​«Режут миллиарды на реформу ТКО, а на местах отказывают инвесторам». С какими проблемами столкнулся отраслевой бизнес в Свердловской области

Отходы Фото: Екатерина Лазарева

Свердловская область испытывает острый дефицит средств для строительства новых объектов инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Это вынуждает управленцев корректировать планы. Регион в итоге может недосчитаться более полутора десятков объектов суммарной стоимостью, превышающей 3 миллиарда рублей, причем особенно ощутимо это скажется на небольших муниципалитетах, испытывающих острую нехватку отраслевой инфраструктуры. Среди причин корректировки территориальной схемы обращения с ТКО источники издания называют значительное повышение стоимости оборудования и работ, а также увеличение транспортных расходов. Среди наиболее серьезных проектов, строительство которых будет перенесено в неопределенное будущее, значится, например, мусоросортировочный комплекс и полигон, ориентированный на нужды столицы Урала. На местах тем временем уже возникают трения между муниципальными чиновниками и бизнесом, готовым вкладываться в возведение отраслевых объектов. О ситуации на мусорном рынке Среднего Урала – в материале УралПолит.Ru.

Министерство энергетики и энергетики ЖКХ Свердловской области обнародовало предложения по корректировке территориальной схемы по обращению с отходами. Как следует из документов, в регионе могут быть значительно урезаны инвестиционные планы по возведению инфраструктурных объектов.

В общей сложности исключению из планов строительства на неопределенный период могут быть исключены 17 объектов общей стоимостью свыше 3,3 млрд рублей и суммарной мощностью 650 тыс. тонн обработки и 550 тыс. тонн захоронения в год.

В частности, в списке значатся полигон и мусоросортировочный комплекс в Качканаре, аналогичные объекты в Верхней Салде, реконструкция мусоросортировочных линий на полигонах в Кушве и Красноуральске, строительство мусоросортировочного комплекса в Новоуральске и реконструкция местного полигона, мусоросортировочные объекты в Артемовском, Сухом Логу и полигон в том же Артемовском. Также предлагается исключить планы по созданию сортировочной линии в составе перегрузочной станции в Екатеринбурге и такого же объекта в составе полигона в Рефтинском, а также участок компостирования органических отходов в составе мусоросортировочного комплекса «Широкореченский».

Особняком стоит отказ от планов от создания полигона ТКО и промотходов, а также мусоросортировочной линии «Екатеринбург-Север», изначально запланированных к вводу на 2024 год. Стоимость их превышает 1,5 млрд рублей.

Проект новой редакции территориальной схемы по обращению с ТКО в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, которое продлится до 13 июня, а предложения в региональном МинЖКХ ждут до 29 мая.

Среди причин корректировки терсхемы, среди прочего, называются «изменения статистических данных, характеризующих текущее социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации».

«Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области – организационный документ, включающий не только организацию текущей деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО, но и стратегические цели и задачи по формированию и созданию современной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО», - отдельно отмечается в документах министерства.

Между тем, «Екатеринбург-Север» предполагал создание мусоросортировочного комплекса мощностью до 150 тыс. тонн в год и нового полигона ТКО объемом до 400 тыс. тонн отходов ежегодно. При этом даже был определен земельный участок в районе Верхней Пышмы, прошедший необходимые согласования и экспертизы. Этот объект планировался как резерв для проекта «Екатеринбург-Юг» мощностью 700 тыс. тонн отходов в год, который удовлетворил бы запросы всей агломерации Екатеринбурга и городов-спутников. Однако теперь, судя по всему, от него придется отказаться.

Специалисты, знакомые с планами властей, отмечают, что в текущей ситуации проект «Екатеринбург-Север» можно рассматривать как избыточный, поскольку «Екатеринбург-Юг» покрывает всю необходимость в местах концентрации отходов, задумываясь как единый кластер.

«Да, такие планы озвучивались. Но следует понимать, что нынешняя экономическая ситуация требует, как говорится, семь раз отмерить, один отрезать. Не то время, чтобы разбрасываться деньгами, особенно, если это связано с бюджетным финансированием, а в Свердловской области, к сожалению, не Клондайк. Поэтому отказ от строительства и реконструкции ряда объектов, хотя лучше назвать это сдвигом, поскольку рано или поздно делать это все равно придется, выглядит обоснованным. Да, для малых муниципалитетов вопрос стоит остро, но и деньги сейчас не в избытке», - рассуждает собеседник издания, близкий к управленческим структурам региона.

Помимо этого, источник агентства указывает, что планы верстались как некая «образцовая система в сфере обращения с отходами», однако текущая ситуация сделала их трудновыполнимыми.

«Резко возросла стоимость оборудования, возникли логистические проблемы. Кроме того, и это ни для кого не секрет, ощущается недостаток доступного финансирования и в целом неопределенная ситуация. Повышать финансирование за счет тарифов тоже нельзя из-за действующих ограничений стоимости услуг. В силу комплекса этих факторов и предлагается принять пусть нелегкое, но неизбежное решение – отказаться от ряда позиций. При этом не исключаю, если ситуация рано или поздно стабилизируется, к ним вернутся, да и бизнес наверняка проявит интерес к финансово емкой отрасли», - добавил управленец.

При этом стоит отметить, что целый перечень муниципалитетов Среднего Урала остро нуждается в модернизации и строительстве новых объектов, а существующие, в том числе, в столице Урала, достигли критической точки.

Интересно, что планы по сокращению мощностей затронули не только муниципалитеты, обозначенные в документах, но и другие, в них не упомянутые. Так, например, трения с чиновниками, как рассказывают собеседники издания, проявились в Асбесте, где частные инвесторы предлагали построить мусоросортировочную станцию. При этом информация о нежелании чиновников реагировать на предложения дошла и до местных жителей.

«На фоне того, что Свердловская область испытывает резкий дефицит средств для реализации намеченных планов в сфере обращения ТКО, руководство Асбестовского городского округа отказывает инвесторам в выделении земельного участка для реализации проекта по переработке отходов, мотивируя это тем, что «несвоевременно». Действительная причина сложившейся ситуации, не исключено, не столько в нехватке средств, сколько в абсолютном нежелании муниципальных органов власти брать на себя ответственность за развитие территорий. Им проще не делать ничего, лишь бы не привлекать к себе внимания», - оценивают ситуацию горожане.

Оценками отказа в сотрудничестве с потенциальными инвесторами с изданием поделился депутат городской думы Асбеста Сергей Ларионов. По словам собеседника агентства, бизнес-структуры предлагали создать на территории муниципалитета объект по мусоропереработке рядом с существующим полигоном.

«Предлагалось построить станцию, чтобы снизить нагрузку на площадку. С этим предложением предприниматели выходили на администрацию. Однако, как я понимаю, в мэрии себя повели неоднозначно. Стоит отметить, что у нас уже был опыт, когда резались планы по крупным инвестиционным проектам, в частности, в 2017 году, когда к власти приходили представители оппозиции. Я считаю, что любая инициатива инвесторов должна восприниматься на ура, но этого не происходит. Наоборот, на совещаниях инвесторам начинали говорить о разных недоработках, дополнительной нагрузке на дороги и тому подобном», - говорит собеседник издания.

Такую позицию чиновников представитель депкорпуса называет «странной» и найти рационального объяснения ей не может, тем более, все риски по реализации проекта брали на себя предприниматели.

Негативно на складывающуюся ситуацию реагируют и в уральском бизнес-сообществе, подчеркивая, что в данном случае речь идет не о бюджетных, а о собственных вложениях.

«Как говорят коллеги, а мы много общаемся с представителями власти, с таким отношением, как в Асбесте, столкнулись впервые. Там предлагали вложить в объект по переработке отходов порядка 314 миллионов. За всю постсоветскую историю моногорода здесь не было ни одного реализованного крупного инвестпроекта, зато была шумная история с планами ТОСЭР, но местная оппозиция устроила обструкцию, и в итоге все это осталось только на бумаге», - говорят предприниматели Свердловской области.

Стоит отметить, что даже далеко не все чиновники согласны с позицией администрации. Собеседник агентства в мэрии на условиях анонимности высказал свою точку зрения на взаимоотношения управленцев с бизнес-сообществом.

«У нас, вместо рассмотрения нужных городу проектов, предпочитают устраивать бесконечные комиссии с пятью комитетами, задавать там вопросы, вообще не имеющие отношения к сути. Всего-то требуется рассмотреть заявку и выделить участок где-то на отвалах. Никто денег не просит, хотят работать, а получают бюрократический пинг-понг в течение года. Интересно, что сами эти комиссии и комитеты ничего не решают, никакой регламент выработать не могут. Видимо, власть это положение устраивает. То ли это имитация бурной деятельности с комиссиями, протоколами на десятки страниц и письмами, то ли нежелание вообще ничего менять из-за боязни конфликтов, то ли упорное противодействие новым трендам на рынке ТКО», - заключает чиновник.

УралПолит.Ru продолжит следить за развитием событий. 

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров