Когда свое тратить не хочется
Периодические обращения различных нефтегазовых компаний к президенту насчет предоставления различных льгот уже давно никого не удивляют. Нефтяники и газовики постоянно сетуют на высокую себестоимость трудноизвлекаемых запасов, «завышенные» налоги и другие проблемы. Однако на прошлой неделе льготы у государства для ТЭК попросил представитель региональной власти. В рамках Российской энергетической недели губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов заявил, что в ближайшие годы уровень добычи газа на Ямале будет сохраняться на высоком уровне, но после 2030 годом прогнозируется снижение в силу естественного истощения месторождений.
«Нам нужно компенсировать убывающий объем», – подчеркнул глава региона, отметив, что программа по разработке сложных запасов газа требует привлечения серьезных инвестиций, а «разработка многих месторождений на сегодняшний день затруднена или невыгодна, необходимо снять существующие барьеры».
Напомним, что ранее на совещании по вопросам развития энергетики Дмитрий Артюхов попросил президента России Владимира Путина дать поручение о создании комплексной программы по разработке сложных запасов газа Ямала.
Просьба губернатора Ямала предельно понятна – дайте денег из федерального бюджета (на самом деле не так важно, в виде программы, налоговых льгот или чего-то еще) на разработку трудных месторождений региона. Главными интересантами в данной ситуации выступают работающие на Ямале «Газпром» и «Новатэк» и остается только догадываться, на каких условиях газовики договаривались с Дмитрием Артюховым, чтобы тот на публике озвучивал подобные просьбы президенту. Будем надеяться, что молодой губернатор просто искренне переживает за будущее региона и старается планировать «в долгую».
Также любопытно было бы узнать, почему газовые гиганты не хотят сами полностью взять на себя затраты по инвестициям в разработку сложных месторождений. А возможности ведь явно есть – в этом году дела у газовиков идут хорошо, особенно по сравнению с 2020 годом. Например, чистая прибыль «Газпрома» по МСФО за первое полугодие 2021 года выросла почти в 22 раза и составила 995,5 млрд рублей. «Новатэк» в первом полугодии увеличил чистую прибыль более чем в 15 раз и заработал 164,4 млрд рублей. Компании еще не опубликовали отчетов за третий квартал, но учитывая фактор «газового ралли» (рекордного повышения цен на газ на мировых рынках) в августе и сентябре, «Газпром» и «Новатэк» точно продемонстрируют рост чистой прибыли. Деньги имеются, но вот тратить свое, когда есть возможность попросить государство, как-то глупо. А вдруг дадут?
На «споте» отыгрались не в полную силу
Между тем контрактные обязательства «Новатэка» не позволили компании Леонида Михельсона по полной отыграться на «газовом ралли» и выжать из ситуации максимум выгоды. Согласно производственному отчету в третьем квартале 2021 года на внутреннем российском рынке было реализовано 14,87 млрд куб.м природного газа, что на 3,6% больше аналогичного показателя за третий квартал 2020 года. Объем реализации СПГ на международных рынках составил 1,71 млрд куб. м, снизившись на 22,3%. Снижение объемов реализации на международных рынках в компании объясняют уменьшением доли продаж «Ямала СПГ» на спотовом рынке через акционеров, включая «Новатэк», и увеличением доли прямых продаж «Ямала СПГ» по долгосрочным контрактам. При этом добыча природного газа у «Новатэка» выросла на 4,2%.
Напомним, что в сентябре и начале октября цены на газ на спотовых рынках Европы и Азии были все возможные исторические рекорды. Например, в Европе стоимость одной тысячи кубометров газа доходила до 1500, а в Азии – превышала 1200 долларов США. Немного обидно, но долгосрочные обязательства важнее: не зря же в свое время крупные европейские и азиатские компании давали денег на проекты «Новатэка». Финансовые показатели за третий квартал компания еще не опубликовала, однако аналитики фондовых рынков ничего страшного в снижении поставок компании на спотовые рынки не видят, а финансовые результаты за третий квартал ожидают не хуже, чем за второй правда «при условии сохранения благоприятной ценовой конъюнктуры». А конъюнктура, как мы видим, вполне благоприятная, даже с учетом того, что цены на газ прекратили стремительный рост. Зима уже близко, поэтому есть все основания утверждать, что уже скоро можно будет снова порадоваться за акционеров «Новатэка».
Очереди из туристов что-то не видно
До некоторых чиновников, видимо, постепенно начинает доходить очевидное. Накануне начальник управления туризма Департамента промышленности ХМАО-Югры Наталья Ларионова посетовала на то, что нефтяники не испытывают большого энтузиазма по поводу развития промышленного туризма на их объектах.
«Пока радости, к сожалению, большой нет. Это закрытые предприятия, на которых нужно соблюсти кучу формальностей, чтобы можно было туда попасть. Сейчас это возможно для VIP-гостей, членов семей и профориентационных мероприятий», – подчеркнула чиновница.
Про развитие «нефтегазового» туризма в ХМАО и ЯНАО говорят, как известно, очень давно, однако реальных проектов, если не считать обозначенного госпожой Ларионовой делегационного туризма за счет регионального бюджета или самих компаний ТЭК, просто нет и не будет. С Натальей Ларионовой здесь и не поспоришь – почему-то нефтяники и газовики действительно не горят желанием пускать на объекты, имеющие особый статус, группы туристов. Хотя бы из соображения безопасности, не говоря уже о непрофильной деятельности и других «мелочах». Но еще почему-то чиновники, занимающиеся развитием туризма в нефтегазовых регионах, искренне думают, что если тот же «Лукойл» или «Газпром» откроет доступ к своим месторождениям для широкой публики, то туристы со всех концов страны поедут смотреть на национальное углеводородное достояние.
Расхожие фразы в СМИ типа «промышленный туризм набирает обороты», как правило, не подкреплены никакими цифрами, но из без исследований понятно, что большой очереди из желающих поехать в Западную Сибирь и посмотреть на добычу нефти не выстроится. Основными туристическими точками притяжения в России по-прежнему остаются Питер, Москва и Крым, который наш. Отчасти еще Алтай и Казань, но никак не нефтегазовые города. Поэтому когда очередной чиновник говорит о геобренде нефтегазового региона, обязательно упоминая про промышленный туризм, всегда хочется спросить – как это реализовать, монетизировать и, самое главное, кто целевая аудитория? Блогеры и СМИ «туристических» денег в регион не принесут, а «медийная известность», как показывает практика, в случае с нефтегазовыми Югрой и Ямалом еще никогда не монетизировалась.
© Аркадий Янсон