​«Имитация бурной деятельности». Счетная палата нашла миллиардные нарушения в работе Фонда развития Югры

Деньги Фото: Евгений Поторочин

Представители Счетной палаты ХМАО обнародовали информацию о результатах проверки обоснованности и эффективности использования средств, выделенных в качестве субсидий Фонду развития Югры. Деньги должны были пойти на укрепление материально-технической базы учреждений автономного округа, реализацию госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта», а также на господдержку предприятий, реализующих проекты в сфере обрабатывающей промышленности. Аудиторов интересовал период 2019-2020 годов, и, судя по отчету палаты, итоги ревизии можно назвать неудовлетворительными. Руководители фонда, а также двух окружных департаментов получили представления.

В документах Счетной палаты ХМАО, проводившей проверку рационального и эффективного использования субсидий, предоставленных Фонду развития Югры, указан длинный список нарушений на сотни миллионов рублей. При этом контроль средств осуществлялся неэффективно, те же заседания Попечительского совета фонда, надзирающего за его деятельностью, в 2019 году просто не проводились.

Также аудиторы констатировали, что из 24 инвестиционных проектов, реализуемых в округе при непосредственном участии Фонда развития Югры, по трем вовсе не проводятся работы, в том числе в установленные сроки. Речь идет о строительстве мостового перехода через реку Обь в Октябрьском районе (сроки строительства не определены), скандально известном проекте «Промышленное освоение Приполярного Урала в границах Югры, в том числе строительство автомобильной дороги Саранпауль – Игрим» (начало строительства запланировано на 2019 год), а также создании объекта концессионного соглашения путем переработки действующей региональной навигационно-информационной системы ХМАО (начало строительства было запланировано на 2020 год).

Упоминается в материалах ревизии, к примеру, широко распиаренный в свое время проект «Корпорации развития» по созданию завода «Полярный кварц». У одноименного АО, к слову, по итогам 2020 года чистый убыток достиг 789,4 млн рублей, а в 2019 компания находилась под угрозой банкротства. В Счетной палате отметили, что фонд, будучи одним из акционеров (доля акций 29,999838 %), при этом не имел права увеличивать уставный капитал общества.

«Неправомерно внесен вклад в имущество АО «Полярный кварц» в виде денежных средств в размере 250 млн рублей (договор вклада в имущество АО «Полярный кварц»). В ходе проверки исполнения условий договора вклада в имущество установлено, что использование АО «Полярный кварц» средств вклада по состоянию на 31.12.2020 года составило более 199,38 млн рублей, или 79,8 % от размера вклада (из них: более 79,13 млн рублей – погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; более 51,38 млн рублей – возврат займов)», – следует из отчета аудиторов.

При этом в установленные сроки «Полярный кварц» так и не осуществил перенос и пуско-наладку лаборатории и иного технологического оборудования из Кыштыма Челябинской области в Нягань (до 1 октября 2020 года), не провел проектные, строительно-монтажные работы по вводу в промышленную эксплуатацию 1-й очереди завода в Нягани (до 31 октября 2020 года), а также не приобрел необходимые материалы, технику и оборудование для производственного процесса (до 31 декабря 2020 года). Любопытно, что «Корпорация развития», прежний оператор проекта, рапортовала о запуске стартовой очереди еще в далеком 2012 году.

Были выявлены и факты выдачи в качестве субсидий сумм на сотни миллионов рублей под минимальные проценты предприятиям, не занятым в секторе обрабатывающей промышленности. Кроме того, не велся контроль использования бюджетных средств. Условия об этом отсутствовали в договорах с исполнителями работ.

«Нарушение фондом, являющимся получателем субсидий, условий их предоставления, выразившееся в невключении в договоры согласия исполнителей, на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию Фонду развития Югры, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий содержит признаки состава административного правонарушения «Нарушение условий предоставления субсидий», ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ», – отметили в Счетной палате.

Аудиторы указали, что по результатам проверки в отношении двух должностных лиц Фонда развития Югры были составлены протоколы об административных нарушениях. В целом же санкции были применены к нескольким десяткам управленцев. Судами общей юрисдикции в отношении должностных лиц вынесено 32 решения, в том числе по апелляционным жалобам, которыми установлена их вина и наложены штрафы.

Впрочем, это далеко не все нарушения законодательства, вскрывшиеся в ходе ревизии представителей Счетной палаты. Так, например, в рамках проводимых фондом мероприятий по предотвращению распространения COVID-19 в период введения режима повышенной готовности была организована перевозка авиарейсом граждан России, находящихся за пределами РФ, в ХМАО. В общей сложности самолет доставил домой 190 граждан. Среди них 100 проживающих в автономном округе, 58 жителей Тюменской области, 25 из ЯНАО и семь человек из других регионов.

Стоимость чартера составила 28,85 млн рублей. И если расходы по организации перевозки жителей ЯНАО фонду в полном объеме возместило НКО «Фонд «Сотрудничество Ямала», то деньги за доставку граждан, проживающих в Тюменской области, на 1 марта 2021 года в сумме более 9,14 млн рублей так и не были возмещены.

Особо в Счетной палате выделили манипуляции при выделении Деппромом Югры субсидии фонду на проекты в рамках госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта». Деньги направлялись на инвестпроект «Молодежно-спортивный комплекс в Ханты-Мансийске», а также два универсальных спорткомплекса (УСК) в микрорайоне Иртыш и на улице Студенческой. Реализовывался этот проект через созданную фондом АНО «Развитие».

Согласно Порядку предоставления субсидии на реализацию инвестпроекта в сфере спорта, объем его финансирования не мог превышать 2,962 млрд рублей, а результат предполагал создание, оснащение и ввод в эксплуатацию объекта.

«При этом в паспорте инвестпроекта объем финансирования завышен на 2,708 млрд рублей и составил 5,67 млрд; результат реализации инвестиционного проекта не содержит условие об оснащении вводимых в эксплуатацию объектов УСК-1 и УСК-2 <…> Деппромышленности неправомерно принято решение о предоставлении субсидии Фонду развития Югры на финансовое обеспечение затрат фонда на реализацию инвестпроекта и заключены соглашения о предоставлении субсидии на общую сумму более 1,899 млрд рублей. В нарушение положений Порядка предоставления субсидии на реализацию инвестпроекта в сфере спорта в отсутствие решения Набсовета фонда (о предоставлении средств субсидии АНО «Развитие» в качестве имущественного взноса) Деппромышленности Югры неправомерно перечислена субсидия фонду в размере свыше 949,56 млн рублей (из более чем 1,899 млрд)», – сообщили в Счетной палате.

Примечательно, что в Обоснованиях экономической целесообразности строительства УСК предусмотрена передача двух универсальных спорткомплексов после ввода в эксплуатацию в казну автономного округа. Однако в госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта», Порядке предоставления субсидии на реализацию инвестпроекта в сфере спорт и соглашениях о предоставлении субсидии отсутствуют положения, предусматривающие передачу УСК-1, УСК-2 в региональную казну.

«Фактически соглашением о совместной реализации инвестиционного проекта предусмотрено, что АНО «Развитие» обязуется в установленном законом порядке осуществить оформление права собственности на созданные объекты УСК-1, УСК-2 <…> В случае передачи в собственность Фонду развития Югры УСК-1 и УСК-2 (назначение которых – занятие мини-футболом, баскетболом, волейболом и проведение региональных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований) использование их фондом не будет соответствовать целям, предмету и видам его деятельности, определенным Уставом фонда», – подчеркивают аудиторы.

По итогам проверки генеральному директору Фонда развития Югры Сергею Афанасьеву (в период, охваченный проверкой, им руководил Роман Генкель – прим. ред.), руководителю окружного Деппрома Кириллу Зайцеву и главе Депспорта ХМАО Сергею Артамонову были направлены представления для устранения выявленных нарушений.

Чиновники уже проинформировали аудиторов о принимаемых мерах, однако, без указания конкретных действий.

«В адрес Счетной палаты автономного округа в установленный срок от Фонда развития Югры, Деппромышленности Югры, Департамента физической культуры и спорта автономного округа поступила информация о принятых решениях и мерах по результатам рассмотрения представлений. Результаты принятия мер находятся на контроле Счетной палаты», – следует из информационного сообщения на сайте СП.

Итоги ревизии уже оценивают наблюдатели. Так, представители регионального депкорпуса пообещали подробно разобрать результаты, озвученные аудиторами.

«Исходя из озвученного, нарушения вопиющие. Но нам необходимо детально изучить их, чтобы давать свои оценки. Без внимания это не останется», – заверил депутат думы ХМАО-Югры Халид Таги-заде.

В свою очередь, собеседник издания, близкий к управленческим структурам региона, склонен объяснять нарушения, вскрывшиеся в ходе проверки Счетной палаты, кадровым кризисом. С его точки зрения, большинство из них обусловлены недостатками квалификации должностных лиц, в чьи обязанности входит распределение финансовых потоков.

«Поражает непрофессионализм управленческого звена. Отсюда, скорее всего, происходит и безответственность. Рамок у людей нет, они даже зачастую не понимают, что делают. Возможно, играет роль и принцип «Ты мне, я тебе», еще с советских времен известный. Но тогда был ОБХСС, которого боялись, а сейчас Счетная палата, а она может озвучивать нарушения, но реальных рычагов воздействия не имеет. Взять кого-либо под руки она не может. А все эти отделы по борьбе с коррупцией, с экономическими преступлениями носят, к сожалению, в основном эфемерный характер», – высказывает суждения управленец.

Фактически, по его словам, персональная ответственность за каждый подписанный документ и за каждое направление «сменилась коллективной безответственностью», а «имитация бурной деятельности в департаментах и фондах выливается в нулевой или низкий КПД».

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий.

Автор: Александр Филиппов


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.