​«Деньги пойдут не в федеральный бюджет и не в регионы присутствия. Деньги получат акционеры»

Деньги
Ни для кого не секрет, что изменения в сфере ТЭК в России напрямую влияют на качество жизни населения. Россия, как «нефтяная держава», зависит от изменения конъюнктуры на мировых рынках, да и зависимость нефти от доллара ощущается внутри страны. Основные «поставщики» «черного золота» и газа, как известно, – Ямал и Югра. УралПолит.Ru в еженедельной рубрике «Обзор ТЭК» вместе с нашим обозревателем Александром Жезловым, рассказывает читателям о наиболее значимых событиях в этой сфере на минувшей неделе, о том, что это значит и к чему может привести в будущем.
Фото: pxfuel.com

«Мы за вас рады»

«НОВАТЭК» опубликовал финансовую отчетность за первое полугодие и, как уже успели отметить многие финансовые аналитики, отчетность весьма позитивная. Выручка компании от реализации нефти и газа, по сравнению с первым полугодием 2020, выросла более чем на 180 млрд рублей, а скорректированная чистая прибыль – в 4,2 раза до 89 млрд руб. В целом эксперты положительно оценивают результаты «НОВАТЭКа», хотя некоторые и отмечают, что такие итоги первых двух кварталов «вполне совпали с ожиданиями рынка». Вкратце напомним, что на мировых рынках последние несколько месяцев наблюдался значительный рост цен на природный газ (в частности – СПГ), что обусловлено повышенным спросом, как на европейском, так и на азиатском рынках. На днях на европейском рынке был зафиксирован очередной максимум, который не обновлялся уже много лет – спотовая цена на СПГ составила 505 долларов за одну тысячу кубометров; на азиатском спотовом рынке в последних числах июля, цена была еще выше – более 540 долларов за одну тысячу кубометров. Одной из главных причин такой ситуации стали жаркие летние месяцы: нашим азиатским партнерам потребовалось куда больше энергии для промышленного и бытового кондиционирования чем обычно. Погода снова «подыгрывает» компании Леонида Михельсона. Напомним, в начале 2021 года, в связи с холодной зимой, спотовые цены на СПГ в Азии били все исторические рекорды: более 800 долларов за одну тысячу кубометров.

На фоне таких головокружительных успехов в отчетности «НОВАТЭКа» весьма показателен один параметр – прибыль, относящаяся именно к акционерам ПАО «НОВАТЭК» за первое полугодие 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросла более чем в 15(!) раз, с 10,8 до 164,4 млрд рублей. То есть деньги пойдут не в федеральный бюджет (хотя последнему, несомненно, что-то достанется, ведь тот же налог на прибыль никто не отменял) и уж тем более не в регионы присутствия компании. Деньги получат акционеры. Если вы не держатель большого пакета акций «НОВАТЭКа», можете начинать завидовать. Очень не хотелось бы сводить все к шариковскому «взять все и поделить» – в конце концов, никто не запрещает покупать акции компании и зарабатывать вместе с Леонидом Викторовичем – но если говорить о конкретных выгодах для регионов УрФО, то ситуация очень напоминает анекдот. «Правительство отчитывается перед народом: «Мы стали жить еще лучше». Народ: «Мы за вас рады».

Похоронить дешевле

В одном из профильных Telegram-каналов появилась информация, что «Газпром трансгаз Екатеринбург» продолжает сокращать расходы на «социалку» и избавляться от непрофильных активов. В частности, авторы сообщения указывают на то, что еще в прошлом году компания «существенно сократила социальные расходы», приводя в пример урезание так называемых «похоронных» выплат на захоронение пенсионеров «Газпром трансгаз Екатеринбург». Кроме того, не называя источников, Telegram-канал анонсировал продажу санатория у озера Глухое в Сысертском районе Свердловской области, также принадлежащий компании.

Конечно, урезание социальных программ в «Газпроме» и избавление от непрофильных активов является обычным делом уже не первое десятилетие и случай с екатеринбургской «дочкой» газового гиганта явно не исключение. Что касается продажи санатория, то по крайне мере на официальном сайте, посвященного реализации непрофильных активов группы «Газпром», информации о продаже указанного объекта нет. Если же говорить о сокращении «похоронных» и прочих выплат, то пусть пенсионеры «Газпром трансгаз Екатеринбург», как бы цинично это не звучало, особо не расстраиваются – работающим может быть еще хуже. Напомним, что в конце прошлого года глава «Газпрома» Алексей Миллер принял решение оптимизации затрат компании, которая затронет 80 дочерних предприятий. В рамках решения было обозначено, в том числе, сокращение «количества работников газотранспортных дочерних предприятий, автотранспортного блока, линейных управлений, сотрудников управлений по эксплуатации вахтовых поселков». Как видно, Алексею Борисовичу необходимы деньги на «всеобщую газификацию», ведь задача поставлена самим президентом РФ и оптимизация затрат – всего лишь один из способов эти деньги раздобыть. Интересно, а чистая прибыль компании (ну, чисто гипотетически) может рассматриваться как один из финансовых источников той же газификации?

Сезонный взлет

Цены на авиационное топливо за первые шесть месяцев с начала года выросли на 13,7%. Согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта, наибольший скачок цен пришелся на июль – в середине лета за месяц стоимость авиационного керосина выросла на 3,8%. Аэропорты ключевых городов УрФО наглядно иллюстрируют подобный тренд. Так, рост стоимости авиатоплива в июле в Тюмени и Нижневартовске составил 6,1%, в Сургуте и Челябинске – 6%, в Ноябрьске – 9,2%, Ханты-Мансийске – 6,9%, а в Екатеринбурге – 4,8% (поставщик АО ТЗК «Кольцово») и 8,7% (поставщик ООО «АЭРОФЬЮЭЛЗ Екатеринбург»).При этом, традиционно, именно в июле, как в городах ХМАО и ЯНАО, так и в крупных региональных хабах, таких как Екатеринбург, Тюмень и Челябинск, пассажиропоток увеличивается как минимум в 5-6 раз. Сезон отпусков.

Надо сказать, что ситуация повторяется из года в год, однако пандемия и связанные с ней запреты только подстегнули спрос на авиаперелеты – при малейшей возможности население приобретает билеты как на внутренние, так и на зарубежные рейсы. Разумеется, рынок сразу же реагирует на спрос и отдельные туроператоры и агентства уже озвучивают, что средний рост цен на авиаперелеты в июле составил 15-20%. Напомним, что по официальным данным, суммарный чистый убыток 15 крупнейших российских авиакомпаний России после пандемийного 2020 года составил около 125 млрд рублей.Конечно, у нас в стране есть и ФАС, и куча других контролирующих органов, но было бы наивно полагать, что авиаперевозчики (как, кстати, и производители авиакеросина) не захотят возместить ущерб. Пусть и постепенно, пока сезон.

© Аркадий Янсон