«Позволят ли нефтяникам майнить криптовалюту?»

Валюта
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: Евгений Поторочин

Попутный майнинг

Нефтяники хотят использовать попутный нефтяной газ, с помощью которого будет генерироваться электроэнергия, для обеспечения работы центров обработки данных (ЦОД) и майнинг-ферм. В Минцифры и Центробанк было направлено соответствующее письмо от заместителя главы Минпромторга Василия Шпака. Эксперты полагают, что проект может оказаться интересен иностранным инвесторам, в первую очередь из Китая, где майнинг запрещен. В России закон, регулирующий порядок оборота цифровых валют, еще не принят.

Как на прошлой неделе писали СМИ, в Минпромторге сообщили следующее: «Инициатива поступила от участников рынка и обсуждается с регуляторами»; по информации «Ъ», речь идет об «одной из крупных российских нефтедобывающих компаний». В профильных телеграм-каналах уже начали выдвигаться предположения, что «крупная нефтедобывающая компания» – это «Газпром нефть». Согласимся, что такая версия вполне похожа на правду, поскольку компания Валерия Дюкова на фоне своих коллег всегда выделялась высоким уровнем цифровизации, да и вообще повышенным интересом к данному направлению. Но в данной ситуации не столь важно, кто именно внес такую инициативу. Важнее другое – позволят ли нефтяникам майнить криптовалюту? Для этого нужно будет как минимум серьезно проработать вопрос на уровне законодательства. Ну и, конечно, сейчас государство, прикрываясь формулировками типа «необходимо просчитать все риски и обсудить это с регуляторами», будет прикидывать, какую выгоду можно извлечь в сложившейся ситуации.

Вообще идея хорошая – попутного нефтяного газа у нефтяников, в частности, на месторождениях ХМАО и ЯНАО, хватает не только для нефтегазохимии (а иногда – для сжигания на факелах) и, если использовать его для ЦОДов, то вполне возможно повысить рентабельность месторождений. Правда, есть несколько технических вопросов.

Первое. Готовы ли сами нефтяники строить на своих месторождениях (или близко к ЦОДам) электростанции, работающие на попутном нефтяном газе? Если да, то скорее всего проекты будут окупаться не один, и не два года – даже если у вас есть практически дармовое топливо для электростанции, это топливо нужно как минимум подготовить и доставить до этого электростанции. Сколько тогда будет стоить кВт*ч и не дешевле ли будет закупаться на оптовом рынке электроэнергии? Второе. Пока основными регионами нефтедобычи в России, а, следовательно, и попутного нефтяного газа, являются Югра и Ямал. Ближайшие крупные ЦОДы – в Екатеринбурге и Новосибирске. Таким образом задача по «переброске» электроэнергии усложняется. Наверное, нефтяники уже просчитали эти вопросы, раз выходят на министерства с готовым предложением… Если все получится, то кто-то из крупных игроков российской нефтянки получит возможность дополнительного заработка, объем которого оценить пока, конечно, невозможно. Но заработка на непрофильных «цифровых» активах. Вот что ценно. Как знать, может и другие нефтегазовые предприятия идею поддержат.

Когда греют углеводороды, а не солнце

По данным филиала Системного оператора – ОДУ Урала потребление электроэнергии в Объединенной энергосистеме (ОЭС) Урала в сентябре составило 20293,7 млн кВт*ч, что на 7% больше, чем в сентябре прошлого года. За 3 квартала потребление электроэнергии в ОЭС Урала выросло на 3,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Казалось бы, рост потребления электроэнергии свидетельствует о повышении деловой активности, но в данном случае радоваться рано.

Во-первых, понятно, что такой рост обусловлен низкой базой прошлого, «ковидного» года – то есть мы просто возвращаемся к нормальным показателям. Во-вторых, за счет чего или кого был обеспечен этот рост? Все верно: традиционно за счет наших экономико-образующих отраслей – добычи нефти и газа. В этом году цены на углеводороды на мировых рынках радуют нефтяников и газовиков. Некоторые компании УрФО даже демонстрируют фееричный рост энергопотребления. Хотя, конечно, работа с углеводородным сырьем подтянула за собой и другие отрасли. Например, металлургов: корпорация «ВСМПО-АВИСМА» стала потреблять больше электроэнергии на 29,3%, а «НЛМК-Урал» – на 12%. Кто-то еще будет поднимать вопрос о «слезании с нефтегазовой иглы»?

И еще интересный момент: выработка электроэнергии солнечными электростанциями Урала в сентябре составила 44,6 млн кВт*ч, что на 14,6% ниже, чем в сентябре 2020 года. Это на фоне того, что традиционные генераторы, ТЭС и АЭС, выработку как раз увеличили – на 10 и 7% соответственно. Очередной привет всем сторонникам уральских ВИЭ, которым кажется, что «зеленая» генерация может стабильно снабжать энергией хотя бы небольшие объекты. Кстати, зиму синоптики обещают холодную, так что весной 2022 года ТЭС наверняка покажут прекрасные финансовые показатели. Будем следить.

Кто глаголит устами губернаторов?

Заместитель председателя правительства и куратор УрФО Юрий Борисов побывал в Ханты-Мансийске, где принял участие в совещании по подготовке и реализации инвестпроектов в регионах Урала. Речь, разумеется, все о той же нефтегазовой отрасли, поскольку делать крупные вложения в другие сферы экономики округа инвесторы не хотят. Но, как выясняется, инвестиции в ТЭК Югры и Ямала тоже могут оказаться под вопросом. Об этом Юрию Борисову говорили и главы северных регионов, и уральский полпред Владимир Якушев, выступив в некотором роде посредником между губернаторами ХМАО и ЯНАО и Правительством РФ. Суть простая: если в ближайшем будущем не хотите иметь города-призраки на тюменском севере, проработайте вопрос налогообложения для нефтегазовых компаний, занимающихся разработкой трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ).

«От состояния нефтегазовой отрасли сегодня зависит наполняемость бюджетов всех уровней, социально-экономическая стабильность и сохранность рабочих мест, – отмечает Владимир Якушев. – Вопрос по трудноизвлекаемым запасам очень важен и для Югры, и для Ямала, и для компаний, которые работают на этих территориях. Относительно недавно был введен новый налоговый режим для добывающих компаний, однако под это регулирование попали не все месторождения. Если их перечень не будет расширен, то судьба многих из них окажется под вопросом, так как такая разработка будет нерентабельна».

Поспорить с уральским полпредом трудно. Конечно, может быть, что Юрия Борисова просто пугают, и в ближайшее время нефтегазовые компании вряд ли прекратят заниматься даже истощенными месторождениями, но в обозримом будущем такой сценарий вполне реален. Льготные налоговые режимы для ТРИЗов действительно могли бы поддерживать некоторые города Югры и Ямала. Тем более, что новую промышленную инфраструктуру строить не нужно. Другой вопрос – готовы ли в Минфине дать послабления нефтянкам? «Если не получать большие налоговые отчисления от добычи нефти, зачем ее добывать», – наверное, так думают в профильном министерстве. Позицию региональных властей тоже можно понять – они не наделены достаточными полномочиями, чтобы «льготировать» крупные проекты в ТЭК. Вот и приходится обращаться к вышестоящим руководителям. Как мы писали, ранее губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов попросил Владимира Путина дать поручение о создании комплексной программы по разработке сложных запасов газа Ямала. Можно подумать, что нефтегазовые корпорации используют местных политиков для выбивания «плюшек» из федералов, но посыл четкий и обоснованный – если вам нужны «работающие» нефтегазовые города, то создавайте условия (то есть берите меньше налогов). Не придерешься.

Сам Борисов подчеркивает, что ему, как куратору УрФО, поставлена задача – обеспечить рост социально-экономических показателей. Но обеспечить этот рост можно будет только «уговорив» нефтяников остаться работать с ТРИЗами И, похоже, что на определенные уступки властям пойти придется.

© Аркадий Янсон