«Образовательная программа в обмен на страсть». Как уральцы «кодируют» российские города

Евгений Григорьев Фото: пресс-служба Свердловской киностудии

Туристы знакомятся с городом, гуляя по скверам, фотографируясь у памятников. Они создают в голове образ, мало задаваясь смыслами. Но улицы города – код. В линиях, знаках, рисунках зашифрована его идентичность, ответ на вопрос «Что он есть?». Декодирование – наука сложная. Но в Екатеринбурге нашлись смельчаки, которые попробуют прочитать шифр и представить его публике на понятном языке – в формате видео. Свердловская киностудия запустила творческую лабораторию «Код города». Проект родился около 10 лет назад в Первоуральске, попутешествовал по стране и вот вернулся в родной регион. Пришла очередь екатеринбуржцев снимать фильм о городе и о самих себе. УралПолит.Ru поговорил с одним из создателей лаборатории, режиссером Евгением Григорьевым, чтобы заглянуть в прошлое и будущее проекта.

Глоток кинематографа

Идея «Кода города» почти десятилетие назад родилась в голове у продюсера Ани Селяниной возле гардеробной Минкульта после очередного совещания. Тогда стало известно, что в Первоуральске построят современный Дом культуры. Встал вопрос, кто будет его «мотором», что вовлечет местных жителей в творчество? Нужны люди. Но даже в столице в сфере культуры кадровый голод, поэтому искать специалистов в Первоуральске – идея скорее провальная, эффективней их «создать».

Команда энтузиастов – Анна Селянина, Евгений Григорьев, Артем Анисимов и Нина Беленицкая – решили запустить в Первоуральске творческую лабораторию «Код города». Они собирались научить местных жителей снимать кино. Взамен хотели получить видеозарисовки о городе.

«Лаборатория была не для того, чтобы создать кинематографистов. Мы не психи, мы понимали, что за год не сможем пройти тот образовательный трек, который проходится в вузах за пять лет. Мы всего лишь могли дать почувствовать вкус кинематографа, чтобы человек своими вегетативными образовательными рецепторами понял — его или не его, готов ли он терпеть тяготы и лишения, готов ли он инвестировать свое время в искусство, где никто не гарантирует результат», – сказал Евгений Григорьев.

Людей в проект набирали по объявлению. Наличие опыта роли не играло. Все заполняли анкету, снимали видеорассказ о будущем фильме. При этом никаких критериев, главное заинтересовать историей съемочную группу. Она выбирает людей, с которыми хочет работать.

«Система очень простая: бесплатная образовательная программа в обмен на страсть, талант и контент. Поскольку режиссер-постановщик отвечает за финальный продукт, он вместе с оператором, драматургом, режиссером монтажа садится и смотрит заявки. Это не ЕГЭ по баллам, не конкурс красоты с параметрами 90-60-90 и ростом 180 см – это супер субъективный выбор замысла. Ужас, как мы ругаемся. У каждого свой список любимчиков, начинается сечя, как обычно это бывает на вступительных экзаменах в любую творческую мастерскую», – говорит Евгений Григорьев.

Далее сталкеры отдавались в руки режиссера и социолога. Они объезжали места будущих съемок, а затем несколько месяцев раскодировали город. Участники знакомились с внутренними и внешними исследованиям: что лидеры мнений говорят о среде, как видят ее, какие смыслы вкладывают. Выводы сталкеры заключали в одно предложение. Например, код Ростова-на-Дону, где также реализовывался проект, описали фразами «Дон — река, которая течет мимо», «Правила не для меня».

«В лаборатории участники проводили 12 часов в день. Если они не приходили вовремя, пропускали, то через несколько дней их отчисляли. Мы космос не обогреваем, нам нужно полное погружение в проект. Сталкеров мы обучили работать с фотоаппаратом, со звуком, с монтажом, писать заявку на грант. После очных курсов дали им несколько капсул заданий для самостоятельного выполнения и съемочную группу в помощь. Параллельно они снимали свое кино. В конце состоялись итоговые встречи в лаборатории, премьера фильмов и банкет», — рассказал Евгений Григорьев.

«Волшебный пендель»

Из 18 участников в Первоуральске, до финала дошли восемь, а четверо из них круто изменили свою жизнь. Это вдохновило организаторов сделать кинолабораторию в других городах.

«Люди, которые еще вчера не держали фотоаппарат в руках, не умели отстранять действительность за кадром, теперь могут говорить. У режиссера Андрея Тарковского с этого начинается фильм «Зеркало». Наблюдать их успех сродни тому, как видеть первый шаг своего ребенка, примерно такое же чувство. Видеть, как люди, которые не понимали киноязыка, не умели им пользоваться и даже не знали, что он существует, вдруг начинают на нем разговаривать, пусть даже сначала простыми предложениями без обстоятельств времени и сложноподчиненных конструкций, но начинают говорить — это потрясающе», — считает Евгений Григорьев.

Одна из выпускниц первой кинолаборатории — журналист Мария Козлова. Она работала на телевидении в Екатеринбурге, приехала в Первоуральск по редакторскому заданию, но в итоге ушла в отпуск без содержания и осталась до конца проекта.

«В «Коде города» у меня было несколько идей, которые я реализовываю до сих пор. В Первоуральске я сняла новеллу про папу-одиночку. Его жена совершила самоубийство, оставив годовалую дочь. Для меня история была странной и страшной, с мужчиной общаюсь и сейчас. После завершения проекта я подала идею новеллы на субсидирование в Минкульт и выиграла конкурс. Сняла дебют «Грузовик с конфетами». После еще несколько фильмов сделала, в том числе коммерческих. Я осталась в индустрии, кино стало моим хобби на всю жизнь, возможно, когда-то станет основной работой и профессией.

Не выразить, как я благодарна команде проекта. «Код города» стал для меня крутым поворотом. Проект — потрясающий шанс, который со стороны кажется несерьезным. Но «Код города» позволяет каждому участнику, во-первых, узнать себя поближе, понять, что ты делаешь, возможно, разочароваться в том, где живешь, чем занимаешься, на кого учился. Но главное — это «толчок» начать жить свою жизнь. На мой взгляд, это проект про поиски себя, своего предназначения. Такой момент, когда можно протереть очки и увидеть мир другим, а также потрясающая возможность попасть в реальную индустрию».

Анна Евдокимова получила рассылку о «Коде города» на электронную почту. Заинтересовалась, отправила заявку. Она и раньше занималась монтажом, но после лаборатории с головой ушла в индустрию — снимает рекламные и документальные фильмы.

«Во время проекта сняла новеллу «До востребования» — про пожарных, про то, как люди делают выбор: служить долгу или идти за мечтой. Думаю, нам удалось донести основную мысль. Проект «Код города» дал мне команду, с которой мы по-прежнему работаем. Она поделилась знаниями и зажгла энергией. До сих пор ребята — мои тьюторы по жизни, наставники. Я поняла, зачем нужна кино, что я могу сделать для индустрии, какими средствами», — рассказала Анна Евдокимова.

Андрей Ветошкин был финансовым аналитиком, работал в большой компании в Москве. «Код города» случился неожиданно и стремительно: к концу проекта Андрей стал куратором кинолаборатории.

«Тогда вход в лабораторию стал для меня судьбоносным. Я не представлял, что могу как-то участвовать в процессе кинопроизводства, но кино очень любил. Чувство активировал «Код города». Я по-новому начал видеть документалистику и себя в ней. Кураторы проекта позже стали моими мастерами, вместе мы снимали фильмы «Про рок», «Руками», «Подельники» и другие. Развитие продолжается и сейчас. Вот с помощью Свердловской киностудии подал несколько заявок в Минкульт на новое кино. Жду ответа», — поделился Андрей.

Важное, что дает «Код города» — команду единомышленников, считает Евгений Григорьев. «Люди очень часто бояться начинать что-то новое, думают, что они одни такие странные. Но когда попадают в компанию похожих на себя, возникает коллектив — то, что в современной России редко встретишь. Большой мир понимает, что один человек менее продуктивен, чем если он в конструктивном коллективе. Гагарина в космос отправил именно коллектив. Я это хорошо понимаю, как лыжник в прошлом, набегался один по лесам, поэтому пошел в кино. Одному-то скучно».

После Первоуральска «Код города» запускался в Ростове-на-Дону и Красноярске, на очереди Екатеринбург. Изменилось одно — новеллы стали собирать в полнометражный фильм. В проект приглашают иногороднего режиссера, чтобы он не добавил картине личных эмоций, впечатлений о месте. Творческая задача профессионала — доснять межновелльное пространство, объединить зарисовки общей историей. Картину о Ростове-на-Дону «Напротив левого берега» делал Евгений Григорьев. Он говорит, что выходил из студии лишь ночью за шаурмой. Нормально посмотрел город только после завершения проекта.

Фильм «Напротив левого берега» удался, его показали в кинотеатрах, загрузили на «Кинопоиск». Картина получила награду международного фестиваля «Золотой абрикос».

«Дилетанты выиграли у профессионалов. Потому что дилетант может сделать не хуже, если он снимает про то, что у него болит, с ним рядом люди, которые верят и помогают. Для всех нас — профессиональных кинематографистов, профессиональных в том смысле, что нам за это платят деньги, для нас это такая возможность работать на чужой замысел. Ты обретаешь в этот момент невероятную свободу, делишься годами наработанными творческими технологиями, и они помогают человеку обрести другую профессию, другой способ проживания жизни. Я считаю, что неигровое кино — это способ проживания жизни. Когда ты испытал это удовольствие, уже не деньги, не медицинские препараты не смогут подарить столько свободы», — считает Григорьев.

Будущее – причина настоящего

В Екатеринбурге «Код города» стартовал 24 июня. Свердловская киностудия получила 160 анкет, прошли отбор 25 человек. Лаборатория займет год, фильм планируют показать на юбилее Екатеринбурга. Режиссировать его будет Ксения Охапкина, известный документалист, победитель и лауреат множества кинопремий. Ее фильм «Бессмертный» получил Гран-при МКФ в Карловых Варах и был выдвинут на «Оскар» от Эстонии в 2019 году.

Евгений Григорьев уверен, что уникального в проекте ничего нет. Его скорее можно назвать полезным и безопасным с точки зрения воздействия на участников, потому что в нем желания соответствовать духу и трендам. Для режиссера «Код города» — лучший способ попутешествовать по стране, посмотреть на пространство глазами влюбленных людей, которые видят в нем настоящее и будущее.

«Мы сделаем кино не про то, чтобы все полюбили Екатеринбург. Фильм должен заставить зрителя задуматься, где он живет, чего сам хочет. Картина общечеловеческие вещи будет затрагивать. Екатеринбург лишь декорации для замысла. Ведь главное в кинематографе происходит не на экране. Мы должны попадать в любого зрителя в кинозале и не с помощью удивительных фонарей на улице Карла Либкнехта, а с помощью эмоционального подключения к историям».

Режиссер призывает не ждать от будущего фильма инвестиционного и туристического бума в Екатеринбурге. Людей в город привлекают достопримечательности, мифы и легенды. Если они будут в картине, то возможно заинтересуют туристов. «Но на самом деле город делает привлекательным инфраструктура, недорогие гостиницы, вкусная еда, кинотеатры, музеи и так далее. Меня всегда смешит, когда в презентациях говорят — повысим туристическую привлекательность региона. Один фильм это не способен сделать. Калининград стал привлекательным регионом, когда там начали снимать по 18 кинокартин, клипов и рекламы в год. Это накопительный эффект».

Лучшие замыслы «Кода города» Свердловская киностудия планирует продвигать, продюсировать после проекта. «Даже если будет 20 классных идей, то работы хватит на пару тройку лет вперед. Не надо много, лучше хорошо, но мало. В YouTube тоже контента много, но хорошего мало», — говорит Григорьев.

«В Екатеринбурге, в смысле человеческого результата, я не сомневаюсь. Кинематографический непредсказуем, особенно в неигровом кино. Но я думаю, что все получится. У сталкеров есть самое главное — страсть и искренность». 

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров