Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Вежливый отказ «Сибура»
На прошлой неделе в «Сибуре» высказались об арктических проектах. В компании заявили, что «рассматривают возможность работы в арктическом регионе, однако пока предприятие выступает в качестве потенциального партнера для проектов на Ямале». В пресс-службе «Сибура» достаточно тактично сформулировали позицию: «Компания не исключает появления проектов, которые, с учетом объема располагаемых недропользователями запасов арктического региона, в том числе через газопереработку и нефтегазохимию, могут демонстрировать приемлемую рентабельность». В переводе с дипломатического языка это означает: «Свои деньги в анонсированный нефтегазохимический кластер на Ямале мы вкладывать не будем, а если вы найдете эти деньги, то «Сибур» с удовольствием выступит, например, в качестве оператора проекта. Благо, опыт имеется».
Стоит отметить, что в последние несколько недель в профильных СМИ и телеграм-каналах, говоря о потенциальных нефтегазохимических проектах в Арктике, начали вспоминать один из самых крупных долгостроев – газохимический комплекс в Новом Уренгое (ЯНАО), который не могут (а скорее всего – не хотят) запустить уже 30 лет. Хотя данный комплекс непосредственно к «Сибуру» отношения не имеет, пример весьма показательный. В прошлом году, в материале о совещании в Тобольске, посвященном развитию нефтегазохимической отрасли, мы уже упоминали этот пример: нефтегазохимические проекты, конечно, подразумевают выпуск продукции с добавленной стоимостью, однако для самой отрасли характерна сравнительно низкая маржинальность при существенных капитальных затратах. А если учесть, что нефтегазохимический проект, анонсированный в прошлом году премьер-министром РФ, подразумевается реализовывать на полуострове Ямал, то капитальные затраты значительно возрастают – сложная логистическая схема, строительство за Полярным кругом, «северные» зарплаты специалистам и т.д. Ну и традиционный вопрос: насколько рентабельным будет транспортировка продукции к потенциальным рынкам сбыта?
Ждать от «Сибура» инвестиций в ямальский нефтегазохимический комплекс вряд ли стоит. «Газпром», который сейчас переживает не лучшие времена, тоже не горит желанием вкладываться в проект. И наверняка руководство страны это понимает. Поэтому интересно, на что рассчитывали президент и премьер-министр, анонсируя нефтегазохимический проект на Ямале и инвестиции в отрасль до 5 трлн рублей?
Блефует ли Михельсон?
На прошлой неделе «НОВАТЭК» и Uniper подписали меморандум о взаимопонимании в целях изучения и оценки возможностей развития производственно-сбытовой цепочки поставок водорода. «Стороны намерены развивать интегрированную цепочку производства, транспорта и поставок водорода, в том числе на электростанции Uniper в России и Западной Европе. Рассматриваются поставки «голубого» водорода, произведенного из природного газа с дальнейшим улавливанием и хранением CO2, а также «зеленого» водорода, полученного с использованием возобновляемых источников энергии», – говорится в официальном пресс-релизе.
Вообще сегодня тема водородной энергетики находится на пике популярности – публикации в СМИ, специализированные конференции и громкие заявления мировых лидеров. В свое время подобный массовый интерес со стороны энергетиков и политиков вызывали солнечные батареи и ветряки. Наряду с обожающими экологическую тему европейцами даже в России в прошлом году создали дорожную карту по развитию водородной энергетики. Однако вопреки громким заявлениям большинство экспертов признают: сегодня технологии по производству водорода достаточно дорогие и пока говорить о рентабельности многих водородных проектов не приходится. Учитывая, что основные добывающие активы «НОВАТЭКа» находятся на Ямале, себестоимость «газового» водорода возрастает. Пока нет четкого понимания: «НОВАТЭК» будет производить водород в ЯНАО, а потом доставлять покупателю, или будет транспортировать газ (куда, каким образом?) и делать водород «на месте»?
В любом случае Леонид Михельсон не захотел оставаться в стороне от экологической повестки и решил мягко похайповать. Меморандум, а тем более «о взаимопонимании в целях изучения и оценки возможностей», ни к чему ведь не обязывает. Хотя, как знать, может быть глава «НОВАТЭКа» и не блефует: все помнят начало 2010-ых и шквал критики в адрес СПГ-проектов и последующий взлет «Ямал-СПГ», сделавший «НОВАТЭК» конкурентом «Газпрома». Поэтому может и сейчас Леонид Викторович знает что-то такое, чего не знают остальные.
Стабильный рост
Цены на бензин в январе в регионах УрФО, и по России в целом продолжают расти. По данным Росстата к середине января средняя розничная цена по стране поднялась на 21 копейку. По разным оценкам, на Урале и в Западной Сибири рост цен за первый месяц года составил от 10 – 15 копеек (в основном – на заправках крупных ВИНКов) до 50 копеек – 1,5 рублей (относится к частным АЗС). Если учесть, что с февраля планируется очередная индексация акцизов на топливо, то закономерно, что цены на топливо продолжат расти. По мнению специалистов Института развития технологий ТЭК, к маю средняя цена АИ-92 составит не более 46 рублей за литр (рост почти на 2 рубля).
Напомним, что с 2019 года в стране действует демпферный механизм, в рамках которого нефтяным компаниям – производителям топлива компенсируют недополученный доход при поставках топлива на внутренний рынок в случае, если цены на мировом рынке растут, а компании не поднимают цены на внутреннем рынке. Механизм подразумевает защиту внутреннего рынка от колебаний цен на нефть на мировых рынках, однако пока защищать получается слабо. Как уже неоднократно отмечали различные эксперты, из-за особенностей налогового регулирования, а так же из-за отсутствия стимулов у нефтяников, снижения цен на топливо вообще не предполагается – только умеренный рост. Кстати, на прошлой неделе заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин уже успел отчитаться, что цены на бензин находятся в рамках инфляции, так что все законно.
Вообще, как показывает российская практика, рост и падение цен на нефть на мировых рынках никак не влияет на стоимость топлива в стране. То есть в любом случае повышение обеспечено. Потребители из одного региона УрФО даже придумали свое объяснение на этот счет. «Почему если нефть дешевеет, бензин дорожает, и когда нефть дорожает, соответственно, дорожает и бензин? – А как к нам на АЗС доставляется бензин? – Бензовозом. – Вот, а бензин-то дорожает».
© Ирина Гордеева