатели получили тогда еще не закрепленный в законе статус обманутых дольщиков. Оформить их статус закнодательно решил свердловский депутат Владимир Коньков: он выступил инициатором закона о поддержке граждан, пострадавших от действий застройщиков. Был составлен список обманутых дольщиков и появился порядок определения нового застройщика. Чтобы проверить свой закон в действии, депутат выбрал для себя проблемный объект – тот самый жилой комплекс на улице Рощинская.
Он предложил правительству Свердловской области схему, по которой потенциального застройщика необходимо было проинвестировать через Свердловское агентство ипотечного жилищного кредитования (САИЖК). Не исключал Коньков и привлечения средств частных инвесторов и покупателей квартир. Конкретного исполнителя долго не могли найти, так как кабмин говорил, что сможет перевести деньги только через 9–10 месяцев после начала строительства. «С большим трудом депутат Владимир Коньков убедил строительную корпорацию «Маяк» взяться за достройку ЖК «Рощинский», – сообщили тогда в пресс-службе самой корпорации. Здесь есть доля лукавства, ведь именно депутат Коньков является учредителем «Маяка».
Договор был заключен, и строительство возобновилось в декабре 2011 года. По плану на участке площадью 60,5 тысяч квадратных метров на улице Рощинской должны быть построены шесть домов. По данным реестра свердловского правительства, в доме № 5 квартиры купили 127 дольщиков, в доме № 8 – 207 дольщиков, № 9 – 56 дольщиков. В домах 7.1, 7.2 и 7.3 квартиры предназначались для продажи. Казалось бы, логично в первую очередь строить те дома, где квартиры принадлежат дольщикам, тем более, что первый бюджетный транш в 500 миллионов рублей позволял это сделать. Но «Маяк» поступил иначе.
Корпорация приняла решение в первую очередь строить дома 7.1, 7.2 и 7.3 и сразу же продавать там квартиры. На Межведомственной рабочей группе, которая прошла в октябре 2011 года (протокол, который ранее не публиковался, есть в распоряжении «УралПолит.Ru»), «Маяк» сообщил, что в домах, принадлежащих дольщикам, экспертиза нашла нарушения строительства. Например, два лишних этажа на пятом доме перекрывали солнечный свет жителям восьмого дома, в котором, в свою очередь, были неправильно спроектированы квартиры. Эксперты также заявили, что оба дома сильно разрушились с начала строительства, необходимо «составить дефектную ведомость, смету на устранение недостатков, получить разрешение на строительство и восстановить проектную документацию». Поэтому на первые деньги «Маяк» начал строить дома № 7 и 9, где не было дольщиков и где их было меньше всего, и якобы не было нарушений.
На форумах дольщики предполагают, что таким способом корпорация просто пыталась как можно быстрее реализовать в своих интересах кредит, выданный правительством, и заработать как можно больше средств на продаже квартир.
Дольщики попытались изменить ситуацию на переговорах. От их лица выступала экс-глава свердловского отделения партии «Яблоко» Ирина Скачкова, которая также оказалась одной из потерпевших. Она начала работу с обращений губернатору, в которых она рассказывала о деятельности корпорации, а позже возглавила ТСЖ «Рощинское». На заседании структуры в августе 2012 года именно она просила разъяренных дольщиков пойти навстречу «Маяку»: покупатели квартир считали, что корпорация построит себе 7-й и 9-й дома, а дома для дольщиков строить не будет. Тогда один их членов ТСЖ А. А. Шумейко впервые высказал мысль, которая должна была стать решением всех проблем: «Возможность обмена квартир в 5-ом и 8-ом домах на квартиры в 7-ом и 9-ом домах увеличивает экономическую заинтересованность ООО «Корпорация Маяк» в достройке 5-го и 8-го домов. Это дает нашим дольщикам если не гарантию, то большую уверенность в том, что все дома будут достроены и квартиры сданы дольщикам».
Тем временем корпорация «Маяк», не дожидаясь, пока дольщики решат вопросы между собой, начала продавать новые квартиры в почти достроенных домах. При этом замдиректора компании Игорь Коробков утверждал, что это вынужденная мера, так как застройщику необходимы деньги, чтобы продолжать работу: «Темпы продажи жилья не совсем высокие. Выход из ситуации мы видим только в том, чтобы продолжать вести продажи». Губернатор Евгений Куйвашев поручил «Маяку» закончить строительство к концу 2013 года. Когда в том году в Екатеринбург приехал депутат Госдумы Александр Хинштейн, курирующий долгострои, корпорация не смогла предоставить никаких видимых результатов, а москвича не устроила схема, по которой действует компания: «Полагаю, что вы не сумеете ничего продать. И схема, которую вы предлагаете, является пирамидой: это когда берешь средства у одного человека, чтобы построить что-то для другого».
По итогам эмоционального совещания застройщиком стала правительственная САИЖК, а «Маяк» остался на объекте на правах подрядчика. Там же Конькову посоветовали рассмотреть возможность передачи дольщикам квартир в домах максимальной готовности вместо недостроенных домов. Свердловский депутат неожиданно с этим решением согласился и назвал его «самым простым». На разработку документа ушло больше года, его подготовили к приезду Хинштейна в январе 2015-го. К слову, за это время дома так и не достроили, у корпорации в очередной раз появились технические и финансовые трудности. Однако трехстороннее соглашение между САИЖК, «Маяком» и руководством ЖСК «Рощинского», по которому корпорация обязалась передать дольщикам квартиры в максимально готовых домах, было подписано в присутствии губернатора. Конькову снова поручили достроить дома «как можно быстрее».
Корпорации нужны областные деньги
Как сообщили «УралПолит.Ru» в пресс-службе «Маяка», пока сдан только дом № 9, в него в 2013 году заселились 65 обманутых дольщиков. В компании заверили, что по плану в первом квартале 2015 года 201 пострадавшая семья должна въехать в дом № 8, 39 семей – в дом № 7.1, а оставшиеся 77 семей – в дома № 7.2 и 7.3 , «если, конечно, не возникнут перебои с региональным финансированием». По словам представителей корпорации, ей не хватает больше миллиарда рублей, чтобы окончательно достроить жилой комплекс, и деньги она требует у и так затягивающего пояс свердловского правительства.
На сегодняшний день известно, что планы по заселению не выполнены. По словам Ирины Скачковой, которая по-прежнему занимается проблемами дольщиков, завтра будут подписаны документы о сдаче дома № 8, и 201 семья сможет постепенно получать ключи от квартир и въезжать туда. Что касается остальных домов, активистка боится, что сдавать их будет следующей весной.
«У «Маяка» есть миллионы причин для срыва сроков. Это уже не первое обещание, был прошлый год, ноябрь, потом январь 2015-го, потом первый квартал. Обмены квартир по соглашению прошли, но дома еще не сданы. И не все дольщики обменялись. Порядка 50 дольщиков попали в дом № 7.3. Я опасаюсь, что он будем сдаваться весной следующего года. «Маяк» доводит дома до определенной степени готовности, а потом говорит «давайте денег». Заявление, что если им не дают денег, то они остановят стройку, – это шантаж. Они ведут себя некорректно. Что будет дальше, трудно предположить, с ними всегда непонятно, чего ждать», – отметила Ирина Скачкова.
В следующем тексте «УралПолит.Ru» расскажет, сколько денег из бюджета «Маяк» получил за все годы и на что их потратил.
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях