Сельские поселения Челябинской области, ставшей флагманом реформы МСУ в России, оказались заложниками последовавших за этим поправок в Бюджетный кодекс страны.
Сельские поселения Челябинской области, ставшей флагманом реформы МСУ в России, оказались заложниками последовавших за этим поправок в Бюджетный кодекс страны. Главы муниципальных районов решили переложить на села часть отобранных у них полномочий, но денег на их исполнение не дали. В итоге руководители поселений вынуждены ломать головы над решением непростой задачи, как содержать поселковые дороги, не потратив на это ни копейки. Первым заявление об отставке в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед избирателями сегодня положил на стол руководителя Чебаркульского района глава Тимирязевского поселения Владимир Горев. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Последствия второго этапа реформы местного самоуправления, в рамках которого законодатели переписали Бюджетный кодекс РФ, первыми в Челябинской области на себе ощутили жители сельских поселений Чебаркульского района. Cело Тимирязевское Чебаркульского района в новогодние праздники засыпало снегом, но чистить дороги как районные, так и местные власти отказывались, ссылаясь на отсутствие полномочий. В районной администрации говорили, что эту обязанность передали сельским коллегам, а глава поселения отвечал, что денег на работы из района не поступило. Тем временем новый грейдер, специально закупленный администрацией сельского поселения для таких случаев, простаивал в гараже.
Сегодня, 21 января, стало известно, что глава Тимирязевского Владимир Горев попросился в отставку. Поводом послужили все те же перераспределения полномочий и финансов между сельским поселением и администрацией Чебаркульского района. Глава района Александр Король решил вернуть на сельский уровень четыре отнятых ранее полномочия: чистку и ремонт дорог, вывоз ТБО, содержание кладбищ и библиотек. При этом на вывоз мусора и обслуживание свалок в шести деревнях Тимирязевскому согласились выделить 30 тыс. рублей на год. На три кладбища – 15 тыс. рублей на год. Финансирование библиотек сократили на 300 тыс. рублей – с 2,8 до 2,5 млн рублей. А на дороги обещали направить 1 млн 25 тыс. рублей, но не сразу, а лишь после поступления в бюджет налогов по нефтяным акцизам. Если же необходимые финансы не придут, то денег селу на эти цели не дадут. Аналогичная ситуация сложилась и в других сельских поселениях. Таким образом, заключать с подрядчиками контракты на чистку и ямочный ремонт магистралей сельским главам предложили под честное слово.
«Глава района заставляет дороги убирать по большому счету бесплатно. В селе Травники эти полномочия взять также отказались, так как у них вообще нет организации, которая бы чистила и содержала дороги. В районной администрации нам говорят, что мы никуда не денемся – все равно заберем эти обязанности. А через СМИ давят на то, что сельским главам якобы предлагают полномочия, а они не берут. Но при этом они не уточняют, сколько денег на всю работу дают», – возмущается Владимир Горев, добавляя, что лишь после длительных пререканий с главой района смог договориться о том, что деньги на чистку дорог Тимирязевскому будут перечислять ежемесячно.
Горев также подчеркивает, что с новым Бюджетным кодексом все налоги, ранее поступавшие селу, ушли в район, который уже сам формирует объем бюджета для каждого поселения на год. Тимирязевскому с населением 5 тыс. человек на 2015 год выделили 8,7 млн рублей вместо прошлых 16 миллионов. При этом реальные финансовые потребности села с учетом всех возможных сокращений и оптимизаций бюджета составляют 12 млн рублей. «Все, что можно, мы с депутатами уже урезали, в том числе за счет сокращения штата администрации. Оставили лишь уличное освещение, клубную деятельность в селах и небольшие траты на теплоэнергоресурсы и зарплаты сотрудникам администрации. Но денег все равно не хватает», – сетует глава Тимирязевского сельского поселения.
Горев вспоминает, что на публичных слушаниях по бюджету лично задавал вопрос губернатору Борису Дубровскому, который пояснял, что деньги у поселений не заберут – просто они будут аккумулироваться в районе и распределяться ниже. На деле же в 2015 году бюджет Чебаркульского района, отмечает глава Тимирязевского, увеличился на 30 млн рублей и составил 690 млн рублей, при этом финансирование сел сократилось. «По поручению Дубровского в районных и сельских администрациях должна была пройти оптимизация на 10 %. Но в Чебаркульском районе финансовый контроль и бухгалтерию увеличили на 34 %, а содержание администрации на 17 %. И в итоге ее содержание обходится в 34 млн рублей, а всех вместе взятых школ, садиков и других образовательных учреждений района – в 35 млн рублей. Не много ли выходит для районной администрации расходов?» – недоумевает Владимир Горев.
Районная администрация предложила сельским коллегам резать по живому и сэкономить средства за счет единственного для шести ближайших поселков муниципального спортивного клуба «Стронг», созданного в 2012 году Владимиром Горевым и финансируемого в основном за счет местного бюджета. Цена вопроса – 3 млн рублей. «Как я могу своими руками закрыть то, что создал? Прийти к детям и сказать: извините, я вас на улицу выбрасываю? Поэтому я написал заявление об отставке и предложил главе района самому набраться смелости сказать о закрытии клуба детям, – возмущается Горев, отмечая, что таким образом он предлагает направить свою зарплату в размере 200 тыс. рублей за полгода, которая освободится до выборов после его отставки, на сохранение спортклуба. – А так, что при мне его закроют, что без меня. Все, что мог, я сделал. Депутаты рассмотрят мое заявление на сессии в начале февраля. После буду заниматься тренировками детей ближайших поселений. У меня ведь и чемпионы России, и даже одна чемпионка мира по кикбоксингу занимается».
По словам главы Чебаркульского района Александра Короля, на сегодня проблем с передачей полномочий сельским поселениям в его муниципалитете нет. Последние вопросы он решил вместе с главами на совещании в Тимирязевском во вторник, 20 января. «Все обязанности, которые мы планировали, все главы взяли с финансированием. Мне нет разницы, району ли эти полномочия исполнять или поселкам. Но вместе с главами мы решили, что действительно они их лучше выполнят, чем район. Соглашения заключены, в том числе с главой Тимирязевского сельского поселения, который не подписывал документ из-за неправильного, по его словам, распределения средств. Мы все объяснили, депутаты приняли решение, сегодня глава Тимирязевского подписал соглашение и утром привез в районную администрацию», – прокомментировал он журналисту «УралПолит.Ru».
На вопрос о предстоящей отставке главы Тимирязевского Александр Король рекомендовал обратиться напрямую к Владимиру Гореву. «Я его никуда не отправляю. У меня нет таких полномочий», – пояснил он.
Депутат заксобрания Челябинской области от ЛДПР Андрей Ткаченко рассказывает, что в связи со сложившейся в селах ситуацией избиратели обращаются к нему с просьбами инициировать принятие поправок в законодательство, которые позволили бы местным властям наладить нормальную жизнь в поселках: убирать и вывозить мусор, чистить и содержать дороги, чего от них и ждет население. «Все это теперь полномочия властей района. Но у них, похоже, нет ни желания, ни умения решать эти проблемы. В Тимирязевском на балансе есть дорожная техника, но нет ни полномочий по содержанию дорог, ни, что главное, денег на их осуществление. Надо быстрее возвращать поселковым муниципалитетам полномочия и источники их финансирования. Без этого все муниципальная реформа в глазах простых людей – чиновничья блажь и фикция. А поселковые главы должны становиться реальной властью», – комментирует парламентарий.
У депутата вызывает сомнения принцип распределения районами средств между поселениями: «Кажется, сегодня только от личной благосклонности районного чиновника зависит, сколько из бюджета получит тот или иной муниципалитет. Это, кстати, очень хорошо видно на примере Чебаркульского района, где дотации за счет бюджета для Тимирязевского в 2015 году составят 8 млн рублей, зато для Кундравинского, которым руководит брат главы района Виктор Король, – около 13 млн рублей».
За исключением Кундравинского, по словам Владимира Горева, равное финансирование в размере 8 млн рублей в 2015 году вместе с Тимирязевским выделено также Травникам, где численность населения составляет так же 5 тыс. человек, и соседним селам с населением 2,5-3,5 тыс. человек. Такую разницу в районной администрации поясняют собственными расчетами.
Руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман называет это явление массовым и связывает с принятием федерального закона 136-ФЗ о реформе МСУ. «Президент говорил, что это способ укрепления поселенческого самоуправления, с которого снимаются все несвойственные ему полномочия, а финансы остаются. А на деле в декабре приняли поправки в Бюджетный кодекс РФ и 40 % доходов поселений изъяли, передав их на уровень районов. Районы же сейчас в массовом порядке с новыми полномочиями справиться не могут и возвращают их, но уже без денег», – комментирует он. И приводит еще ряд примеров в других районах Челябинской области.
Так, в Бродокалмаке после передачи полномочий по содержанию 60 км автомобильных дорог району и последующего их возврата финансирование этой деятельности сократилось в четыре раза – с 2 млн рублей до 500 тысяч. В Троицком районе возникла проблема со сферой культуры: где-то, по словам эксперта, просто сокращают штат работников, а где-то вообще закрывают учреждения культуры из-за недостатка финансирования.
«Для сельских поселений это больная тема. Чтобы решить этот вопрос, необходимо законодательно закрепить доходные источники сельских поселений. Мы обращались к президенту, получили ответы из правительства РФ, Минфина, Госдумы. Все отсылают к региональному законодателю, которому предоставили возможность более свободно регулировать этот вопрос. Именно региональный законодатель должен устанавливать дополнительные меры финансовой поддержки поселенческого самоуправления. Но пока этого не видно, и ситуация только ухудшается», – рассказывает Юрий Гурман.
В ответ на обращение Ассоциации сельских муниципальных образований в региональном заксобрании пояснили, что «объем финансирования муниципалитетов в 2015 году не сокращался, а по поводу их распределения районы и поселения должны разбираться между собой». «В Челябинской области на сегодня сложилась порочная система межбюджетных отношений, когда средства для сельских поселений поступают к ним не напрямую с регионального уровня, а через муниципальные районы. Те же эти деньги не отдают и хотят тратить сами. Все эти проблемы поселения ощущают на собственной шкуре, и главы вынуждены соглашаться с условиями районов», – подытоживает Гурман.
Отметим, вопросом передачи районами полномочий и финансов сельским поселениям уже заинтересовалась региональная прокуратура. В конце декабря ее представители приняли участие в круглом столе по данной теме, где пообещали взять на контроль заключение соглашений между районными и поселенческими главами и добиться их публичности.
Фото портала
© Дарья Невзорова
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях