«Коронакризисный» год существенно подорвал финансовое благополучие даже нефтегазовых «гигантов»

Деньги
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: Евгений Поторочин

Ни для кого ни секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

«Голодающее» Приобье

Товарный оператор «Юкатекс-Югра» Артем Немолот объявил голодовку с целью привлечь внимание руководства компании (а заодно общественности и контролирующих органов). Как пояснил сам сотрудник предприятия в соцсетях, он добивается восстановления прежнего уровня заработной платы. Правда уже через несколько дней свою акцию протестующий свернул, объяснив это тем, что ситуацию на личный контроль взяла уполномоченный по правам человека в ХМАО Наталья Стребкова.

Как пишут СМИ, в августе «Юкатекс-Югра» уже объявлял голодовку по такому же поводу, и тогда руководство компании удовлетворило требования сотрудника. Любопытно, что в прошлом году сотрудники предприятия также жаловались на проблемы с выплатой зарплаты и тоже сообщали о готовящейся голодовке. Видимо, отказ от пищи пока является наиболее эффективной стратегией в борьбе за трудовые права. Правда непонятно, будет ли она работать дальше, и дело тут не в нежелании руководства – ослепительными финансовыми перспективами «Юкатекс-Югра» похвастаться не может. Согласно финансовому отчету компании, по итогам прошлого года ее чистая прибыль составила всего 7,6 млн рублей, а рентабельность активов оценивалась в 0,3%. Для сравнения: 2018 год предприятие закончило с убытком 3,3 млн рублей и рентабельностью активов в – 0,2%. Текущий «коронакризисный» год со всеми вытекающими существенно подорвал финансовое благополучие даже нефтегазовых «гигантов», а говорить о стабильности небольших компаний в сфере ТЭК явно не приходится.

Вообще непонятно, как такие небольшие компании еще умудряются выживать при «курсе на укрупнение» (читай – банкротство и поглощение), который актуален в нефтянке последние 10-15 лет. Что касается конкретно «Юкатекс-Югра», то, возможно, еще несколько лет назад ее спасало покровительство бенефициара. Однако мажоритарный акционер банка «Югра» Алексей Хотин (именно его связывают с компанией) был арестован в рамках уголовного дела о хищении из этого банка 7,5 млрд рублей в 2019 году. Сейчас учредителями «Юкатекс-Югра» являются Claybrook Limited и Actionbrook Limited, связанные с компанией Exillon Energy, долей которой владеет сам Алексей Хотин. Как видно, проблем у «Юкатекс-Югры» хватает. Не исключено, что в ближайшее время голодать придется всем сотрудникам предприятия, правда, уже не в рамках протестной акции. Остается надеяться, что люди смогут найти себе новую работу или активом заинтересуется какая-нибудь федеральная компания. Для того же Алексея Хотина последний вариант не самый приятный, но тогда есть шанс, что голодать сотрудникам не придется.

Поможет ли вычет?

Прошедшая неделя оказалась достаточно «интересной» для нефтяников в плане законодательства. Президент РФ подписал закон, согласно которому пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть, которая сейчас составляет 10% от полной ставки вывозной пошлины, отменяется уже с 2021 года. Согласно расчетам Минфина РФ, планируется, что в следующем году федеральный бюджет получит от этого почти 19 млрд рублей. Как уже оценили коллеги из федеральных СМИ, в большей или меньшей степени закон затронет все крупные ВИНКи. Вместе с тем главой государства был подписан и другой закон о предоставлении налоговых вычетов при добыче нефти на некоторых участках в ХМАО. Предельный размер вычета не превышает 3,83 млрд рублей за налоговый период при условии, что средняя цена нефти Urals за этот период превышала базовую цену, заложенную в бюджете РФ. Если же цена нефти оказалась на уровне или ниже базовой, то вычет не предоставляется. Летом сообщалось, что базовая цена нефти в российском бюджете на этот год составляет $42,4 за баррель.

Таким образом, российские нефтяные компании со следующего года в очередной раз могут недосчитаться прибыли. Рассчитывать на налоговый вычет, наверное, можно, но со 100% вероятностью никто не берется предсказывать цены на нефть даже в среднесрочной перспективе. К примеру, со 2 октября цена на баррель марки Urals не поднималась выше $42,4 и варьировались от $38,7 до $41,46.

Продолжаем снижение

Системный оператор Объединенной энергосистемы Урала продолжает фиксировать падение потребления и генерации электроэнергии. Потребление электроэнергии в ОЭС Урала за девять месяцев этого года составило 180 165,3 млн кВтч – это на 5,6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Системного оператора это связано со снижением потребления ключевых потребителей территории: например, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на 11,8%, АО «Транснефть-Сибирь» – на 19,9 %, АО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» – на 11,3%, ПАО «Сургутнефтегаз» – на 6,7%, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» – на 17,6%, ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» – на 50,1%. Отметим, что такая тенденция касается не только нефтегазовые компании, большинство из которых снизили уровень добычи и транспортировки углеводородов из-за падения спроса. Вполне закономерным выглядит и снижение потребления электроэнергии в других отраслях: Надеждинский металлургический завод – на 46,8%, Магнитогорский металлургический комбинат – на 6,6%, Челябинский трубопрокатный завод – на 54,7%, и т.д. РЖД в границах Челябинской и Свердловской областях тоже находится в данном перечне: снижение на 14 и 7,9% соответственно. В итоге выработка электроэнергии электростанциями ОЭС Урала с января по сентябрь этого года составила 181 054,2 млн кВтч, что на 7,5% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Вывод достаточно прост – объемы промышленного производства падают и крупная промышленность (читай – основные налогоплательщики территории) цепной реакцией «тянет» за собой и другие отрасли, начиная от собственных подрядчиков, заканчивая бюджетными организациями, финансируемые за счет налогообложения тех самых промышленников.

На фоне такой не особо оптимистичной картины у самих энергетических компаний-генераторов все относительно неплохо. Конечно, за первое полугодие многие из них отчитались о снижении чистой прибыли, но для энергетиков пока все не так критично. Спасают особенности российского оптового рынка электроэнергии и мощности – более 50% платежей основные потребители (крупные предприятия) платят именно за мощность, вне зависимости от фактического объема поставленной энергии. Несколько хуже в данной ситуации будут чувствовать себя сетевые компании, прибыль которых зависит как раз от фактических объемов переданной электроэнергии.

Автор: Александр Жезлов

© Вероника Борзова