Бизнес-тренер Илья Евстратенко: Стратегия VS тактика в условиях неопределенности

Илья Евстратенко
Нужно понимать, что стратегия – это не аксиома и не какой-то закон. Это некий вектор развития, который в своем существе имеет почву для творчества, имеет какие-то изменения, понятно, что не кардинальные. Поэтому ничего страшного не происходит, если мы ее корректируем. Тем более если во внешней цели происходят какие-то изменения, например, мы запланировали стратегию себе на год, а в марте прилетел коронавирус, и нам нет смысла сидеть и делать вид, что ничего не произошло. Нужно сесть и переделать ее.
Фото: Иван Кабанов

Нужно понимать, что стратегия – это не аксиома и не какой-то закон. Это некий вектор развития, который в своем существе имеет почву для творчества, имеет какие-то изменения, понятно, что не кардинальные. Поэтому ничего страшного не происходит, если мы ее корректируем. Тем более если во внешней цели происходят какие-то изменения, например, мы запланировали стратегию себе на год, а в марте прилетел коронавирус, и нам нет смысла сидеть и делать вид, что ничего не произошло. Нужно сесть и переделать ее.

А тактика – это по сути шаги в рамках этого вектора, которые нужно сделать, чтобы стратегия реализовалась. Ключевой момент этой истории в том, что, когда мы занимаемся стратегией, мы себе рисуем идеальную обобщенную картинку, а тактика призвана реализовать в существующих опасноcтях, возможностях и реалиях то, что мы сделали. В менеджменте принято рассуждать, что лучше пусть стратегия написана на троечку, но при этом есть тактика на пятерку, чем обратная картинка. Также нам нужно понимать, что есть третий элемент, благодаря которому все это может реализоваться – это персонал.

Также, когда мы говорим про разработку стратегии, надо понимать, что мы всегда говорим про будущее, про какое-то его представление. Когда мы говорим, что компания должна начать заниматься стратегией – это значит, что компания должна научиться действовать проактивно, то есть быть заранее готовой к различным сценариям развития ситуации. Потому что, если компания смогла в ходе разработки стратегии создать вам какие-то сценарии конфликта, спецоперации – это значит, что она точно обходит тех ребят, которые жили одним днем.

Почему мы не любим заниматься стратегией? Ответ элементарный и не очень одновременно: все, на самом деле, в голове. Мы заложники нашего прошлого хорошего опыта. 90% людей, когда сталкиваются с какими-то сложными ситуациями, стараются в голове отлистать «учебник», вспомнить, когда они еще с этим сталкивались, и какой был сценарий решения проблемы. И они точно уверены, что этот сценарий сработает снова, но, к сожалению, в бизнесе зачастую так не работает. Например, когда компании говорят: «Наша главная стратегия – это сохранить лидерство». Лидерство сохранить невозможно, его можно только каждый раз выигрывать.
Второй момент – мы очень энергоэффективные машины. Наш мозг так устроен, что мы всегда будем стараться убежать от неизвестности к простым, стандартным вещам.

Бизнес – это реально система. В менеджмент пришла такая история, как бинарная система, то есть система, которая состоит из двух элементов. Система управления состоит из двух элементов: из стратегии и тактики, поэтому мы считаем ее бинарной. Для того, чтобы бинарная система была устойчива, надо чтобы каждый момент времени минимум одна треть ресурсов использовалась для поддержания одного из элементов. Поэтому, чтобы не происходило, наша с вами одна треть ресурсов всегда направлена на стратегию, одновременно с этим другая одна треть ресурсов направлена на практические вещи. На самом деле, у вас есть лишь только одна треть всех ваших ресурсов, которой вы способны управлять и принимать какие-то решения. Поэтому, когда мы с вами говорим про стратегию и тактику в состоянии неопределенности или, когда все замечательно, по сути это ничего не значит – наши ресурсы состоят их трех вещей и вам нужно просто научиться ими правильно жонглировать.

© Диана Устинова