​«Чубайс может за свои инвестиции не опасаться»

Электроэнергия
УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: Елена Майорова

Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.

Плата за солнце

«Зеленые» тренды в энергетике продолжают набирать обороты. Не обходят стороной эти тенденции и регионы УрФО. Иногда – даже невзирая на экономическую составляющую. Естественно, дело вовсе не в экономике, а в политике и интересах определенных групп лиц. Ну а что, на ВИЭ даже в России можно заработать, если правильно поставить дело.

Проект по строительству солнечных электростанций (СЭС) на территории Свердловской области был поддержан Агентством по привлечению инвестиций Свердловской области. Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписано с Группой компаний «Хевел» (российская компания, занимающаяся производством и строительством солнечных электростанций). Ранее проект был включен в утвержденную губернатором региональную схему развития электроэнергетики Свердловской области на 2021 – 2025 годы. Согласно схеме, уже в этом году в регионе будут введены в эксплуатацию три СЭС: две, мощностью 15 и 18 МВт в Артинском районе, и еще одна, мощностью 4,9 МВт – в Богдановиче. Как сообщили в ГК «Хевел», стоимость инвестиционного проекта составляет 2,8 млрд рублей, а на розничный рынок электроэнергии объекты будут выведены в 2022 году.

Напомним, в прошлом году мы уже писали о строительстве СЭС в Артинском районе. Вопросы остаются те же: насколько востребована будет электроэнергия от СЭС на отдаленной территории без крупных потребителей и со стабильным оттоком населения. Также интересно, за счет чего и как долго будут окупаться СЭС «Хевел», если в региональной схеме развития электроэнергетики Свердловской области четко прописано, что «объекты не входят в базовый прогнозный баланс (потребления и генерации) и не учитываются при расчете режимно-балансовой ситуации». То есть все факультативно, и никакой стратегической нагрузки не несет. Впрочем, здесь все понятнее: пока в России еще действует программа ДПМ ВИЭ, «Хевел», одним из основателей которой, к слову, является главный лоббист ВИЭ в России (наверное, теперь уже бывший?) господин Чубайс, может за свои инвестиции не опасаться. Если совсем упрощенно – за ВИЭ-генерацию, которая, к слову, никогда не сможет обеспечить стабильную поставку мощности как минимум из-за того, что солнце светит не всегда, платят крупные промышленные потребители. В том числе – потребители Свердловской области.

Ветер Михельсона

«НОВАТЭК» заявил о намерении построить вертопарк около порта Сабетта в ЯНАО. В компании отметили, что пилотный проект мощностью 20 МВт будет использовать для собственных нужд, а в случае успеха возможно расширение мощностей до 160 МВт. Планы солидные, но пока трудно оценивать вероятность их выполнения. Напомним, что только к моменту запуска первой линии завода Ямал-СПГ на местной ТЭЦ уже работало четыре газотурбинных блока из восьми мощностью по 47 МВт каждый. Также в рамках проекта планируется установить гибридную систему – ветрогенераторы в связке с дизельной электростанцией. При этом в компании также прорабатывается возможность ее использования для производства «зеленого» водорода.

Если увлечение «зеленой» энергетикой в России по большей части носит, скорее, политический, а не общественный или экономический характер, то случай с «НОВАТЭКом», который, как правило, денег на ветер не бросает, невольно заставляет сомневаться. Как минимум радует уточнение о гибридной системе, позволяющее сделать вывод о том, что в «НОВАТЭКе» не рассчитывают на ветряную погоду 365 дней в году. Конечно, научные исследования уже давно подтвердили, что арктическая зона РФ обладает огромным потенциалом в плане производства электроэнергии из ветра, однако как показывает практика, ветряки имеют свойства замерзать при низких температурах. Всем привет из Техаса. И содержание (плюс строительство) достаточно крупного ветропарка в Арктике может обойтись довольно дорого. Хорошо бы еще «в ноль» выйти. В связи с этим, не очень понятно, зачем ставить ветряки, если для производства электроэнергии «НОВАТЭК» использует природный газ, который тут же и добывает.

Возможно, проект имиджевый. Не исключено, что Леонид Михельсон, хорошо понимая общую повестку, также решил не оставаться в стороне, как, например, с производством водородного топлива, а рентабельность которого до сих пор вызывает много вопросов. Хотя, имиджевую составляющую тоже можно монетизировать.

Сапожники без сапог, газодобытчики без газа

В Ноябрьске (ЯНАО) анонсировали строительство первой в городе автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). Проект был утвержден ООО «Газпром газомоторное топливо». Однако судя по всему в своем большинстве на данной заправке будут заправляться муниципальные автобусы, работающие на метане, которые город закупил еще в прошлом году, и, возможно, определенная часть корпоративного транспорта «Газпром добыча Ноябрьск». На резкий скачок спроса в частном сегменте рассчитывать не приходится. Конечно, опыт работы АГНКС в газодобывающем регионе (в том же Надыме или Новом Уренгое) имеется, правда и в этих случаях речь идет либо о корпоративном, либо о муниципальном транспорте.

Казалось бы, что мешает газодобытчикам перевести свои авто на газ, который дешевле бензина, от которого двигатель изнашивается медленнее и, наконец, которого в округе много? На деле все довольно прозаично – отсутствует развитая заправочная инфраструктура. Например ближайшая АГНКС от Ноябрьска находится в Сургуте, а это более 300 км. Неудивительно, что газом в качестве топлива пользуются в основном те, кто привязан к локальным маршрутам, а значительная часть автолюбителей ХМАО и ЯНАО предпочитают выезжать на своих машинах за пределы региона в отпуск. Странным выглядит и то, что даже перевод муниципалов на газ на Ямале начался сравнительно недавно, в то время как многие центральные и поволжские регионы начали активно работать с этой темой еще в середине 2010-ых, не имея никакой ресурсной базы за исключением трубопровода, проходящего по их территории. В защиту Ямала, конечно, можно сказать, что доля метана на российском топливном рынке сегодня составляет всего около 1%. С другой стороны, добывая и транспортируя природный газ, ЯНАО продолжает оставаться в аутсайдерах по уровню использования газомоторного топлива в частном сегменте. Видимо пока решили наверстать за счет городских автобусов. 

© Вероника Борзова